Картотека пальчиковых игр, физкультминуток.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Дворяшина Елена Леонидовна

Вашему вниманию предлагаются картотека пальчиковых игр, физкультминуток, способствующих развитию внимания, мышления, мелкой моторики, речи..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkult.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

 Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

                        Что дает пальчиковая гимнастика детям?

        Способствует овладению навыками мелкой моторики.

        Помогает развивать речь  Повышает работоспособность коры головного  Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность

Овощи

У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)

Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Соберу грибы

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)

Хлеб

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
(
Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)

Мебель

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)


Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре -
(Руки сжимают в «замок»).
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой.)

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наобор

Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)

Круглый год
Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

Ёлка

Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки,

Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Транспорт
Будем пальчики сгибать -
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

На заправке
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
(Обеими руками «крутят руль» перед собой.)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)

Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)

Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

Веселая встреча
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими.)

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

Книги
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)

Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Насекомые
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
(Прячут руки за спину.)

             

                 Одежда

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

            Одежда

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять 
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.


«Пирог»

Падал снег на пирог.

(дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)

Ручейком пирог утёк.

(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(опять показывают, как пекут пирог)

Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

             

Космос

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

Космос

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
«Красота нашего города, страны»

Космос

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди? 
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

«Здоровье»

«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет, 
Утро ясное придет, 
Будут птицы щебетать, 
Будут пальчики вставать! 


Город. Страна.

На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.


Город

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по 
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с 
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки, 
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками.
Всех я вас приветствую

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) 

             

Профессии
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Грибы»

Профессии

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

-Фольклор

 Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец) 
Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев) 
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове) 
Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку) 
Что ты рано встаешь, 
Что ты звонко поешь, 
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку) 
Солнышко-вёдрышко 

Фольклор

Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы) 
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх) 
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой) 
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове) 
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

Игрушки
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Игрушки
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.

.Весна
Снова солнце в небе улыбается, Соединять пальцы правой руки с большим.
Снег растаял, ручейки звенят. Соединять пальцы левой руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». 

Сосульки

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой) 
Сели на карниз. Положить руки на колени. 
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук. 
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз. 
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами. 
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения. 
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево. 
Кап-кап, дзинь – дзинь.

 Картотека физкультминуток для занятий по развитию речи 

 

Физкультминутка «Маша-растеряша» (Звук Ш)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле  нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

 Физкультминутка «Как мячики» (Звук Ч)

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики Прыгают, как мячики,

Ножками топают, Ручками хлопают, Головой кивают, Все вместе отдыхают.

Физкультминутка «Зимой» (Звуки С-Ж-Ш)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)

Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)

Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)

          Физкультминутка «Капуста» (Звук С)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

        Физкультминутка «Часы» (Звук Т)

Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так (наклоны головы к плечам).

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так (раскачивания туловища).

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так (наклоны туловища влево - вправо).

Мы тоже можем так.

         Физкультминутка «Три медведя» (Звук Ш)

Произносится текст, одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

 Физкультминутка «Лебеди» (Звук ЛЬ)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

Физкультминутка «Конь» (Звук Р)

         Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру  играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок,

Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

 Физкультминутка «Медвежата» (Звук Л-ЛЬ)

Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

       Физкультминутка «Кузнечики» (Звук П)

Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

 Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали, (приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко, (прыжки на месте)

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился, Ж - (вращательные движения руками перед собой)

К облакам поднялись,

И шасси убрались, (поочередное поднимание колен)

Вот лес - мы тут

Приготовим парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)

Толчок, прыжок, Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны)

Физкультминутка «Птицы» (Звук  Л-ЛЬ)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как головою между листвою

Дятел деревья долбит (движения головой вверх - вниз)

Как на рыбалку и вперевалку

Гусь за гусыней бежит (бег на месте с разведением рук)

 Как удивились, остановились

Гуси у самой реки,

Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)

И потихоньку пошли, (шаги на месте)

       Физкультминутка «Лошадки» (Звук Ш)

Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

А водица вкусна! Пейте!

Хороша водица! Постучим копытцем! (притоптывание ногой)

Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)

Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!

       Физкультминутка «Части тела» (Звук Л)

Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения.

Вот со звуком [л] слова:

Лоб, затылок, голова,

 Кулаки, ладошки, локти,

Звука [л] нет в слове «ногти».

Глазки, тело и лопатки,

Звука [л] нет в слове «пятки».

     Физкультминутка «Утренняя зарядка» (Звук С)

Произносится текст и одновременно выполняются  движения.

Мы - веселые ребята,

 Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся,

С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз,

Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз)

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай!

Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок!

Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем

- «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)

Физкультминутка «Хомка» (Звук Х)

Хомка, хомка, хомячок ( руки  на  поясе, повороты влево-вправо)

Полосатенький  бочок ( погладить  бока)

         Хомка раненько  встаёт,

        Щёчки  моет, шейку  трёт,

Подметает  Хомка хатку

И выходит  на  зарядку

1-2-3-4-5

Хочет  Хомка  сильным  стать. (движения согласно  тексту)

Физкультминутка «Индюк» (Звук И)

        Индюки по травке ходят (  Ходьба на месте. )

         Индюшат с собою водят.  (Ходьба в приседе).

       Громко индюки кричат — (ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.)

        Защищают индюшат.

        В небе ястреб появился,  ( руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо).

       Над семьею закружился,

      Индюшат схватить готов, 

         Да боится индюков( наклоны в стороны, вперед).

 Физкультминутка «Пилим брёвна» (Звук Пь)

Пилим бревна,

Пилим доски,        ( наклоны в стороны. Скольжение ладонями по ногам)

Пилим их пилою плоской.

Очень острая пила –

Хорошо идут дела:     ( Полуприседания с хлопком впереди)

Толстых чурок две горы!

Дружно взяли топоры, ( Наклоны в стороны – правая, левая рука над головой поочередно)

Размахнулись – раз и два,

Получаются дрова.   (Наклоны вперед с опусканием рук вниз)

  Физкультминутка «Самолёт» (Звук С)

 Взлетная полоса

Отпускает в небеса

Пассажирский самолет,

А ведет его пилот.   ( потягивание, руки вверх, через стороны – вниз)

Вот она – высота,

В синем небе – красота!  (руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки)

Облака цветные,

Звезды золотые,     

Самолет вперед летит ( Круговые движения руками вперед, назад)

Солнышко нас веселит,   ( руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки)

Все у нас в порядке – делаем посадку.(Приседания, круговые движения ладонями вперед (мотор)

Физкультминутка «Облако» (Звук О)

Облако, облако –

Как кораблик белый.     (пальцы соединены над головой, повороты влево и вправо)

Облако, облако,

Не сиди без дела.

Облако, облако,

По небу гуляй.        ( Наклоны вперед)

Облако, облако,

Дождик собирай.

Если ты вовремя

Дождичек прольешь  (прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади)

Вот какой высокой   ( руки поднять вверх, опустить через стороны вниз)

Будет в поле рожь!

Физкультминутка «Белка» (Звук Бь)

Скучно белочке в дупле,

Веселее на земле,            ( потянуться, хлопок над головой)

Прыг-прыг, прыг-прыг –

По стволу сбежала вмиг, (прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движения белочки).

По дорожке по лесной

Побежала в лес густой,  (бег на месте с доставанием пятками ягодиц)

А лиса – навстречу ей,

Прячься, белочка, скорей! ( присесть, закрыв голову руками)

Физкультминутка «Аист» (Звук А)

Аист над землей летает,

Аист ветки собирает

Аист собирает ветки,         (руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки)

Помогите ему, детки.

Аист, аист белокрылый, ( ноги на ширине плеч, руки вверху, наклоны в стороны)

Аист вьет гнездо на крыше…

Тише, тише, тише, тише.    ( приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз)

Физкультминутка «Уж» (Звук У)

Уж ползет, уж ползет

По лесной тропинке.

Уж свою, уж свою  ( ладони вместе, покачивая туловищем – имитация движения змеи)

Выгибает спинку.

У ужа, у ужа

Желтые кружочки  ( пальцы к плечам, круговые движения  4 раза вперед, 4 раза назад)

На головке горят,

Словно огонечки.

Мы ужа отличить   ( прыжки: руки на поясе, ноги в стороны, вместе)

Сможем от гадюки.

Уж уполз, уж уполз   ( хлопки в ладоши)

Нам не дался в руки.

Физкультминутка « Облако» (Звук О)

Облако, облако –

Как кораблик белый.  ( пальцы соединены над головой. Повороты влево и вправо)

Облако, облако,

Не сиди без дела.

Облако, облако,

По небу гуляй.        ( то же. Наклоны вперед.)

Облако, облако,

Дождик собирай.

Если ты вовремя

Дождичек прольешь  (прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади)

Вот какой высокой   (Потянуться кверху, руки поднять вверх, опустить через стороны)

Будет в поле рожь!

Физкультминутка «Зайчик» (Звук Ы)

Возле липы у реки

Плели зайцы лапотки,  ( руки на поясе, повороты туловища в стороны)

Лыко драли сами

Зайцы коготками.

Есть у зайчиков сноровка –

Вышла каждому обновка. (наклоны в стороны, скользящие движения руками вдоль туловища)

Лапотки надели –

Прыгать захотели.

Прыг-прыг, прыг да скок,

Мимо шел голодный волк.     (прыжки на месте, ходьба на месте)

Как завыл он: «ы-ы-ы» –

Зайцы прыгнули в кусты,

Сели под кусточком         (присесть, закрыть голову руками)

В новых лапоточках.

Физкультминутка «Мак» (Звук М)

Маки в поле, маки в поле

Увидали Маша с Олей,     (ходьба на месте )

Маки полевые,

Красные, большие.

В поле ветерок гуляет,

Маки красные качает ( руки впереди, наклоны вперед с разведением рук в стороны)

Вот так, вот так,

Он качает каждый мак.    ( наклоны в стороны, руки вперед)

В поле малыши гуляли,

Маки красные не рвали,

Любовались ими,

 Маками большими.    (ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)

Физкультминутка «Паучки» (Звуки  П-Х-Т)

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,     (имитируя большой живот, наклоны в стороны)

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.( ходьба на месте с подниманием рук вверх и опускаем)

Мухи черные летают,

В паутину попадают — (круговые движения  руками, вперед, назад)

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней. ( руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза)

Физкультминутка «Эхо» (Звук Э)

Заблудились мы в лесу  ( ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)

Стало не до смеха.

Маму мы зовем: «Ау!» — ( повороты в стороны, руки у рта рупором)

Отвечает эхо.

Эхо, эхо, почему  ( хлопок перед грудью,  наклоны вперед, посмотреть вперед)

Отвечаешь ты «Ау»?

Мы под кустики глядели   ( руки на поясе, приседание с поворотом в сторону)

Эхо отыскать хотели.

Где ты, отвечай скорей!   (повороты вокруг себя влево, вправо)

Отвечало эхо: «Эй!»

Физкультминутка «Кони» (Звуки К-ЛЬ)

Вдоль по полю,

Вдоль по полю

Скачут кони к водопою.      ( бег на месте на подскоках)

Кони скачут поутру,

Гривы вьются по ветру.  ( ноги на ширине плеч, руки вверх,наклоны влево, вправо)

Табуном к реке идут,

Наклонились – воду пьют. ( руки в стороны, наклоны: достать пальцами пол)

Долго кони воду пили,

А потом они поплыли

Ко крутому бережку

К травке, к сочному лужку. (руки вытянуты вперед,  рывками разводить руки в стороны)

Физкультминутка «Попугай» (Звуки А ,О, Э, У после гласных, Й, Ь)

Майя клетку не закрыла,

Попугая упустила.        (руки к плечам вверх, руки к плечам вперед)

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      ( круговые движения руками вперед, назад)

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:       (Ходьба на месте, руки опущены)

«Попугай, мой попугай,

Далеко не улетай!  (Руками похлопывать бедра, прыжки на месте)

Попугай, вверху летая,

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь,

 Полетаю и вернусь». ( руки на поясе, наклоны вперед, руки в стороны)

Физкультминутка «Попугай» (Звук Л)

Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси,   (ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы)

Топчут снег пушистый,

Белый, серебристый.         (приседания, руки в стороны, руки на поясе)

Волки за лосями ходят,

Глаз с лосей они не сводят, (прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу)

У высокой елки

Встали злые волки.

Сам вожак к лосям подкрался –

Только без зубов остался:       (поднимание коленей на месте)

Лоси ведь рогаты,

Лезешь, волк, куда ты?          ( потягивание на носках с подниманием рук вверх)

Физкультминутка «Козы» (Звуки  З-С)

Козы по лесу гуляют,

Тонкую лозу ломают,        (ходьба на месте)

На копытца встанут –

И лозу достанут.                (поднимание на носках, руки вверх и к плечам)

Пастушок свирель берет,

Козочек к себе зовет, весело играет,

Козочек сзывает: ( повороты  с развертыванием рук в стороны вправо, влево)

«Козочки, не заблудитесь,

Козочки, домой вернитесь,

Вы бегом, бегом, бегом

 Возвращайтесь с молоком»  ( прыжки вокруг себя вправо, влево)

Физкультминутка «Жук» (Звуки  Ш-Ж)

По тропиночке пешком

В лес идут жук за жуком,

Медленно шагают,

 Лапки поджимают.  

Ах, жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,

Вам в родной лесочек

Не дойти до ночи.       

Лучше вы, жуки, летите,

Крыльями сильней машите, 

Вас в лесу зеленом

Не найти воронам.   (движения  согласно  тексту)

Физкультминутка «Кошка» (Звук  Ш)

Ходит кошка возле норки,

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

Только мышка не идет (руки за спиной, ходьба на месте с поворотами в стороны)

Кошка вспомнила про плошку,

Побежала по дорожке,   (бег на месте)

Дома плошка с молоком –

Мышку можно съесть потом. ( наклоны с доставанием пальцами носков)

Вышла мышка не спеша,

Ищет крошки малышам,

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.   (потягивание вверх с разведением рук в стороны)

Физкультминутка «Моржи» (Звуки  Ж-М)

Мы моржи, моржи, моржи,

От мороза не дрожим,      (рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны)

Мы холодною зимой

Дружим с ледяной водой.   (похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук)

Мы моржи, моржи, моржи,

Мы на льдине полежим,      (наклоны вперед с отведением рук назад)

Не страшна простуда нам

Северным морским моржам.  (потягивание с разведением рук в стороны, вниз)

Физкультминутка «Бобры» (Звук Р)

Рано встали два бобра –

Дело есть у них с утра:    (руки сжаты в кулаки,рывки прямыми  руками поочередно вверх)

Надо им бревно срубить

На запруду смастерить.   (наклоны вперед)

Топоры у них остры,        (руки на пояс, ноги параллельны, наклоны вперед)

Размахнулись, наклонились…

Долго два бобра трудились, ( шаг на месте, руки за спиной, наклоны вперед)

Заготовили одно

Очень нужное бревно. (потягивание с подниманием рук вверх и опусканием  вниз)

Физкультминутка «Рыбка» (Звуки Р-Л-Ч)

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,   (ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

 Корм себе искала.          (прыжки: ноги в стороны, вместе и т.д)

Возле берега червяк

Извивается – вот так,

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.           ( руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо)

Дернул леску рыбачок,

Да сорвался червячок,     (хлопки перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком умчалась ( ладошки вместе, руки вперед (имитация движения рыбки)

Физкультминутка «Гуси» (Звуки Д-Г-Т)

Ходят гуси у пруда

И гогочут: «га-га-га», (ходьба на месте, руки вдоль тела)

Тянут гуси шеи –

У кого длиннее? (наклоны вперед, руки в стороны и вытягиванием шеи вперед.)

Машут крыльями большими.

Не хотим встречаться с ними:

Нас они пугают, в воду не пускают.   (ходьба на приседе.)

Гуси рыбку увидали,

Дружно в воду побежали –

Все гуськом, гуськом, гуськом

Вслед за главным гусаком.  (подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам)

Физкультминутка «Воробьи» (Звук В)

Воробьишки- воробьи,

Маленькие пташки,     (ладони под мышками, движения локтями вниз, в стороны)

Надевайте поскорей

Новые рубашки.          (наклоны вперед с потягиванием ног и тела)

В гости вас ворона ждет,

Пироги для вас печет. ( повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево)

Поскорей, поскорей

 В гости вы летите к ней!  (прыжки вокруг себя вправо, влево).

Физкультминутка «Хомяк» (Звук Х)

Нес хомяк мешок с горохом

Нес мешок хомяк и охал:    (ходьба с руками за спиной.)

«Ох, ох, ох, ох,

До чего тяжел горох!»      (полуприседания, руки на поясе)

Отдохнуть хомяк решил –

Со спины мешок свалил,   (наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками)

Распрямился, потянулся,

Потянулся, улыбнулся…   (потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

Отдохнул он хорошо

И опять вперед пошел.    (ходьба на месте)

Физкультминутка «Щеголёнок» (Звуки  Ч-Щ)

Щегленок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:       (приседания, руки вперед, встать, руки на поясе)

Котище черный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.      (ходьба вокруг себя, как  кошка)

Щегленка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой… (повороты влево, вправо, прыжки на месте)

Щегленок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет!

И вот удача – высот

Спасла щегленка от кота.   ( потягивание, руки к плечам, вниз (встать на носочки)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам

Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам.                                  Сентябрь.3 не...

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам

Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам.Подготовительная группа...

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам

Данную картотеку можно использовать в работе с детьми любого возраста. Она сделана в виде разрезных картинок. А поместили эти картинки в фотоальбом, что удобно для использования. Карточки не мнутся, а...

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, чистоговорок

Здесь представлена подборка пальчиковых игр, физкультминуток, чистоговорок, способствующих развитию внимания, мышления, речи дошкольников...