конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воронина Елена Ивановна

конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_2.docx245.16 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕКАБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).Автоматизация и дифференциация произношения сонорных звуков свободной речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями мебели, карточки со звуковыми схемами, резиновый мяч среднего размера, карточки для игры «Кто скорее?»

Предварительная работа. Составление плана загадки-описания о мебели на занятии по развитию речи. Игра «Еще лучше» на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание стихотворения «Откуда стол пришел?»

Ход занятия

1. Составление загадок-описаний 

Предлагаем каждому из детей взять картинку из контейнера так, чтобы никто не видел. Дети берут картинки и занимают места за столом.

Сегодня мы продолжаем разговор о мебели. И начнем с загадок-описаний. Вспомните план загадки-описании и составляйте загадку о том предмете, который изображен на картинке. Следите за произношением звуков [р], [р’|, |л (Это предмет мебели для гостиной. У него есть                

сиденье, спинка, ножки, подлокотники. Оно мягкое и удобное.

В нем можно сидеть и отдыхать. Что это?(Это кресло); Этот предмет мебели стоит в спальне. У него есть стенки, дверцы, ножки, полки. Он дубовый, большой, полированный. В нем хранят одежду. Что это?(Это шкаф); Этот предмет мебели для столовой. У него есть столешница и четыре ножки. Он ореховый, полированный за ним обедают. Что это?(Это обеденный стол); Эта мебель стоит в детской комнате. У нее есть матрас, спинки, ножки. Она удобная, мягкая. На ней можно спать. Что это?(Это детская кровать).

2. Упражнение «Подскажи словечко

Следующая игра называется «Подскажи словечко». Вы должны закончить строчку стихотворения, подобрав слово в рифму.

Костя в комнату вошел

И поставил сок...(на стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки...(в буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла...(со стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика...(из шкафа).

Закатила барабан Наша Оля...(под диван).

На портрете — Аня с бантом,

А портрет тот...(над сервантом)

Книжку новую Ивана

Я достал...( из-под дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет...(на кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть...(на стуле)

Посидеть хотим мы если,

То развалимся мы...(в кресле)

3. Упражнение «Подбери схему».

Помещаем на наборное полотно две звуковых схемы, а детям раздает картинки с изображениями стола, стула, шкаф пуфа.

Рассмотрите свои картинки, произнесите названия мебели, а потом поставьте картинки под схемы, которые стоят на наборном полотне, и объясните свой выбор.(Я поставил свою картинку под первую схему, потому что в слове шкаф всего четыре звука, первый твердый со- |ясный звук [ш], второй твердый согласный звук [к], третий гласный звук [а], четвертый твердый согласный звук [ф]).

4. Игра с мячом «Еще лучше».

Я хочу предложить вам новую игру. Я буду начинать предложение об одном из предметов мебели и бросать вам мяч.

Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, рассказывая о таком же предмете мебели, который еще лучше первого.

У меня есть мягкий диван...(а мой диван еще мягче).

У меня есть удобное кресло...(а мое кресло еще удобнее).

У меня есть высокий шкаф...(а мой шкаф еще выше).

У меня есть широкая кровать...(а моя кровать еще шире).

5. Игра «Магазин».

Ставим на наборное полотно предметные картинки с изображениями мебели.

Давайте поиграем в «Магазин». Я буду продавцом, а вы будете объяснять мне, почему хотите купить ту или иную мебель.

Я хочу купить красный диван, потому что он большой и очень удобный (А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор; Я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг; Я хочу купить письменный стол, потому что за ним удобно рисовать).

6. Рассказывание стихотворения С. Маршака «Откуда стол при шел».

Теперь вспомните стихотворение Самуила Mаршака «Откуда стол пришел?» Расскажите его четко, выразительно. Следите за произношением звуков.

(Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол — сосновый стол —

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола...

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он — и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал.

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.)

7.Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».

8.Упражнение «Лесенка».

 Новая игра называется лесенка. Вы должны разделить названия мебели на слоги и выложить лесенку, начиная со слова из одного слога до слова из трех слогов (Моя лесенка начинается со слова стол, второе кро-ватъ, третье слово — та-бу-рет; В моей лесенке первое слов стул, второе слово-диван, третье слово — сек-ре-тер; В моей лесенке первое слово шкаф, втрое — крес-ло, третье — тум-боч-ка; моя лесенка начинается со слова пуф, втрое-бу-фет, тертье слово — ска-мей-ка)

9.Игра «Кто скорее?» 

Последняя игра на скорость и сообразительность. Вы должны рассмотреть картинки в каждом вертикальном и горизонтальном рядах и

 догадаться, какую картинку нужно нарисовать в пустом квадратике.

10. Окончание занятия.

ДЕКАБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Мебель». Пополнение экспрессивного словаря словами- антонимами. Совершенствование грамматического строя речи образование и употребление существительных с суффиксом увеличительности). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка префиксального словообразования. Совершенствование навыка чтения предложений. Автоматизация в рассказе правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений, мышления, зрительного внимания и восприятия, пальчиковой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование. Коврограф, наборное полотно, предметные картинки с изображениями мебели, резиновый мяч среднего размера, картинки к игре «Что сделала Мальвина?», контейнер с полосками для анализа предложений, плоскостное изображение книжного шкафа с открывающимися дверцами, маленькие картонные книжки с напечатанными в них предложениями, контейнер с фишками.

Предварительная работа. Разучивание загадок о мебели. Составление плана сравнительного рассказа о двух предметах мебели на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Отгадывание загадок о мебели.

Сегодня мы продолжим разговор о мебели. И начнем с загадок. Положите свои картинки на стол вниз рисунком.

Загадайте загадку о том предмете, что изображен у вас на картинке.

(На нем сидят,

Телевизор глядят.

Если кто устал —

Лег, полежал(Это диван. На нем можно сидеть или лежать);

Дверцы, ножки, полки есть.

А на полках — и не счесть:

Полотенца и белье

 И для мамы, и мое(Это шкаф. В нем хранят белье, полотенца);

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят(Это книжный шкаф. В нем стоят книги);

Под крышкой кошка, а на крышке плошка(Это стол. Под ним сиддит кошка, а на нем стоит плошка).

Переверните картинки. Проверьте, правильно ли вы отгадали загадки.

2.Составление сравнительных рассказов-описаний о мебели.

Ставим на наборное полотно предметные изображениями платяного и книжного шкафов.

Рассмотрите картинки и составьте сравнительный рассказ по ним, вспомнив план, над которым мы работали вперед. Я надеюсь, что вы будете следить за произношением звуков[Р’], [л], [л’].

(Это платяной шкаф и книжный. В платяном шкафу хранят одежду и белье, а в книжном-книги. Платяной шкаф высокий, а книжный шкаф низкий. Платяной шкаф старый, а книжный шкаф новый. Платяной шкаф темный, дубовый, а книжный шкаф светлый, березовый. У платяного шкафа дверцы деревянные, а у книжного — стеклянные. Платяной шкаф стоит в спальне, а книжный шкаф — в гостиной).

3.Игра с мячом «В гостях у Михайло Потапыча и Мишутки».

Следующая игра называется «В гостях у Михайло Потапыча и Мишутки». Я бросаю вам мяч и в предложении называю маленький предмет мебели. Вы ловите мяч и называете этот же большой предмет мебели, образованный с частицей –ищ. У Мишутки маленький стул, а у Михайло Потапыча большой(...стулище).

У Мишутки маленькая кровать, а у Михайло Потапыча большая(...кроватища).

У Мишутки маленький шкаф, а Михайло Потапыча (...шкафище).

У Мишутки маленькое кресло, а Михайло Потапыча (...креслище).

4.Упражнение «Что сделала Мальвина?»

Ставим на наборное полотно сюжетную картинку. Сегодня мы встретимся с героиней еще одной сказки. Следующая игра называется «Что сделала Мальвина?» Вы знаете, что Мальвина — очень аккуратная девочка. Она очень любит, чтобы  дома был порядок. Придумайте предложения по картинкам о том, что делает Мальвина. Используйте в предложениях слова, образованные от глагола ставить (ставила).(Мальвина поставила стул возле стола).

 Меняем картинки на следующие.

(Мальвина переставила стул в угол; Мальвина выставила стул на балкон; Мальвина заставила стульями весь балкон).

5. Упражнение «Составь схему». Вновь ставим на наборное полотно первую сюжетную картинку, а на стол помещает контейнер с полосками для анализа предложений.

Напомните мне предложение, которое вы составили по этой картинке (Мальвина поставила стул возле стола).

Составьте схему этого предложения.

Каждый из детей составляет схему.

6. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».

7. Игра-соревнование «У кого больше?»

Сейчас я разобью вас на две команды, и мы проведем соревнование. Команда девочек должна будет вспоминать предметы мебели с твердыми звуками [р] и [л] в названиях, а команда мальчиков — с мягкими звуками [р’] и [л’]. За каждое слово я буду выдавать фишку. Победит команда, набравшая наибольшее количество фишек.

Девочки вспоминают названия мебели: стол, стул, полка, кровать, сервант, секретер. Мальчики вспоминают названия мебели: табурет, трельяж, секретер, кресло

8.Окончание занятия.

ДЕКАБРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда», обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков чтения и «печатания». Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного и праксиса артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, контейнере с карандашами и ручками, картинки с изображениями двух предметов посуды по числу детей, предметные картинки с изображениями посуды, «светофорчики» и фишки по числу детей, контейнер с палочками Кюизенера, плоскостные изображения посуды.

Предварительная работа. Составление предложений с противопоставлением на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Я думаю, вы уже поняли, что сегодня мы продолжим разговор о посуде. И начнем вот с какого задания. Рассмотрите . и сравните предметы на картинке, подумайте, чем они отличаются друг от друга, составьте предложение, вторая часть которого начинается со слова а.(Сковорода тяжелая, а чашка легкая; Кувшин высокий, а стакан низкий; Кастрюля широкая, а кружка узкая; Миска глубокая, а тарелка мелкая).

2.Упражнение «Что лишнее

Помещаем на наборное полотно четыре картинки: чашка, кастрюля, сахарница, чайная ложка.

Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете виды посуды, хорошо ли вы знакомы с материалами, из которых посуду делают. Какая посуда лишняя и почему? (Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а чашка, сахарница и чайная ложка — чайная посуда.)

Ставим на наборное полотно следующий комплект картинок: миска, стакан, кастрюля, ковш. Что лишнее? (Лишний стакан, потому что он стеклянный, а миска, кастрюля и ковш — металлические, эмалированные).

Помещаем на наборное полотно еще один комплект картинок: бидон, кружку, дуршлаг и сковородку. Определите лишний предмет и объясните, почему вы так решили? (Лишняя сковорода, потому что она чугунная,  а бидон, кружка и дуршлаг — металлические, эмалированные; Можно дать другое объяснение. Лишняя сковорода, потому что она черная, а бидон, кружка и дуршлаг —красные).

3. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Цц из палочек.

Давайте проведем соревнование — кто скорее сложит букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого? (Нам нужны две длинные палочки, одна средняя и одна короткая).

4.Упражнение «Путаница

Какие буквы написаны справа в нижней части страницы? (Буквы Ш, Ц, П).

Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.

5.Упражнение «Разноцветные линии».

Какую букву вы видите в верхней части страницы слева? (Букву Ц).

А в нижней части страницы справа? (Букву С).

Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ц те картинки, в названиях которых звук [ц], оранжевым карандашом; а с буквой С соедините те картинки в названиях которых есть звук [с], фиолетовым карандашом.

6.Игра «Федорино горе».

Помещаем на магнитную доску плоскостные изображения посуды, состоящие из частей.

Вы знаете, что Федора из сказки Корнея Чуковского была плохой хозяйкой. Не зря однажды посуда сбежала от нее. Но вот посуда вернулась. И Федора решила ее помыть и почистить. Посмотрите на посуду внимательно, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза, в это время убираем некоторые части посуды.

Федора перебила и переломала посуду, пока мыла ее. Без чего теперь посуда у плохой хозяйки Федоры? (Чайник без носика; Сковорода без ручки; Кастрюля без крышки; Чашка без блюдца).

Кладем перед детьми недостающие части и предметы. Помогите Федоре склеить посуду.

Расскажите, с чем теперь посуда? (Чайник с носиком; Сковорода с ручкой; Кастрюля с крышкой; Чашка с блюдцем).

7.Упражнение «Веселый круг».

Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать названия посуды со звуком [ц]. Супница (Салатница; Салфетница; Конфетница; Сухарница; Сахарница; Селедочница; Перечница; Соусница).

8.Окончание занятия.

ДЕКАБРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда». Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация в предложении и в стихотворном тексте.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, общих речевых навыков, связной речи, артикуляционной и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества,активности, инициативности, ответственности, отзывчивости, умения сопереживать.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, плоскостные изображения буфета и посуды, предметные картинки с изображением посуды, двухсторонние пазлы с картинками и слогами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Р. Сефа «Совет», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Внимательно посмотрите на картинки, вспомните названия посуды, подумайте, с какого звука каждое из них начинается. Определите в связи с этим, какой предмет лишний и почему (Лишняя кастрюля, потому что это слово начинается со звука /к/, слова супница, сковорода и сахарница начинаются со звука /с.

2.Игра «Расставь посуду».

Ставим перед детьми магнитную доску. На доску помещаем плоскостное изображение буфета с четырьмя полками, а перед детьми раскладываем плоскостные изображения посуды.

А теперь расставьте посуду в буфете. На верхнюю полку поставьте посуду, в названиях которой есть звук [р]. Если  названии посуды есть звук [р’], вы должны поставить его на вторую сверху полку. Посуду со звуком [л] в названиях поставьте на третью сверху полку. И наконец, на нижнюю полку вы поставите посуду со звуком [л’]. Старайтесь работать дружно и не мешать друг другу.

Расскажите, какая посуда стоит на полках в буфете. Следите за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’](На верхней полке стоят сахарница и розетки для варенья; На вторую полку я поставила перечницу и рюмки; На третьей полке стоят молочник и солонка; На нижней полке стоят блюдца и блюдо).

3.Рассказывание стихотворения Р. Сефа «Совет».

А сейчас вы попробуете рассказать стихотворение «Совет», правильно произнося все звуки, верно передавая интонацию. Послушайте, как это сделаю я.

Поссорились Чашка и блюдце,

Сейчас

Они разобьются.

Скоро

В кухне на полке

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно —

Это очень опасно!

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

4.Пальчиковая гимнастика «Машина каша

5.Чтение логопедом рассказа «Мамина чашка»

На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.

Темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.

Алеше стало стыдно. Он пошел к маме и во всем признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.

6.Беседа по тексту.

Вспомните, с чего начинается рассказ (На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно).

Какое настроение у Алеши в этой части рассказа? (Настроение грустное).

Что произошло дальше? (Алеша взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую чашку. Чашка разбилась).

Как вы думаете, что испытал Алеша в этот момент? (Алеша испугался, что мама будет ругать его).

Что сделал Алеша, когда в комнату вошла мама? (Когда в комнату вошла мама и спросила, кто разбил чашку, Алеша показал на Бобика).

А в этот момент что испытывал Алеша? (Наверное, ему было страшно и стыдно одновременно).
Что сделала мама, когда Алеша обвинил Бобика
? (Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу).

Как дальше развивались события? (На улице темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце).

Каковы чувства Алеши в это время? (Алеше очень жалко ни в чем не повинного Бобика).

И что он сделал?(Алеше стало стыдно. Он пошел к маме и во всем признался).

Чем закончился рассказ? (Бобика пустили домой и напоили молоком).

8.Повторное чтение рассказа с нацеливанием на последующий пересказ.

Еще раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

9.Пересказ текста детьми.

10.Окончание занятия.

ДЕКАБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными) совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением). Совершенствование фонематических представлений (определение места звука в слове, выполнение звукового анализа слов). Совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения и «печатания». Автоматизация произношения сонорных звуков и их дифференциация игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ловкости.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, контейнер с карандашами и ручками, контейнер с палочками Кюизенера, предметные картинки с изображениями елочных игрушек, игра «Чего не стало?», резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Составление предложений с противопоставлением на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Я думаю, вы уже поняли, что сегодня мы продолжим разговор о новогоднем празднике. И начнем вот с какого задания. Рассмотрите и сравните елочные игрушки, изображенные  на вашей картинке, подумайте, чем они отличаются друг от друга, составьте предложение, вторая часть которого начинается со слова А(Шарик круглый, а шишка овальная; Яблоко большое, а орех маленький; Морковка оранжевая, а огурец зеленый; Сосулька стеклянная, а снежинка бумажная).

2.Игра «Чего не стало?»

Рассмотрите игрушки, которыми украшена елочка

Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из игрушек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало. Не просто называйте игрушку, которой не стало, но и говорите, какой она была. Следите за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’].

Дети закрывают глаза, в это время убираем изображение одной из игрушек.

Чего не стало? (Не стало золотой рыбки).

Правильно. Закройте глаза еще раз.

Логопед возвращает на место изображение золотой рыбки и убирает изображение другой игрушки.

Чего не стало? (Не стало румяного колобка).

3.Упражнение «Светофорчики».

Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней части страницы (Бочка, ключ, чайник).

Определите место звука [ч] в этих словах Г.и красьте соответствующие квадратики в «светофорчиках».

4.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Чч из палочек.

Давайте проведем соревнование — кто скорее выложит букву Ч из палочек. Какие палочки вам нужны для этого (Нам нужны одна длинная палочка и две короткие палочки).

Обратите внимание, что элемент из коротких палочек вы будете выкладывать слева от длинной палочки.

Дети выполняют задание.

5.Упражнение «Составь схему».

На середине страницы вы видите тучу. Произнесите это слово и выполните его звуковой анализ. Раскрасьте кружки под рисунком.

Сколько всего звуков в слове туча? (В этом слове всего четыре звука).

Сколько гласных звуков? Какие? (Два гласных звука. Это [у] и [а]).

Сколько согласных звуков? Какие? (Два согласных звука. Это твердый глухой согласный [т| и мягкий глухой согласный [ч]).

6.Упражнение «Разноцветные линии».

Какую букву вы видите в верхней части страницы слева? (Букву Ч).

А в нижней части страницы справа? (Букву Ц).

Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ч те картинки, в названиях которых есть звук [ч], оранжевым карандашом; а с буквой Ц соедините тс картинки, в названиях которых есть звук [ц], фиолетовым карандашом.

7.Упражнение «Веселый круг».

Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать слова, связанные с новогодним праздником, содержащие звук [ч|. Снегурочка (Свечка; Елочка; Веточка; Шишечка).

8.Окончание занятия.

ДЕКАБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение словаря по темам «Новогодний праздник», «Рождество», «Зимующие птицы», совершенствование навыка пересказа, формирование умения передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в тексте.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание чуткости и бережного отношения к природе.

Оборудование. Рассказ Н. Петровой «Птичья елка», игра «Елка для птиц», резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Подкармливание птиц на участке детского сада. Повторение упражнения «Кормушка». Разучивание стихотворения «Елка для птиц».

Ход занятия

1.Усаживайтесь поудобнее. Сегодня вас ждут интересные дела. Мы поиграем в новую игру, я прочитаю вам рассказ. На этой неделе мы готовимся к празднику елки, делаем подарки для мам и пап. Но, оказывается, такой праздник может быть не только у людей.

2.Игра «Елка для птиц».

Мы елку наряжаем

Для всех голодных птиц:

Для снегиря, сороки,

Воробышков, синиц.

Скорее, клест и дятел,

Летите к нам сюда!

Для вас на нашей елке

Припасена еда. (С. Насонкина)

Посмотрите, какая пушистая заснеженная елочки! Давайте повесим на нее угощенье для птиц. Я знаю, что вы повесили кормушки на нашем участке и каждый день насыпаете в них корм. Кстати, а какой корм любят зимующие птицы? (Снегири любят рябину; Клесты любят лущить еловые шишки; Синички с удовольствием клюют несоленое сало; А воробьи клюют пшено и крошки).

А теперь подойдете к елке и разместите на ней угощение и самих птиц.

3. Чтение рассказа «Птичья елка».

За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам:

— Папа и мама устраивают для нас большую елку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может, и нам устроить для кого-нибудь елку?

Девочкам понравилось предложение Толи.

— А для кого мы устроим елку? — спросил Толя.

Стали судить-рядить. После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают.

Дети купили маленькую елочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Елку поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу.

Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на елку немало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

— Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера маму и папу, — сказал Толя.

3. Беседа по прочитанному

Сейчас мы побеседуем о том, что я вам прочитала. Вы будете не только отвечать на мои вопросы, но и следить за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’]. Вы запомнили, как называется рассказ? (Рассказ называется «Птичья елка»).

Почему дети долго судили-рядили и решили устроить елку для птиц? (Дети решили устроить елку для птиц, потому что все птицы голодают зимой).

А что значит судили-рядили! (Они долго обсуждали, спорили).

Как дети готовили праздник для птиц? (Они купили маленькую елочку, много корма, хлеба и украшений, поставили елочку под окном и повесили все это на нее).

В рассказе говорится, что дети купили сдобные украшения. Вы знаете, что это значит? Это украшения из сладкого теста, фигурные пряники и печенье в форме звезд, елочек, домиков, которые пекут перед Рождеством, прекрасным зимним праздником, рождением маленького Христа. Эти украшения дети повесили на ветки, и елка вышла на славу. А как вы понимаете это выражение? (Значит, елочка была очень хорошей, красивой).

Правильно, елочка удалась детям. И что произошло потом? (Утром дети проснулись от громкого чириканья, потому к елочке прилетело много птиц).

Как птицы названы в рассказе? (Их называют пернатыми).

Вы знаете почему? Тело птиц покрыто перьями. Пернатые — это те, чье тело покрыто перьями. Обратите внимание, слова перо и пернатые похожи. Что решили дети, когда птицы прилетели и стали громко чирикать? (Дети решили, что птицы благодарят за угощение, как они благодарили папу и маму за елку и подарки).

А вы всегда благодарите за подарки, которые вам делают? (Да, всегда).

Как вы оцениваете поступок детей? Какими они были? (Дети были добрыми, чуткими, внимательными. Они думали о тех, кому плохо. Они были воспитанными, вежливыми не забыли поблагодарить папу и маму).

4. Подвижная игра «Кормушка».

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются лицом в круг, ритмично поднимают и опускают руки.

Вновь идут по кругу.

Меняют направление движения , бегут по кругу, взмахивая руками.

5.Повторное чтение текста.

А теперь я прочитаю вам рассказ еще paз. Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

6.Коллективное составление плана пересказа.

Вспомните, с чего начинается рассказ (Рассказ начинается с обращения Толи к сестрицам с предложением устроить елку для кого-нибудь).

О чем вы расскажете потом?(Затем можно рассказать, как дети судили-рядили и решили устроить елку для птиц).

О чем вы будете рассказывать далее? (Потом мы расскажем, что купили дети и как устраивали елку).

Чем вы закончите рассказ? (Мы расскажем, что услышали дети утром и что они решили).

7.Игра «Вспомни слова».

Бросайте друг другу мяч по кругу и вспоминайте слова со звуком [ч] из рассказа «Птичья елка» (Птичья; Птички; Елочка; Чириканье).

8.Оценка работы детей.

ЯНВАРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение знаний о транспорте. Расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов движения префиксальным способом). Совершенствование навыков составления и анализа предложений. Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Мольберт, альбом «Виды транспорта», таблица с опорными картинками для пересказа, резиновый мяч среднего размера, сюжетные картинки для составления предложений, контейнер с материалами для анализа предложений.

Предварительная работа. Упражнения в делении названий транспорта на слоги, в подборе названий транспорта с заданным количеством слогов на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Посмотрите на картинки, которые стоят на моль берте. Как назвать все эти машины? (Это специальный транспорт).

Выберите по одной картинке, разделите названия выбранного вами транспорта на слоги. Будете говорить, сколько слогов в вашем слове, и садиться (Му-со-ро-сбор-ник. В этом слове пять слогов; Буль-до-зер. В этом слове три слога; Экс-ка-ва-тор. В этом слове четыре слога; Ком-байн. В этом слове два слога).

2. Чтение рассказа В. Суслова «Кто сильнее?».

Алеша всегда пристает к Антону с разными вопросами:

— А сколько километров до неба?

— А что глубже: море или океан?

— А кто сильнее всех?

— Посмотри вон туда, — говорит Антон. — Видишь кран? Какую тяжесть он поднимает — целый вагон.

— А кто сильнее крана?

— Видишь поезд? Впереди — синий электровоз. Он тянет целых пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана.

— А кто сильнее электровоза?

— Вон, смотри, — говорит Антон. — Видишь, грузят корабль. У него огромное брюхо. Туда влезут двадцать пять таких поездов.|

— А кто самый сильный? — не унимается Алешка.

— Думай сам! Кто заставляет работать кран, бежать по рельсам электровоз, плыть корабль?

— Люди.

— Значит, кто самый сильный на земле?

— А! Догадался! Человек!

3.Беседа по прочитанному.

Какие вопросы часто задает старшему брату маленький Алешка? (Сколько километров до неба?; Что глубже: море или океан?; А кто всех сильнее?)

Как старший брат ответил на последний вопрос? (Он показал малышу подъемный кран, поезд, корабль и рассказал, какие они сильные, а потом объяснил, что техникой управляет человек. И Алешка понял, что человек самый сильный на земле).

4.Подвижная игра «На шоссе»

5.Игра с мячом «Скажи наоборот.

Предлагаю сыграть в хорошо знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете подобрав слово-«наоборот». Машина из гаража выезжает, а в гараж …(въезжает).

Машина на мост заезжает, а с моста...(съезжает.)

Машина к магазину подъезжает, а от магазина...(отъезжает).

Машина на дорожную разметку наезжает, а потом с нее …(съезжает).

6.Повторное чтение рассказа

7.Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.

Прежде чем пересказать текст, рассмотрите картинки. Они помогут вам.

Дети рассматривают картинки, а потом пересказывают текст по очереди. 8.Упражнение «Составь схему».

Рассмотрите свои картинки. Составьте предложения по ним (По шоссе мчатся легковые машины; Автобус притормозил возле остановки; На остановке в трамвай входят пассажиры; Пассажиры спускаются в метро на эскалаторах).

Сосчитайте слова в своих предложениях : ставьте их схемы.

9.Организация окончания занятия

ЯНВАРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование фонематических представлений (выделение начальных и конечных звуков в словах, выделение звука на фоне слова). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков [р], [р’], [л], [л’]. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложений).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления, артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Наборное полотно, коврограф, предметные картинки с изображениями транспорта, «светофорчики» и модели машин по числу детей, плоскостные изображения трех заправочных станций и транспорта, резиновый мяч среднего размера

Предварительная работа. Разучивание скороговорки «Наскочил корабль на мель...» на индивидуальных занятиях с логопедом. Составление плана рассказа-описания о транспорте на занятии по развитию речи.

Ход занятия

1.Игра «Цепочка».

Как вы уже догадались, мы продолжим разговор о транспорте. Посмотрите на картинки названия транспорта, изображенного на них; выделите первый и последний звуки в этих словах. С какого звука начинается и каким звуком заканчивается название транспорта на твоей картинке, Ваня? (Слово самолет начинается со звука [с], а заканчивается звуком [т]).

Поставь свою картинку на наборное полотно. Название какого транспорта начинается со звука [т]? (Это слово троллейбус. Он у меня на картинке).

Поставь картинку на наборное полотно и скажи, каким звуком заканчивается слово троллейбус (Слово троллейбус заканчивается звуком [с]).

Чья картинка будет следующей в цепочке и почему? (Следующей будет моя картинка, потому что слово самосвал начинается со звука [с], которым заканчивается слово троллейбус).

Поставь картинку на наборное полотно и скажи, каким звуком заканчивается слово самосвал (Слово самосвал заканчивается звуком [л]).

Может ли твое слово продолжить цепочку, Настя?(Да. Слово лодка начинается со звука [л]).

Поставь свою картинку на наборное полотно и скажи, каким звуком заканчивается слово(Слово лодка заканчивается звуком [а]).

2.Игра «Четвертый лишний».

Теперь игра «Четвертый лишний». Еще раз посмотрите на эти картинки, произнесите их названия, послушайте, как звучат слова (Самолет, троллейбус, самосвал, лодка).

Определите лишнее слов и объясните свое решение (Лишнее слово лодка, потому что в нем нет звука |е|, а в словах самолет, троллейбус и самосвал этот звук есть).

Раздаем детям «светофорчики» и маленькие модели машин.

Определите место звука [с] в слове троллейбус.

Дети моделью машинки показывают место звука в слове.

Теперь покажите фишкой место этого звука в слове самолет.

Дети выполняют задание.

Отметьте фишкой место звука [с] в слове самосвал.

Дети выполняют задание, показывая, что машина встает, то в первый, то во второй квадрат.

Чудесно! Конечно же, в слове самосвал два звука [с].

3. Игра «На заправочной станции»

Следующая игра называется «На заправочной станции». Вы видите, что автоматических заправочных станций, или АЗС, три. На каждой из них написана цифра, обозначающая количество слогов в названиях транспорта, который приедет заправляться бензином. Расставляйте машины возле станций и рассказывайте, что вы делаете (На первую заправочную станцию приехал подъемный кран, потому что в слове кран один слог; На вторую заправочную станцию приехал фургон, потому что в этом слове два слога; Еще на вторую АЗС приехало такси, потому что в этом слове тоже два слога; На третью АЗС приехал автобус, потому что в этом слове три слога; Еще на третью АЗС приехал грузовик, потому в этом слове тоже три слога; И самосвал тоже подъехал к станции, потому что в этом слове три слога; Мотоцикл тоже заправляется на третьей станции, так как в этом слове три слога; В очереди к третьей АЗС стоит и цистерна, потому что в этом слове три слога).

4.Упражнение «Будь внимательным

Посмотрите еще раз на транспорт, приехавший на АЗС. Назовите грузовой транспорт (Грузовик, самосвал, цистерна, фургон).

Теперь перечислите названия пассажирского транспорта(Мотоцикл, такси).

Какую машину вы не назвали сейчас?(Кран).

К какому виду транспорта можно его отнести (Это специальный транспорт, который работает на стройке).

5.Подвижная игра «На шоссе

6.Упражнение с мячом «Сложные слова»

.В русском языке очень много сложных слов, образованных из двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть два слова, из которых вы должны будете образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и собирать?(Мусоросборник).

Какое название транспорта можно образовать из слов контейнер и возить? (Контейнеровоз).

Какое название транспорта можно образовать из слов автомобиль и возить? (Автовоз).

Какое название транспорта можно образовать из слов бетон и мешать? (Бетономешалка).

7. Упражнение «Кто лучше всех?»

Давайте проведем соревнование, посмотрим, кто лучше всех сможет три раза в быстром темпе произнести скороговорку про корабль, которую мы выучили вчера. Помните о правильном произношении звуков [р], [л], [л’].

Дети по очереди произносят скороговорку.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

8.Составление рассказов-описаний о транспорте.

Продолжим занятие. Составьте рассказы о транспорте. Я прошу вас следить за произношением звуков (Это самосвал. Самосвал грузовой, дорожный транспорт. Это сильная, мощная машина. У самосвала большая кабина, кузов и колеса. Самосвал может, перевозить песок, камни, землю. Управляет самосвалом шофер; Это подъемный кран. Это специальная строительная техника. У крана есть кабина, платформа со стрелой, колеса. Кран работает на стройке и поднимает различные грузы. Им управляет крановщик).

9.Упражнение «Что лишнее?»

И последнее задание сегодня, упражнение «Что лишнее?» Я перечисляю названия транспорта, а вы определяете, что лишнее, и даете объяснения. Легковая машина, самосвал, автобус, троллейбус(Лишний самосвал, так как это грузовой транспорт, а легковая машина, автобус и троллейбус — пассажирский транспорт).

Бульдозер, такси, экскаватор, подъемный кран. Что лишнее? (Лишнее такси, потому что это пассажирский транспорт, а бульдозер, экскаватор, подъемный кран — спецназная строительная техника).

9.Окончание занятия

ЯНВАРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Профессии». Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы). Совершенствование навыков чтения и «печатания». Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, контейнер с карандаша ми и ручками, резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А сейчас расскажите, для чего люди работают. Составьте предложения со словами для того чтобы. Следите за произношением звуков, старайтесь говорить красиво (Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее; Люди работают для того, чтобы приносить пользу окружающим; Люди работают для того, чтобы зарабатывать деньги; Люди работают для того, чтобы потом хорошо отдыхать).

2.Упражнение «Кто лишний».

Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете профессии. Слушайте меня, определяйте, кто лишний из названных мною людей, объясняйте, почему он лишний. Воспитатель, логопед, летчик, повар. Кто лишний? (Лишний летчик, потому что он не работает в детском саду, а воспитатель, логопед и повар работают там).

Верно. Продавец, кассир, врач, грузчик. Кто лишний? (Лишний врач, потому что он не работает в магазине, а продавец, кассир и грузчик работают там).

Шофер, капитан, швея, летчик. Кто лишний? (Лишняя швея, потому что она не работает на транспорте, а капитан, летчик и шофер работают).

Приемщица, закройщица, медсестра, швея. Кто лишний? (Лишняя медсестра, потому что она не работает в ателье по пошиву одежды, а швея, приемщица и закройщица работают там).

3.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Щщ из палочек.

Давайте проведем соревнование — кто скорее сложит букву Щ из палочек. Какие палочки вам нужны для этого? (Нам нужны четыре длинных палочки и одна короткая).

4.Пальчиковая гимнастика «Повар».

5.Упражнение «Путаница».

Какие буквы написаны справа в нижней части страницы?(Буквы Ш, Щ, Ц).

Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.

6.Упражнение «Разноцветные линии».

Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?(Букву Щ).

А в нижней части страницы справа?(Букву Ш).

Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Щ те картинки, в названиях которых есть звук [щ], розовым карандашом; а с буквой Ш соедините картинки, в названиях которых есть звук [ш], голубым карандашом.

7.Упражнение «Веселый круг».

Последняя игра вам знакома. Она называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать название профессии, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Воспитатель (Летчик; Крановщик; Кондуктор; Радист).

Топограф (Фотограф; Фасовщик; Капитан).

8.Окончание занятия.

ЯНВАРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Профессии». Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в процессе пересказа. Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления; артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Мольберт, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий, «светофорчики» и фишки по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Определение заданных звуков в словах — названиях профессий на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Игра «Зажги светофор».

Сегодня мы продолжим разговор о профессиях. Вспомните название профессии человека, изображенного у вас на картинке, произнесите его, определите место звука [л’] в слове. Покажите его фишкой на «светофорчике» (У меня на картинке учитель. Звук [л’] в конце этого слова; У меня на картинке летчик. Это слово начинается со звука [л’]; У меня на картинке библиотекарь. Звук [л’] в середине этого слова; Ау меня на картинке маляр. Звук [л’] в середине слова

2.Чтение рассказа «Где работает мама?»

В детский сад пришли два новичка — Толя и Коля.

Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?» — «А разве ты не догадался? — удивился Коля,— Она же так пахнет лекарствами. Моя мама — врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама где работает?» — «А ты не знаешь? — сказал Толя. — Она же так пахнет хлебом. Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто».— «И врач?» — спросил Коля. «И врач»,— сказал Толя.

3.Беседа по прочитанному.

Как звали мальчиков, которые впервые пришли в детский сад? (Мальчиков звали Толя и Коля).

Каким словом называет их автор и почему? (Автор называет их новичками, значит новенькими, потому что они раньше не ходили в детский сад).

Кто привел мальчиков в детский сад? (Мальчиков привели в детский сад мамы).

О чем заговорили мальчики, как только познакомились? (Мальчики заговорили о профессиях мам).

Какой вопрос задал Толя Коле? (Где работает твоя мама?)

И что же ответил Коля? (Он удивился, что Толя не догадался сам, кем работает его мама. Ведь она так пахнет лекарствами).

Что рассказал Коля о профессии своей мамы (Моя мама — врач. Заболеет человек мама вылечит).

А что рассказал о своей маме Толя? (Он сказал, что его мама пахнет хлебом, потому что она пекарь. Она кормит людей).

Что еще сказал Толя? (Без хлеба не мог бы жить никто, даже врач).

Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз.

4.Повторное чтение рассказа логопедом.

Еще раз читаем рассказ, предупредив детей о после дующем пересказе.

5.Коллективное составление плана пересказа.

С чего вы начнете рассказ? (Мы расскажем о том, что мамы привели в детский сад двух новичков: Толю и Колю).

О чем вы будете рассказывать дальше?(Потом мы расскажем, что мальчики познакомились и начали беседовать о профессиях мам).

Как вы начнете эту часть пересказа?(Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?»

«А разве ты не догадался?» — удивился Коля).

Как вы продолжите пересказ? (Мы расскажем о том, что сказали о профессиях своих мам Коля и Толя).

Как вы закончите пересказ?(Мы закончим его словами Толи о том, что без хлеба не может жить никто, даже врач).

6.Пальчиковая гимнастика «Повар».

7.Пересказ текста детьми.

Предлагаем детям по очереди пересказать текст, обязательно нацеливаем детей на правильное произношение сонорных звуков. В завершение данного этапа работы оценивает деятельность каждого ребенка.

8.Окончание занятия.

ЯНВАРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ»

ЗАНЯТИЕ 1

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Труд на селе зимой». Совершенствова ние фонематических представлений (выделение звука на фот слова). Совершенствование навыка составления и чтения слон Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в процессе пересказа. Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, конструктивного праксиса, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Мольберт, предметные картинки с изображениями представителей сельских профессий, «светофорчики» и фишки по числу детей, конверт с пазлами.

Предварительная работа. Определение места заданных звуков в словах — названиях профессий на индивидуальных занятиях с логопедом. Формирование представлений о работе на селе осенью и зимой на занятии по ознакомлению с окружающим.

Ход занятия

1.Игра «Зажги светофор».

Сегодня мы продолжим разговор о профессиях. Вспомните название профессии человека, изображенного у вас на картинке, произнесите его, определите место звука [р] в слове. Покажите его фишкой на «светофорчике» (У меня на картинке комбайнер. Звук [р] — в конце этого слова; У меня на картинке тракторист. Звук [р] в середине этого слова; У меня на картинке механизаторы. Звук [р] — в середине этого слова; А у меня на картинке доярка. Звук [р| гоже и середине слова).

2.Чтение логопедом рассказа В. Бианки «Снегопах».

Вчера был я в деревне. Навещал своего товарища Мишу Горонина. Дверь мне открыла его жена, ужасная насмешница.

— Миша еще не приходил. Пашет, — сказала она.

Я насмешливо спросил:

— Снег пашет?

— Конечно, снег.

Я разыскал Мишу в поле. Он управлял трактором, к которому был прицеплен длинный ящик.

— Зачем это, Миша? — спросил я.

— Это преграда против ветра. Он по полю гуляет, снег сдувает. А озимые без снега мерзнут. Надо снег на полях задержать. Вот я и работаю со своим снегопахом.

3. Беседа по прочитанному.

Куда приехал автор рассказа?(Он приехал в деревню).

Что сказала ему жена его товарища Миши Горо нина? (Она сказала, что Миша не приходил домой, он паше т).

Чему удивился автор? (Автор удивился, что Миша пашет, потому что была зима).

Какой вопрос он задал жене Миши? (Он спросил: «Снег пашет?»)

И что ответила жена Миши? (Она подтвердила: «Конечно, снег»).

Что же увидел автор, придя в поле? (Он увидел, что Миша управлял трактором, к которому был прицеплен длинный ящик).

Какой вопрос задал автор Мише? (Автор спросил: «Зачем это, Миша?»)

И какое же объяснение дал Миша? (Миша рассказал, что он делает преграду против ветра, потому что ветер по полю гуляет, снег сдувает. А озимые без снега мерзнут. Надо снег на полях задержать. Вот он и работает со своим снегопахом).

Как вы думаете, из каких слов образовано слово снегопах! (Оно образовано из слов снег и пахать).

Работа, которую делал Миша, называется снегозадержание. Из каких слов образовано это слово? (Это слово образовано из слов снег и задерживать).

Автор назвал жену Миши насмешницей. Как вы понимаете это слово? (Она любит пошутить, посмеяться).

Правильно. Есть еще одно слово, значение которого вы должны мне объяснить. Что такое озимые! (Осенью на селе пашут землю и сеют семена ржи. Рожь успевает взойти. Поле становится зеленым. Молодые ростки ржи зимуют под снегом, а весной быстро начинают расти. Зимой нужно, чтобы поля с озимыми были покрыты снегом, иначе озимые замерзнут).

Дети. Отлично. Вы дали толковое объяснение и ответили на мои вопросы.

4.Повторное чтение .

5.Коллективное составление плана пересказа

С чего вы начнете рассказ? (Мы расскажем о том, что автор приехал в деревню навестить своего друга Мишу Горонина).

О чем вы будете рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о его беседе с женой Mиши).

Как вы продолжите пересказ? (Мы расскажем о том, что увидел автор, придя в поле, где работал Миша).

Как вы закончите пересказ? (Мы закончим его словами, которые сказал о своей работе Миша).

6.Подвижное упражнение «Игра в стадо».

7.Пересказ текста детьми.

Предлагаем детям по очереди пересказать текст, обязательно нацеливаем детей на правильное произношение сонорных звуков. В завершение данного этапа работы оцениваем деятельность каждого ребенка.

8.Пазлы «Сельские профессии».

Разбейтесь на две команды по два человека. Каждая команда должна составить слово — название сельской профессии из двух слогов и прочитать его.

Если вы правильно собрали слова, то с обратной стороны пазлов должны получиться картинки. Переверните пазлы.

7.Окончание занятия.

ЯНВАРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ»

ЗАНЯТИЕ 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Труд на селе зимой». Совершенствование навыка суффиксального словообразования. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями представителей сельских профессий, предметные картинки с изображениями домашних птиц, контейнер с материалами для анализа предложений, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Угадайте, где мы были». Работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.Упражнение «Раздели на слоги».

Сегодня мы продолжим разговор о труде людей на селе зимой. Посмотрите на свои картинки, вспомните названия профессий людей, изображенных на них, разделите эти названия на слоги (Ком-бай-нер. В этом слове три слога; Трак-то-рист. В этом слове тоже три слога; Шо-фер. В этом слове два слога; Скот-ник. В этом слове тоже два слога).

2.Игра «Четвертый лишний».

Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, кто лишний и почему? (Лишний скотник, потому что он ухаживает за животными, а комбайнер, тракторист и шофер — механизаторы. Они работают с техникой).

Верно. А если обратить внимание на звуковой состав слов, то кто же будет лишним? (Лишнее слово скотник, потому что в нем нет звука [р], а в словах комбайнер, тракторист, шофер этот звук есть; Если говорить о звуках, то лишнее слово шофер, потому что в нем нет звука [к], а в словах комбайнер, тракторист и скотник он есть).

3.Упражнение «Составь предложение».

Вы сказали, что на этих картинках изображены механизаторы. Посмотрите на картинки внимательно и составьте предложения о том, что делают механизаторы зимой (Комбайнер ремонтирует свой комбайн, готовит его к уборке урожая; Тракторист на гусеничном тракторе вывозит навоз с фермы на поля; Шофер увозит молоко с фермы на молокозавод; Тракторист на колесном тракторе развозит корма по фермам).

Отлично. Вы правильно рассказали о труде механизаторов. Зимой у них действительно много работы. Нужно отремонтировать технику, подготовить ее и к весеннему севу, и к работе летом, к уборке урожая. Зимой они занимаются снегозадержанием, вывозят навоз на поля, развозят корма для домашних животных и птиц.

4. Рассказывание детьми стихотворения Е. Благининой «Угадайте, где мы были».

И раз уж мы вспомнили о птицах, расскажите стихотворение, которые мы выучили вчера. Старайтесь говорить четко, выразительно, следите за произношением звуков.

Множество писклявых

Желтеньких пушков.

Крылышек и перьев,

Клювов, хохолков.

Вот бы их потрогать,

Вот бы подержать,

Вот бы к сердцу теплых,

Маленьких прижать!

Брать цыплят не разрешили.

Угадайте, где мы были?

Мы на птицеферме были в этот раз.

 Птичница Ариша

Пригласила нас.

Важные наседки

Для своих сынков,

Для сынков и дочек

Рыли червяков.

— Клюйте, клюйте! — говорили.

Вот сегодня где мы были.

5.Упражнение «На птицеферме

Теперь я предлагаю вам поработать на птицеферме. Каждый из вас должен собрать семью домашних птиц. Договоритесь между собой о том, какую птичью семью будет собирать каждый из вас. Расскажите, кого вы выбрали.

(У меня перепел, перепелка и перепелята;  У меня селезень, утка и утята; У меня гусь, гусыня и гусята; У меня индюк, индюшка и индюшата).

6.Упражнение «Есть — нет»

Игра «Есть — нет» хорошо вам знакома. Играем по кругу, начиная с Вани.

(У меня есть два перепеленка; А у меня нет двух перепелят. У меня ecть. пять утят; У меня нет пяти утят. У меня есть три гусенка; У меня нет трех гусят. У меня есть четыре индюшонка; У меня нет четырех индюшат. У меня есть дна перепеленка).

7.Подвижное упражнение «Игра в стадо

8.Упражнение «Составь схему»

Посмотрите на картинки в верхней части страницы. Составьте предложения по ним. Девочки составят предложение по первой картинке, а мальчики — по второй.(Таня кормит щенка молоком из бутылочки; Ваня поймал на спиннинг огромную щуку).

9.Упражнение «Веселый карандаш».

И последнее задание на сегодня. Рассмотрите картинки в нижней части страницы. Соедините их с теми буквами, которые есть в их названиях.

Дети берут карандаши и соединяют букву Ш с машиной, букву Ч с бочкой, букву Щ с ящиком.

10.Окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...