Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В статье представлен опыт работы воспитателей ЧДОУ "Детский сад "Родничок", г. Пермь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metod.doc | 942 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора
Опыт работы воспитателей
Лыковой Татьяны Николаевны и
Макаровой Людмилы Викторовны,
г. Пермь, ЧДОУ «Детский сад «Родничок»
Особое место в развитии речи детей отводиться использованию художественных текстов: потешек, колыбельных, сказок. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. В раннем возрасте важно ускорить появление первых сознательных слов, чаще привлекать внимание детей к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
Слайд № 1, 2.
Наш детский сад разработал авторизированную программу, направленную на развитие речи детей, которая основана на материале русского народного фольклора. Ни для кого не секрет, что речь детей от года к году всё более слабо развита, особенно с этим встречаются воспитатели групп раннего и младшего возраста.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Слайд № 3, 4
Работа ведется по плану. На каждый месяц запланировано по 4 потешки, одна в неделю, проводиться, как правило, во вторую половину дня. В сентябре, в период привыкания к новой обстановке используются потешки, соответствующие адаптации; октябрь-изучение ближайшего окружения – мы говорим про бабушку и дедушку; ноябрь - знакомство с мини-музеем «Русская изба»; декабрь – подготовка к новому году; январь - народные гуляния, колядки; февраль – знакомство с домашними животными; март - встреча весны, масленица; апрель – знакомство с домашними птицами; май – обобщение работы и итоговое развлечение с родителями « Весна пришла!»
Слайд № 5
Работа ведется как в группе, так и в мини-музее « Русская изба». Это отдельно выделенное помещение. Интерьер музея максимально приближен к обстановке настоящей русской избы. В « избе» у нас собраны предметы русской старины, утварь, мебель, посуда. Дети узнают о происхождении этих предметов их назначении, стараются запомнить названия. Так же именно в избе проходят народные праздники-масленица, колядки, день матери…
Работа над программой проходит в двух вариантах:
- В режимные моменты в группе – во второй половине дня. Время, выделенное на хороводные, пальчиковые, дидактические игры мы заменяем работой над потешками.
- Второй вариант – тематические развлечения в мини-музее «Русская изба». Более подробно про развлечения в музее.
Слайд № 6
Детей в русской избе встречает воспитатель в роли хозяйки русской избы. Обычно накидываем шаль в русском стиле. Хозяйка приветствует детей.
Слайд № 7
Далее рассматриваем убранство избы с дальнейшим обсуждением темы встречи.
Слайд № 8, 9
В основной части идет речевая работа над потешкой, ее обыгрывание с использованием атрибутов музея и повторением - заучиванием потешки.
Заканчивается развлечение ритуалом прощания с избой и ее хозяйкой.
Слайд № 10
Иногда развлечение проходит в форме чаепития с привлечением родителей, музыкального руководителя (колядки, мамин праздник, масленица). Так как во всем детском саду ведется работа по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор Князева О.Л., Маханева М.Д., иногда в роли сказочных персонажей приходят дети старших групп. Так же в этой работе задействованы все специалисты детского сада, в том числе и инструктор по физкультуре.
Слайд № 11.
Основная задача инструктора по физкультуре в этой работе заключается в том, чтобы закрепить речевой материал, с которым дети познакомились в русской избе. Связано это с тем, что многие слова, которые употребляются в русской народной культуре, в повседневной жизни не используются и, как правило, запоминаются очень плохо. А в игровой двигательной деятельности этот процесс происходит быстрее.
Слайд № 12.
Главной и самой эффективной формой стали физкультурные развлечения. На примере одного из таких развлечений мы постараемся дать вам представление, как строится работа инструктора по физкультуре в этом направлении. Цель данного развлечения обобщить работу воспитателя и музыкального руководителя.
Слайд № 13.
В русской избе воспитатель познакомила детей с печкой, кочергой и ухватом, а на музыкальном занятии дети выучили русскую народную песню «По малину в сад пойдем».
Слайд № 14.
Используя речевой материал музыкального занятия, дети отправляются с Дуняшей (взрослый персонаж) собирать малину, чтобы Дуняша смогла испечь пирожки. Во время прохождения дорожки с препятствиями дети не только закрепляли основные виды движений, но и активно проговаривали слова из песенки.
Слайд № 15.
Выполнив все двигательные задания, дети решали проблемную ситуацию: «Где будем печь? Что нам для этого понадобится?» и т.д. Это позволило закрепить названия предметов быта в русской избе и расширить словарный запас детей.
Слайд № 16.
В конце развлечения ребят ждал сюрприз – Дуняша достает из печки печенье с малиновой начинкой и всех угощает. Такая форма работы, когда специалисты дополняют и закрепляют содержание программного материала, позволяет решать задачи не только речевого, нравственного и физического развития, но и способствует познавательному, эмоциональному и социальному развитию детей,
Данная работа ведется в детском саду второй год. Педагоги и родители отмечают, что в процессе этой работы активизация речи неговорящие дети начинает развиваться более интенсивно. У детей увеличивается активный словарь, в речи появляются предложения с использованием новых слов. Использование потешек положительно влияет на эмоциональный фон детей и на более быструю адаптацию и привыканию к режимным моментам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».
Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...
Развитие речи в группах раннего и младшего дошкольного возраста на материале фольклора
В статье представлен опыт работы с детьми на материале фольклора...
Консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста"
Формы общения родителей с ребёнком и как они влияют на развитие речи самого ребёнка...
Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"...
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...
Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий
Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...