развитие речи мышления.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
развиваем мышление с помощью пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_nashi_palchiki_i_myshlenie.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Развиваем наши пальчики, речь и мышление. Задачи: создавать условия для развития ловкости рук, острого зрения и аналитического мышления, мелкую моторику пальцев и рук. Руки детей, привыкшие ощупывать предметы, приобретают точ-ность движений, совершенствуется координация «глаз-рука», и развивается способность находить сходство предметов материала с предметами окружающей обстановки. Благодаря этому дети спо-собны делать целый ряд самостоятельных открытий. Глаза сами собой учатся узнавать тождество предметов с их изображениями. Ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов - названий предметов или их качеств. И в детях естественным обра-зом рождается неудержимое стремление к выявлению накопив-шейся энергии, желание приложить приобретённые ими навыки к столь заманчивой для них работе – чтению и письму. Чтобы дети самостоятельно, безо всякого специального обучения, сами того не подозревая, научились делать штрихи на бумаге, раз-вивать свою речь (проговаривая свои действия), необходимо для них создать условия для развития ловкости рук, острого зрения, четкого проговаривания слов и аналитического мышления. Вот несколько простых упражнений, которые могут использовать и мамы у себя дома, и воспитатель в детском саду, поставив игровые материалы на низенькую полочку в детской комнате.
1. Игры: «Раскопки». В большой миске насыпано много любой крупы (пшено, горох, гречка, фасоль). В крупу закапывают маленькие вещички: яркие крупные бусинки, мелкие игрушки (киндер), а еще лучше малень-кие резиновые динозаврики. Детям дается задание, провести «раскопки» и в отдельную коробочку сложить найденные в крупе
2
предметы. Малыши с удовольствием приступают к такой работе, опустив кисти рук в крупу. Вот и получился отличный естественный
массаж пальцев. Вот так идёт подготовка ребёнка к последующему письму, а доставая предмет, ребёнок ещё и называет его: «Ура! Я достал зелёного динозаврика!» - развивается мыслительная деятельность детей и активизируется речь, т.е. пополняется ещё и словарный запас малышей.
2. Прищепки в корзинке. Взрослый ставит на стол коробочку, к краям которой пристегнуты разноцветные бельевые прищепки, и предлагает малышу брать прищепку тремя пальцами, отстегивать и складывать в корзинку. Ребенок начинает увлечённо и самостоятельно работать. Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой при- щепки даёт отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Взрослый при этом наблюдает за ребёнком, какой рукой предпочтительнее он работает и делает вывод, не левша ли малыш. И если заметил, что малыш работает больше левой рукой, то не концентрирует внимание на этом, а помогает ещё и развивать правую, ведь работу ребёнка обеими руками можно и нужно только приветствовать.
3. Разноцветные капли. Начиная занятие с ребенком взрослый, показывая разноцветные льдинки, или разноцветные кубики, или разноцветный мяч (красный, синий, желтый) спрашивает: «Ребята, а вы знаете какой это цвет? А хотели бы вы сами создать такие цвета? Давайте пробо-вать». На стол взрослый ставит поднос с платформой для замо-розки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечено по три разноцветных квадратика (красный, синий, желтый) для каждого ряда из четырёх ячеек.
3
Так же на подносе стоят три пузырька с разноцветной водой, подкрашенные в соответствующие цвета, (можно использовать пищевые красители, т.к. дети могут попробовать воду на вкус). Рядом лежат пипетки с колпачком из толстой резины. Взрослый даёт задание: наполнить ячейки водой с помощью пипетки. Эта работа очень кропотливая, но она хорошо развивает моторику пальцев и мышцы рук, а так же мыслительную деятель- ность. Ведь малыш будет задумываться о том, что бы аккуратно нести водичку, донести и перелить её из пипетки в ячейку. Ребёнок приступает к работе и выполняет её очень аккуратно, постепенно наполняя пустые ячейки водой. А затем можно дать задание, что бы другой ребёнок перелил водичку из ячейки в пузырёк. И здесь так же развивается и речь детей, они будут стараться подбадривать друг друга, помогать словесно, как правильно выполнить задание. Это задание малыши могут выполнять самостоятельно, но под наблюдением взрослого.
4. Перенесем бусинки с помощью пинцета на тарелочку. Перед ребёнком ставится небольшой поднос, на котором лежит платформа (можно использовать ячейки из-под конфет) для буси- нок, пинцет и небольшая чашка с бусами (можно использовать бу- синки разного размера). Ребёнку предлагается перенести бусинки из чашки в ячейки, но только с помощью пинцета. Малыш с увлече- нием будет перекладывать бусы. Это очень интересное и занимательное задание. Оно тренирует и развивает координацию движений пальцев рук. Требует предель-ной концентрации внимания. И в то же время учит ребёнка контро-лировать свои действия. Ведь в любое время, если бусинка сорвалась и упала, малыш увидит свою ошибку и исправит её
4
Самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого. Такая работа требует большей точности в движении.
5. Переливаем воду с помощью губки. Упражнение, которое нравится всем детям 2-3 лет. Перед малышом ставятся две небольшие мисочки. Одна наполнена наполовину водой, другая пустая. Ребёнку предлагают опустить губку в воду, намочить её и отжать в другую миску всю набранную воду в губку. И так малыш делает эту работу до тех пор, пока всю воду из одной миски не перенесёт в другую. Это упражнение развивает и укрепляет мускулатуру кисти рук.
6. Завязываем и развязываем бантик. Это упражнение называют классическим, его прямая цель – овладение навыками завязывание и развязывание шнурков и бантиков. В то же время ребёнок учится точным движениям пальцев, последовательности операций и сосредоточенности на каждом шаге работы. В этом контексте завязывание и развя-зывание бантиков , как и застегивание и расстегивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят детей к освоению письма и чтения. Материал состоит из деревянной рамки, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми банти-ками, изготовленными из тесьмы. Всего их пять. Малыш вначале развязывает верхний бантик и работает сверху вниз. Он берётся за концы тесьмы обеими руками и растягивает их в стороны. Постепенно все бантики развязаны. Теперь подде-нем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движе-нием вперёд развяжем и их. Концы тесьмы расправим по сторо-нам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что и банты, и узелки развязаны полностью. Теперь попробуем завязать узелки и банты. Половинки ткани соединим к центру. Возьмемся за концы верней тесьмы и перекинем их в противоположные стороны. 5.
5.
Указательным пальцем левой руки сдвинем тесьму и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведем другой конец тесьмы вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы тесьмы в стороны. Узелок завязан. По той же схе-ме завязываем и остальные узелки, двигаясь сверху вниз. Теперь завязываем банты. Будем поступать так же, как и с узлами, но пет-ли из концов тесьмы мы будем делать узкими, собранные к осно-ванию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
7. Выкладывание фигуры из отдельных деталей. А эта игра очень хорошо развивает фантазию и умение мыслить ребёнка. Это упражнение полезно тем, что тренирует и утон-чает мелкую моторику и зрение, чувство цвета и его оттенков; развивает умение применять свою фантазию и мышление, активизирует память и речь. Нам понадобится картон и несколько деталей, например, домика. Взрослый садится за столик и приготавливает себе рабочее место. Выкладывает на столе детали, вырезанные из картона: прямоу- гольник, овал, треугольник побольше и треугольник поменьше, квадрат. Все это он проделывает молча. Дети сами подходят и заинтересовавшись работой взрослого усаживаются рядом. Взрослый продолжает выполнять свою работу не вовлекая детей. Выкладывает сначала прямоугольник, затем берет маленький треугольник и подставляет сверху над прямоугольником. Дети сразу реагируют и делают свои замечания, что крыша мала, надо взять большой треугольник. Взрослый меняет маленькую фигуру треугольника на большой. Затем он берёт квадратик и приставляет с одной стороны прямоугольника. Получается двор. Взрослый спра-шивает у малышей, чего ещё не хватает над квадратом. Дети тут же предлагают свою идею: «Крышу надо – маленький треугольник.
6. Взрослый дополняет фигурку, получается ещё один домик. «Сколько домиков у меня получилось?» - «Два» - отвечают дети. «Верно. А какие фигурки потребовались мне для постройки этих домиков? Дети высказывают свои ответы. Затем взрослый предлагает им самостоятельно собрать свои домики, используя фигурки на столе и называя их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой массаж канцелярскими скрепками для развития речи, мышления, мелкой моторики и повышения иммунитета детей
Что даёт игровой массаж?Ø Развитие и совершенствование всех сторон речи детей (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).Ø ...
"Комплексное развитие речи, мышления и ритмики ребенка"
Консультация для родителей....
Доклад на тему: «Пальчиковые игры, как средство развития речи, мышления детей» (из опыта работы)
доклад...
Конспект выступления на педсовете "Роль пальчиковых игр в развитие речи , мышление детей в дошкольном возрасте"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет з...
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И РИТМИКИ РЕБЕНКА.
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И РИТМИКИ РЕБЕНКА....
Игры для развития речи, мышления, развития практических действий.
Представлен материал для детей 2 - 3 лет....
Игры для развития речи, мышления
А.С. Галанов (Ч,Щ) 10 игр для развития речи, мышления и фантазии у детей..pdf8.5 МБ Галанов А.С. 10 игр для развития речи, мышления и фантазии детей..pdf8.5 МБ...