Почему дети начинают поздно говорить.
статья по развитию речи на тему

AnastasiaIvanova

Личный опыт работы с неговорящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Почему наши дети начинают поздно говорить.

Меня часто спрашивают об этом. Почему так много проблем с речью в современном обществе? Давайте попробуем разобраться в этом… Я не буду писать в статье о клинических случаях, когда нужна помощь врача и медикаментозное лечение. Я поделюсь опытом своей работы с неговорящими детьми 3, 4 лет.

Наши «здесь и сейчас» - это сплошные технологии…и их так много, что не буду писать об этом. Компьютерный век одним словом. Эти технологии заменяют многое в нашей жизни.

Еще 20 лет назад, когда рождался малыш, ему пели песни, глядя на ребенка, глаза в глаза. Песни были простые: а-а-а, баю-бай. Простые повторяющиеся звуки. В каждой такой песне прививался ритм слова.  Ритм!!! Наша речь строится на ритмах и их не так много. Самый простой это ма-ма, па-па, ба-ба, та-та-та итд.  

Когда качали ребенка обязательно пели какой то ритм и легонько похлопывали ребенка и качали в ритм. Так мозг учился запоминать простые ритмы. Так появлялись первые шаблоны для мозга по которым в дальнейшем он будет распознавать речь.

Наша речь начинается с простых звуков А,У. Этих двух звуков достаточно, чтобы ребенок заговорил через год. Только он их должен научится произносить осознано, за вами либо самостоятельно. Не нужно думать что все так просто, нет… Впереди еще много работы.

К звукам А, У добавляются новые звуки О, И, потом Ы, Э. Так происходит эволюция речи, от простого к сложному.

Что же происходит сейчас?

В первый год жизни ребенка пение мамы заменили на детские песенки по телевизору или телефону. Ребенку включили игрушку над головой с примитивной мелодией без речи.

Чтоб наш мозг стал улавливать и различать звуки на слух ему нужно учится. Чтоб чему-то научиться мы должны это увидеть, услышать, потрогать. Так происходит процесс обучения. Увидеть, услышать, потрогать. И этот этап не перешагнуть. Наши дети не заговорят сразу словами и предложениями.

Все начинается со звука и этот звук А. Сначала ребенок повторяет эти звуки, тренирует неосознанно речевой выдох, мимическую мускулатуру. Это целый процесс и не простой процесс. Потом ребенок учится добавлять что-то новое к звуку А…. и вот уже получается АП, АМ, АФ….Вот так все начинается вначале.

Даже если вашему ребенку 3 года и он не говорит, путь пройдет он тот же самый. Когда ребенок слышит бурную речь и не может выделить хотя бы звук А, то он не научится самостоятельно выделять и ритм слова.

Наша речь это ритмы: ма-ма, па-па, ба-ба, со-ба-ка, а-на-нас. Эти ритмы и нужно изучить нашему мозгу в самом начале. Мы с самого младенчества начинаем тренировать наш мозг. Если не делать акцент ребенка на то, что слово состоит из звуков, то все что вы говорите уйдет фоном, как музыка, как шум воды. Ничего не понятно для ребенка.

Это как если бы вы, не зная  английского, попали в другую страну. Вам говорят, а вы не улавливаете. У мозга нет шаблонов речи, он не понимает. Это приводит к быстрому утомлению и отказу слушать непонятную речь. Все что может мозг это уловить интонацию речи и наглядную картинку действия. Давно известный факт, что не говорящие дети понимают родителей по интонации голоса. Они не понимают вашу речь, они слышат интонацию, с которой вы говорите. Они иностранцы в собственной семье.

Чтоб понять свою кроху начните учить другой язык и вы все поймете. Сначала вы будете ловить отдельные звуки, изучать их, пробовать повторить. Потом будете сочетать звуки в звукокомплексы. Потом начнется этап соотнесения сказанного с картинкой. Это когда вам что- то показали и тут же сказали. Звук -наглядное действие. Вы будете ловить интонацию, увидите картинку, потом услышите звук. Мозг запишет информацию и начнет ее накапливать. Так работает наш мозг.

В своей практике с неговорящими детьми я заметила, что все дети из группы риска не умеют играть. Таких деток тоже нужно этому учить. Мозг не способен пока к саморазвитию. Нужно создать базу для этого. Таким деткам нужен толчок в виде обучения.

В игре мы тренируем все звуки которые нам понадобятся для речи. Мы не тренируем слова мы закладываем фундамент, создаем шаблоны звуков. Когда база звуков будет достаточной, начнется следующий этап, слоги. В своей практике я учу детей играть и в игру вплетаю звуки речи.

Мой совет родителям: начните с простых лепетных слов, таких как аф-аф, пи-пи, би-би, ко-ко, мяу, му. Не нужно сразу учить их словам собака, цыпленок, курица, кошка. Это будет позже. Заменяйте слова на простые и понятные слоги упал – бух, едем – жжжж, муха – зззз, кушаем - ам итд. Дайте ребенку сначала привыкнуть к звукам.

Я желаю всем родителям и коллегам успехов в обучении наших детей.

                                             

                                              Учитель-логопед     Иванова Анастасия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети плохо говорят?

Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с ...

Консультация для родителей: "Когда же дети начинают говорить?"

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не сами только слова,их добавления и видоизменения, но множество понятий, взглядов,на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов ...» К. Д...

МАЛЕНЬКИЕ МОЛЧУНЫ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОЗДНО И ПЛОХО НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ?

Статья раскрывает некоторые причины задержки речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте, не связанные с органическим поражением головного мозга. Материал будет полезен родителям и воспитате...

"Во сколько дети начинают говорить".

Первые слова вашего малыша — это одна из самых волнительных вех его взросления. Тот факт, что ребенок потихоньку начинает учиться словами выражать свои потребности, — большое совместное до...

Как дети начинают говорить.

Вашему вниманию представлено объяснение того, почему дети начинают, или же не начинают говорить....

Почему дети начинают позже говорить

Казалось бы, всё просто: первый лепет, первые «ма», «па» - и буря эмоций. Дальше - больше и дальше не остановить. Однако,  медики констатируют: нынче задержка развития реч...

Почему дети начинают врать.

Дети от рождения склонны к честности и правде. Но что же происходит, когда однажды ребенок, вместо того, чтобы сказать правду, предпочитает соврать. Хотя психологически врать гораздо некомфортне...