Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки".
Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1."Подскажи Петрушке звук".
Наглядный материал: ширма, игрушка Петрушка.
Воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но, в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети.
Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук.
Вначале звук подсказывают все дети хором, потом отдельно по рядам и наконец индивидуально.
Дети должны быстро подсказывать не произнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью.
Петрушка: Дети:
На солнышке грелся черноухий котено.. к.
На него смотрел белолапый щено… к.
Охотники развели в лесу косте… р.
Ученик держал в руке каранда… ш.
Малыш попросил маму купить красный ша. .р.
На лесную полянку выбежал зая. ц.
В зоопарке жили
сло… н,
бегемо… т,
крокоди… л.
По стволу стучал пестрый дяте… л.
Белочка спрятала орешки в дупл… о.
По двору бродили пету… х,
Куриц… а,
Утят… а.
2. "Какое слово задумано?"
Наглядный материал: предметные картинки на которых изображены: ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя);
трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это…омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю – омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка.
- «Почему у меня получается не так?»- удивляется воспитатель.
Дети: –Вы не говорите звук р, пропускаете его -объясняют дети.
Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука. Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель,- без первого звука. Педагог их поправляет.
Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку «…ак». Дети отгадывают, какое это слово: мак, рак, лак, бак.
3."Какой звук потерялся?"
Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправился в полет».
В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его. Ребенок должен отметить, что в слове самолет был пропущен звук с, что звучать это должно так: «Подготовлен самолет, он отправится в полет».
Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: «Наша Таня …ромко плачет, …ронили в речку мячик». При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки, несложные тексты.
4. "Что же здесь не так?"
Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - …орова. Что это за слово? (корова). Какого звука не хватает в первом моем слове? (звука к, который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уси…рыша,. ерево…ар…абор.? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/24/picture-695534-1619278250.jpg)
Дидактические упражнения по развитию речи в подготовительной группе.
Дидактические упражнения по развитию речи (грамматический строй речи)в подготовительной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313540-1381478101.jpg)
Подборка дидактических упражнений для развития речи
Подборка дидактических упражнений для развития речи "Как звучит слово"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1082558-1542305013.jpg)
Дидактические упражнения по развитию речи "Раздели слова на слоги"
Данный материал пригодится при обучении детей старшего дошкольного возраста по теме "Слоги"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1111774-1643477040.jpg)
Дидактическая игра по развитию речи «Цепочка слов»
Дидактическая игра по развитию речи «Цепочка слов»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/01/picture-625338-1588283264.jpg)
Дидактическая игра на развитие речи «Цепочка слов»
Дидактическая игра «Цепочка слов»Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.Игровой материал: карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/31/picture-1010972-1653999833.jpg)
Интерактивная дидактическая игра по развитию речи "Угадай слово"
Игра предназначена в помощь для педагогов и родителей, с целью формирования предпосылок у детей к обучению грамоте и чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1438742-1669273736.jpg)
Дидактическая игра по развитию речи: «Найди слова на букву».
закрепление знаний букв русского алфавита; развитие умения подбирать слова на нужную букву, а так же исключать слова не соответствующие заявленной букве....