Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"
учебно-методическое пособие по развитию речи по теме
Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный многогранный и требующий особой иллюстративности. Предлагаю вам авторское пособие, которое наш коллектив учителей-логопедов успешно использует в своей коррекционно-развивающей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт пособия | 2.92 МБ |
Пояснительная записка | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Департамент образования города москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1015» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №2 119634, г. Москва, ул. Шолохова, д.6, корп.4 т./факс: 8-495-731-16-77, 8-495-731-89-11 E-mail: @ yandex.ru Название образовательной организации Авторы пособия Учителя-логопеды СПДО№2: Берсекова Лариса Борисовна, Голованова Надежда Александровна, Грызлова Анна Владимировна, Кондрашина Юлия Васильевна, Марченкова Татьяна Тарасовна
Создать педагогическое пособие д ля использования в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Цель разработки пособия Принципы использования пособия Доступность, наглядность, безопасность, многофункциональность, эффективность. Назначение пособия Пособие предназначено для развития и формирования у дошкольников 3-7 лет навыка составления описательных рассказов с использованием опорных схем. Данное пособие могут использовать учителя-логопеды, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Описание пособия два листа А-3 формата с изображением клумбы, 20 карточек - шаблонов на магнитах с изображением цветов (15х15 см), набор цветных универсальных карточек-пиктограмм для составления рассказов по лексическим темам (10х10 см), картотека примерных планов и рассказов по различным лексическим темам.
возможность работать с группой детей - размер карточек позволяет увидеть схему всем детям при фронтальной форме непосредственной образовательной деятельности; педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для рассказа, следовательно, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп. обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях. Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Преимущества Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и выстраивать свои высказывания по проектной деятельности или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Возможность использования в практической педагогической деятельности
Предварительный просмотр:
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ГОВОРЯЩИЕ ЦВЕТЫ"
Для любого педагога развитая монологическая речь ребёнка - это высшая награда. Существуют разные способы и методы развития связной речи. Один из них - составление описательного рассказа на основе опорных картинок или схем. Многие авторы выпускают целые пособия, методические руководства с набором готовых описательных рассказов.
Но, далеко не всегда удобно пользоваться готовыми схемами. Во-первых, не на все лексические темы есть готовые описательные рассказы со схемами. Во-вторых, зачастую готовые схемы не превышают формата альбомного листа. В-третьих, готовая схема не даёт педагогу возможности сократить или, наоборот, обогатить речевой материал, а значит, не даёт педагогу творить и осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Мы (учителя-логопеды ГБОУ Школа №1015) предлагаем использовать отдельные карточки с картинками-пиктограммами, которые при определённой комбинации могут подойти к любой лексической теме. Карточки вставляются в шаблоны с изображением цветов. И на клумбе расцветает столько говорящих цветов, сколько нужно вам для обучения детей.
Основные лексические темы мы представили в виде картотеки с авторскими планами рассказов и примерами. Преимущества такого "карточного" подхода очевидны:
- возможность работать с группой детей, размер карточек позволяет увидеть схему всем детям;
- педагог может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество карточек для
рассказа.
Таким образом, начинать обучение детей составлять описательные рассказы по опорным схемам можно уже с младших групп.
Есть у нашего пособия и абсолютно авторское нововведение: обязательно в конце каждого рассказа, независимо от лексической темы и возрастной группы, ребёнок рассказывает либо о своём отношении к предмету описания, либо о своих мечтах и желаниях.
Такой приём очень способствует развитию навыка анализировать и формулировать свои умозаключения. Именно этого навыка не хватает ученикам начальной школы сначала на уроках чтения, а в дальнейшем и на уроках литературы.
Сейчас мы продемонстрируем, как один и тот же рассказ может усложняться в зависимости от возраста ребёнка на примере одной лексической темы. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ "О СЕБЕ"
Младшая группа
- Моё имя.
- Сколько мне лет?
- Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
- Чем люблю заниматься?
- Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).
Примерный рассказ: Я - Аня. Три года. Это платье. Люблю куклу. Хочу как мама.
Средняя группа
- Моё имя. Моя фамилия.
- Сколько мне лет?
- Какого я роста?
- Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
- Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
- Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
- Чем люблю заниматься?
- Чем не люблю заниматься?
- Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).
Примерный рассказ: Меня зовут Аня. Фамилия Петрова. Мне четыре года. Я маленькая, глаза у меня серые, носик и ротик маленькие. Волосы рыжие, они длинные. Голос у меня очень тихий. Люблю одевать платья. Очень люблю играть в куклы. Не люблю бегать. Когда я вырасту, очень хочу научиться читать.
Старшая группа
- Моё имя. Моё взрослое имя и фамилия.
- Сколько мне лет?
- Когда я родился? (время года)
- Какого я роста?
- Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
- Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
- Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
- Какой у меня характер?
- Чем люблю заниматься?
- Чем не люблю заниматься?
- Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).
Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна. Мне пять лет. Я родилась весной. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.
Подготовительная к школе группа
- Моё имя. Моё взрослое имя, отчество и фамилия.
- Сколько мне лет?
- Когда я родился? (время года, месяц, число)
- Какого я роста?
- Какое у меня лицо (глаза, нос, рот, уши и т.д.), цвет и длина волос?
- Какой у меня голос (громкий, тихий, грубый, ласковый и т.д.)?
- Какая у меня одежда (во что люблю одеваться)?
- Какой у меня характер?
- Какие у моего характера есть достоинства и какие недостатки?
- Какой у меня адрес (где живу)?
- Чем люблю заниматься?
- Чем не люблю заниматься?
- Мои мечты (кем хочу стать, чему хочу научиться (кататься на роликах, играть на гитаре и т.д.), какой подарок хотел бы на день рождения или Новый год и т.д.).
Примерный рассказ: Меня зовут Петрова Анна Александровна. Мне шесть лет. Я родилась весной, пятого марта. Я высокая, у меня серые глаза, густые брови, маленький носик с веснушками. Я люблю улыбаться, поэтому мама говорит, что я улыбчивая. Волосы у меня рыжего цвета, они длинные и вьющиеся. Мама делает мне прически из косичек. Голос у меня очень тихий и нежный. Одеваться люблю в яркие платья или длинные юбки с лёгкими кофточками. Характер у меня хороший, настроение всегда радостное. Мои достоинства - я умею договариваться с друзьями, умею слушаться взрослых. Мои недостатки - мне быстро надоедает играть в одну и ту же игру, и я не люблю убирать игрушки за собой. Живу я в городе Москва, на улице Шолохова, на восьмом этаже высотного дома. Очень люблю играть в куклы, люблю кушать сладкое, люблю ходить в гости. Не люблю бегать, убирать и спать днём. Когда я вырасту, очень хочу научиться красиво танцевать и играть на гитаре.
Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. С отдельными картинками-пиктограммами можно придумывать и составлять не только рассказы по лексическим темам, но и строить свои высказывания по проектной деятельности, или по различным направлениям в других образовательных областях. Особенно удачно такие схемы вписываются в структуру интегрированных занятий. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие по развитию речи детей 5-7 лет «ПОМОЖЕМ ФИКСИКАМ» по мотивам детского семейного познавательно-обучающего мультфильма «Фиксики» (Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»).
по мотивам детского семейного познавательно-обучающего мультфильма «Фиксики» (Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»...
Авторское дидактическое пособие по развитию творческих способностей в направлении развития математических представлений: «Многофункциональная развивающая парта»
Мастер класс для педагогов...
Мастер – класс для педагогов Авторское дидактическое пособие по развитию творческих способностей.
Лэпбук "Русская народня роспись и игрушка"...
Авторское дидактическое пособие по развитию речи Игра-рифма «Запомни и повтори»
Дидактическая игра для тренировки памяти, правильном звукопроизношении и чувства рифмы....
Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"
Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...
Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Словесная кинолента"
Каждый педагог в своей практике встречался с задачей создания универсального пособия. Замечательно, когда один и тот же материал можно использовать для разных целей и задач. Такое пособие создали и мы...
Авторское дидактическое пособие по развитию речи "Говорящие цветы"
Каждый педагог создаёт пособия, которые подходят для решения какой-либо педагогической или коррекционной задачи, возникающей в процессе работы именно этого педагога. Развитие речи - процесс сложный мн...