Беседа вторая «Фейные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Высоцкая Юлия Владимировна

Цель – знакомство с книгой детских стихов К. Бальмонта «Фейные сказк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_feynye_skazki.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа вторая

«Фейные сказки»

Цель – знакомство с книгой детских стихов К. Бальмонта «Фейные сказк».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с особенностями сборника «Фейные сказки» и его отдельными стихотворениями;

- формировать умение осмысленно отвечать на вопросы по содержанию беседы и текста.

Развивающие:

- развитие умения слушать стихи и читать их наизусть;

- развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к прекрасному.

Оборудование: фигурка Феи, иллюстрированная книга К. Бальмонта «Фейные сказки», портрет дочери поэта Нины Бальмонт в детстве.

1 часть беседы

– Ребята, сегодня с нами снова сказочная Фея из книги Константина Бальмонта «Фейные сказки». Она приглашает нас в гости! Давайте  познакомимся с этой замечательной книгой. (Демонстрируется обложка книги.).

– О чём говорит нам название «Фейные сказки»? (Наверное, в книге – сказки Феи и о Фее?)

– Действительно, в этой книжке 71 стихотворение о Фее и её друзьях из мира природы.

– Кого вы можете назвать, кто живёт в природе? (животные, птицы, насекомые, растения). Да, друзья Феи – это и букашки, и травинки, и птички, и разные зверюшки, и даже сказочные существа (чудища, гномы, Баба Яга). (Можно показать некоторые иллюстрации.)

Книга появилась в 1905 году и была посвящена маленькой дочке поэта, Нине Бальмонт – Нинике, как звали её в семье (видимо, от детского произношения имени Ниночка).

В «Посвящении» зашифровано основное содержание книги «Фейных сказок». В книге оно играет важную роль, объединяя её разделы: «Фея», «Детский мир», «Былинки». Четырёхлетней девочке отец дарит сборник стихотворений, как букетик из тонких былинок, и начинает доброе путешествие с любимой героиней по волшебной стране сказки. Недаром в стихотворении говорится – «позабавишься». Бальмонт именно так определяет цель сказочного повествования: веселить, радовать, фантазировать, украшать жизнь, не внося в неё тревог.

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После – блеснёшь мне зелёными глазками, –

В них не хочу я росинок.

Вечер далёк, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, — а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

– Какими чувствами проникнуто посвящение? (В нём звучит любовь, нежность.)

– Как Бальмонт называет свою дочку? (Ласково – Ниника.)

– А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (Глазки, букетик, росинки, слёзки.)

– С чем поэт сравнивает слёзы? (Слезинки – росинки.)

– Давайте вспомним, что мы знаем о феях. Что это за существа? (Дети рассказывают, что они знают о феях.)

В легендах европейских народов сохранились рассказы о мире, населённом невидимыми существами – феями и эльфами. Поэт сохраняет способность феи мгновенно являться и мгновенно исчезать. В поэтическом мире Бальмонта феи обитают и на земле – Фея волшебного сада, и в воде – Фея вод. Например, в стихотворении «Три песчинки»:

«Что можно сделать из трёх песчинок?»

Сказала как-то мне Фея вод.

Я дал букетик ей из былинок,

И в трёх песчинках ей дал отчёт.

Одну песчинку я брошу в Море,

Ей будет любо там в глубине.

Другая будет в твоем уборе,

А третья будет на память мне.

Поэт рисует и мир снежных фей:

Фея и снежинки

Катаясь на коньках,

На льду скользила Фея.

Снежники, тихо рея,

Рождались в облаках.

Родились — и скорей,

Сюда, скорей, скорее.

Из мира снежных фей

К земной скользящей Фее.

Красота окружающего мира всегда привлекала внимание творческого человека. Часто эта красота неприметна, ощущение радости от её созерцания доступно не всякому. Невнимательный и торопливый пройдёт рядом, не заметит, не остановится, не полюбуется. Чуткий к жизни природы человек умеет видеть необычное в самых привычных явлениях природы.

Чтение стихотворения «Фея»

Говорили мне, что Фея,

Если даже и богата,

Если ей дарит Лилея

Много снов и аромата, –

Всё ж, чтоб в замке приютиться,

Нужен ей один листок,

Им же может нарядиться

С головы до ног.

Да, иначе быть не может,

Потому что всё в ней нежно,

Ей сама луна поможет,

Ткань паук сплетёт прилежно.

Так как в мире я не знаю

Ничего нежнее фей,

Ныне Фею выбираю

Музою моей.

– Какой мы видим Фею?

– Почему она волшебница?

– Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею себе в помощницы? (Нежная, добрая.)

– А кто такая муза – знаете? Муза – это вдохновительница в каком-нибудь виде искусства (муза поэзии, театра, музыки – поэтому и муза!). Значит, в книге Бальмонта Фея – главная героиня и вдохновительница стихов.

– А какими мы видим фей в других произведениях? (Феи всегда добрые, готовы прийти на помощь.)

Давайте будем дружить с этой волшебной поэтической Феей, и возможно, она к нам ещё не раз прилетит в гости!

2 часть беседы

Вот и снова с нами поэтическая Фея – муза поэта Константина Бальмонта.  А как выглядит в стихах поэта Фея? Какой мы её себе представим, если захотим нарисовать? (Ответы детей.)

Читаем стихотворение «Наряды Феи».

У Феи – глазки изумрудные,

Всё на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей.

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком.

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с Светляком.

– Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (Колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет.)

– Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие слова использует поэт? (Дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый, серебристый, изумрудный.)

– Изумрудный – это какой цвет?

– А кто-нибудь представляет себе, что такое опал, топаз, хризолит и какие они?

(Это драгоценные камни: хризолит — золотисто-зелёный, опал – молочного цвета, топаз – дымчатый.)

– А с чем сравнивается в стихотворении ландыш? В чём он помогает Фее?

Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая.

Есть у Феи ещё сказочный помощник – ветерок.

Чтение стихотворения «Ветерок Феи».

В сказке Фейной, тиховейной,

Лёгкий майский ветерок

Колыхнул цветок лилейный,

Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно-нежной

Бросил в песни мне цветы.

И умчался в мир безбрежный,

В новой жажде красоты.

А ещё через минутку

Возвратился с гроздью роз:

«Я ушёл, но это в шутку,

Я тебе Цветов принёс».

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Какой он, ветерок? (Озорник, будто живой.)

Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:

«Нашептал мне пенье строк»; он помогает общаться поэту и Фее: «И от Феи лунно-нежной / Бросил в песни мне цветы».

– Чем хороши прочитанные стихотворения? (Они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни.)

Поэт-герой свободно перемещается в пространстве «Фейных сказок», дружит с Феей, слышит разговоры, описывает бытовые сценки. Это делает «фейный» мир более понятным и близким, но все-таки отделённым от реальной жизни, миром игры.

Знаком поэт и с народными сказками. В стихотворении «У чудищ» соединяется сразу нескольких сказок. Попробуйте угадать, какие?

Чтение стихотворения «У чудищ» с последующим заучиванием наизусть с помощью мнемотаблицы.

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.

Там всё, как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у Старой две нитки бус.

Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

Мы познакомились с книгой Константина Бальмонта «Фейные сказки», побывали в поэтическом мире Феи, где живут её друзья: стрекозы, жуки, муравьи, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны. Так хочется теперь взять бумагу, карандаши или краски и нарисовать всё, что так красиво выразил Бальмонт поэтическим словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»

«Жили, были…», «В некотором царстве…» –  начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок ...

БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ

закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров....

«Поговорим о музыке» Беседа вторая «Король Ритм» Приложение к слушанию музыки

Цель: Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.Задачи: Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Картотека бесед второй младшей группы «Улыбка»

Картотека бесед второй младшей группы«Улыбка»...

В помощь родителям. Игра и школа (беседа вторая)

Ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую оч...

Конспекты занятий-бесед вторая младшая группа. Как устроено тело человека.

Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Развивать у детей понимание значени...

экологическое воспитание. беседа. вторая младшая группа

КАК ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ (беседа)  З а д а ч и: способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – тер...