Беседа вторая «Фейные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель – знакомство с книгой детских стихов К. Бальмонта «Фейные сказк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_feynye_skazki.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа вторая
«Фейные сказки»
Цель – знакомство с книгой детских стихов К. Бальмонта «Фейные сказк».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями сборника «Фейные сказки» и его отдельными стихотворениями;
- формировать умение осмысленно отвечать на вопросы по содержанию беседы и текста.
Развивающие:
- развитие умения слушать стихи и читать их наизусть;
- развивать фантазию и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к прекрасному.
Оборудование: фигурка Феи, иллюстрированная книга К. Бальмонта «Фейные сказки», портрет дочери поэта Нины Бальмонт в детстве.
1 часть беседы
– Ребята, сегодня с нами снова сказочная Фея из книги Константина Бальмонта «Фейные сказки». Она приглашает нас в гости! Давайте познакомимся с этой замечательной книгой. (Демонстрируется обложка книги.).
– О чём говорит нам название «Фейные сказки»? (Наверное, в книге – сказки Феи и о Фее?)
– Действительно, в этой книжке 71 стихотворение о Фее и её друзьях из мира природы.
– Кого вы можете назвать, кто живёт в природе? (животные, птицы, насекомые, растения). Да, друзья Феи – это и букашки, и травинки, и птички, и разные зверюшки, и даже сказочные существа (чудища, гномы, Баба Яга). (Можно показать некоторые иллюстрации.)
Книга появилась в 1905 году и была посвящена маленькой дочке поэта, Нине Бальмонт – Нинике, как звали её в семье (видимо, от детского произношения имени Ниночка).
В «Посвящении» зашифровано основное содержание книги «Фейных сказок». В книге оно играет важную роль, объединяя её разделы: «Фея», «Детский мир», «Былинки». Четырёхлетней девочке отец дарит сборник стихотворений, как букетик из тонких былинок, и начинает доброе путешествие с любимой героиней по волшебной стране сказки. Недаром в стихотворении говорится – «позабавишься». Бальмонт именно так определяет цель сказочного повествования: веселить, радовать, фантазировать, украшать жизнь, не внося в неё тревог.
Посвящение
Солнечной Нинике, с светлыми глазками –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После – блеснёшь мне зелёными глазками, –
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.
– Какими чувствами проникнуто посвящение? (В нём звучит любовь, нежность.)
– Как Бальмонт называет свою дочку? (Ласково – Ниника.)
– А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (Глазки, букетик, росинки, слёзки.)
– С чем поэт сравнивает слёзы? (Слезинки – росинки.)
– Давайте вспомним, что мы знаем о феях. Что это за существа? (Дети рассказывают, что они знают о феях.)
В легендах европейских народов сохранились рассказы о мире, населённом невидимыми существами – феями и эльфами. Поэт сохраняет способность феи мгновенно являться и мгновенно исчезать. В поэтическом мире Бальмонта феи обитают и на земле – Фея волшебного сада, и в воде – Фея вод. Например, в стихотворении «Три песчинки»:
«Что можно сделать из трёх песчинок?»
Сказала как-то мне Фея вод.
Я дал букетик ей из былинок,
И в трёх песчинках ей дал отчёт.
Одну песчинку я брошу в Море,
Ей будет любо там в глубине.
Другая будет в твоем уборе,
А третья будет на память мне.
Поэт рисует и мир снежных фей:
Фея и снежинки
Катаясь на коньках,
На льду скользила Фея.
Снежники, тихо рея,
Рождались в облаках.
Родились — и скорей,
Сюда, скорей, скорее.
Из мира снежных фей
К земной скользящей Фее.
Красота окружающего мира всегда привлекала внимание творческого человека. Часто эта красота неприметна, ощущение радости от её созерцания доступно не всякому. Невнимательный и торопливый пройдёт рядом, не заметит, не остановится, не полюбуется. Чуткий к жизни природы человек умеет видеть необычное в самых привычных явлениях природы.
Чтение стихотворения «Фея»
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата, –
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
– Какой мы видим Фею?
– Почему она волшебница?
– Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею себе в помощницы? (Нежная, добрая.)
– А кто такая муза – знаете? Муза – это вдохновительница в каком-нибудь виде искусства (муза поэзии, театра, музыки – поэтому и муза!). Значит, в книге Бальмонта Фея – главная героиня и вдохновительница стихов.
– А какими мы видим фей в других произведениях? (Феи всегда добрые, готовы прийти на помощь.)
Давайте будем дружить с этой волшебной поэтической Феей, и возможно, она к нам ещё не раз прилетит в гости!
2 часть беседы
Вот и снова с нами поэтическая Фея – муза поэта Константина Бальмонта. А как выглядит в стихах поэта Фея? Какой мы её себе представим, если захотим нарисовать? (Ответы детей.)
Читаем стихотворение «Наряды Феи».
У Феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.
Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.
– Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (Колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет.)
– Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие слова использует поэт? (Дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый, серебристый, изумрудный.)
– Изумрудный – это какой цвет?
– А кто-нибудь представляет себе, что такое опал, топаз, хризолит и какие они?
(Это драгоценные камни: хризолит — золотисто-зелёный, опал – молочного цвета, топаз – дымчатый.)
– А с чем сравнивается в стихотворении ландыш? В чём он помогает Фее?
Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая.
Есть у Феи ещё сказочный помощник – ветерок.
Чтение стихотворения «Ветерок Феи».
В сказке Фейной, тиховейной,
Лёгкий майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.
И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.
А ещё через минутку
Возвратился с гроздью роз:
«Я ушёл, но это в шутку,
Я тебе Цветов принёс».
– Каким чувством проникнуто стихотворение?
– Какой он, ветерок? (Озорник, будто живой.)
Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:
«Нашептал мне пенье строк»; он помогает общаться поэту и Фее: «И от Феи лунно-нежной / Бросил в песни мне цветы».
– Чем хороши прочитанные стихотворения? (Они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни.)
Поэт-герой свободно перемещается в пространстве «Фейных сказок», дружит с Феей, слышит разговоры, описывает бытовые сценки. Это делает «фейный» мир более понятным и близким, но все-таки отделённым от реальной жизни, миром игры.
Знаком поэт и с народными сказками. В стихотворении «У чудищ» соединяется сразу нескольких сказок. Попробуйте угадать, какие?
Чтение стихотворения «У чудищ» с последующим заучиванием наизусть с помощью мнемотаблицы.
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё, как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Мы познакомились с книгой Константина Бальмонта «Фейные сказки», побывали в поэтическом мире Феи, где живут её друзья: стрекозы, жуки, муравьи, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны. Так хочется теперь взять бумагу, карандаши или краски и нарисовать всё, что так красиво выразил Бальмонт поэтическим словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»
«Жили, были…», «В некотором царстве…» – начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок ...
БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ
закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров....
«Поговорим о музыке» Беседа вторая «Король Ритм» Приложение к слушанию музыки
Цель: Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.Задачи: Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Картотека бесед второй младшей группы «Улыбка»
Картотека бесед второй младшей группы«Улыбка»...
В помощь родителям. Игра и школа (беседа вторая)
Ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую оч...
Конспекты занятий-бесед вторая младшая группа. Как устроено тело человека.
Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Развивать у детей понимание значени...
экологическое воспитание. беседа. вторая младшая группа
КАК ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ (беседа) З а д а ч и: способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – тер...