Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"
презентация по развитию речи на тему

Лохмотова Галина Борисовна

В презентации  проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И Использование дидактической игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста Воспитатель Лохмотова Г.Б . .

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка . Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели . Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы работы : «Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников».

Слайд 3

ФГОС ДО В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Проект долгосрочный . Длительность проекта – учебный год . 1 этап - подготовительный Подбор методической литературы и дидактических игр по развитию речи 2 этап – основной Реализация проекта в разных формах образовательной деятельности 3 этап - заключительный Подведение итогов

Слайд 5

ЦЕЛИ П озитивная социализация дошкольников среднего возраста; индивидуализация развития детей; поддержка детской инициативы и детского творчества; развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность .

Слайд 6

Задачи Социально-коммуникативное развитие : содействовать формированию готовности к совместной деятельности со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Познавательное развитие: мотивировать развитие интересов и любознательности детей посредством игры. Речевое развитие : способствовать овладению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной речи. Физическое развитие: способствовать овладению подвижными играми со словами.

Слайд 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ представлены в виде целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования : ребенок достаточно хорошо владеет устной речью , может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 8

Реализация проекта Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются: использование принципа интеграции образовательных областей (р ечевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира ; личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка; создание речевой развивающей среды; активное участие родителей в образовательном процессе. Проект реализуется в различных формах образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность воспитателя с ребёнком; индивидуальная работа с ребёнком; развлечения, досуги . Дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Используются следующие методы: наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картинок, фотографий); словесные методы (беседа, рассказ); практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).

Слайд 9

Разновидность дидактических игр по развитию речи: игры по обогащению словаря; и гры на словообразование ; н а развитие грамматического строя речи (и гры на усвоение категорий рода, числа, падежа, существительных, вида и наклонения глаголов) ; игры на развитие понимания смысловой стороны слова: игры на описание разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?»; игры на развитие диалогической и монологической речи; игры на развитие речевого дыхания; игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, игры с мелкими предметами типа «золушка», различные пазлы , мозаики и т.д .); пальчиковые игры

Слайд 10

Узнай по описанию ( Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа, существительных, вида и наклонения глаголов) Название игры Цели 1. Узнай по описанию Угадай-ка Ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде 2. Чего не стало? Чего не хватает ? Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. 3. Кафетерий Ателье Знакомиться с неизменяемыми словами ( кофе, какао, пальто) 4. Петрушкины команды. Вы хотите? – Мы хотим. Зайкина гимнастика Образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать, спой, поскачи, положи, поезжай, беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись. 5. Прятки выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, за, под, около, между, рядом, слева от, справа) 6. Что изменилось? Употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около)

Слайд 11

Угадай-ка ( Игры на словообразование) Название игры Цели 1. Страшный зверь День рождения Пуха Угадай-ка Разбуди кота Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей в единственном и множественном числе, образовывать наименования детенышей животных, использовать эти слова в речи 2. Ослик в гостях у медвежонка. Магазин посуды Соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена;, образовывать наименования предметов посуды. 3. Зайчик Использовать в речи производные глаголы 4. Бабушка Маланья Выполнять движения на слова песни 5. Полетушки - русская народная игра (Летает – не летает) Соотносить действие с его словесным обозначением 6. Что для чего? Использовать в речи глаголы в неопределенной форме, конструкции сложноподчиненного предложения

Слайд 12

Почему так называют? (Игры на развитие понимания смысловой стороны слова) Эти игры помогают детям узнавать значения новых слов - разных частей речи – прилагательных, существительных, глаголов; определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать значение некоторых многозначных слов; подбирать к заданным словам синонимы и антонимы, составлять с ними предложения; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; употреблять слова в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, осваивать глаголы общения, слова ласкового обращения.

Слайд 13

Почему так называют? (Игры на развитие понимания смысловой стороны слова) Название игры Цели 1. Подбери слово Подбирать антонимы и синонимы к прилагательным и глаголам. 2. Найди ручку Составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях. 3. Найди ножку Составлять предложения со словом ножка, осмыслить разные значения этого слова. 4. Подбери другие слова Образовывать слова от слова снег. 5. Что мы знаем про слово игла Для чего нужна игла? Какая она Познакомиться с разными значениями слова игла; называть признаки и действия предмета, расширять представления о многозначных словах. 6. У кого такой предмет? Учиться воспринимать слово как особый объект действительности, отделять слово от предмета, обозначаемого этим словом, уточнять значения слов 7. Кто сумеет похвалить Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. 8. Какая, какой, какое? Подбирать определения к предмету, явлению. 9. Закончи предложение Дополнять предложение словом с противоположным значением. 10. Закончи предложение Заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Слайд 14

Почему так называют? (Игры на развитие понимания смысловой стороны слова) Название игры Цели 11. Назови ласково Подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. 12. Какое что бывает? Классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу. 13. Кто знает другое слово? Я начну, а ты продолжи Подбирать синонимы к заданному слову.; находить сова, близкие по смыслу. 14. Кто больше вспомнит? Подбирать слова, обозначающие действия, состояния (глаголы) . 15. Придумай другое слово Углублять знания о лексическом значении слова, упражняться в образовании с помощью суффиксов и префиксов новых конструкций. 16. Скажи наоборот Подбирать слова, противоположные по смыслу 17. Как сказать по-другому? Подбирать синонимы к заданным словам. 18. О чем еще так говорят? Уточнить значения многозначных слов. 19. Дополни предложение Расширять представления о правильном соединении слов в предложении или словосочетании. 20. Разные слова Подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи.

Слайд 15

Пальчиковые игры Новый год Перед нами ёлочка Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки». Шишечки, иголочки Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы. Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – « полуковшик » со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз. Зайчики и свечки , Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами. Звёзды, человечки . Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз Зимние забавы Лепим мы из снега ком, Дети сжимают и разжимают кисти рук. Из комочков слепим дом. Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны Звери будут в доме жить, Хлопают в ладоши Веселиться и дружить, Соединяют руки в «замок» Вместе домик сторожить. Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят" Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком Раз — подбросим, два — поймаем, Подбрасывают, ловят" Три — уроним и... сломаем. Роняют и топают

Слайд 16

Пальчиковые игры

Слайд 17

Игры на развитие речевого дыхания Новый год «Пой со мной» Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. «Птицы разговаривают Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. «Звуки вокруг нас» Цель : развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. «Песня ветра» «Ветерок» «Мыльные пузыри» Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. «Девочки поют» Цель : развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д. « Бульки » Цель : развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. «Сдуй шарик» Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. «Змейка» Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. «Насос» Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. «Бумажный флажок» Цель : развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Слайд 18

Основные направления организации речевой развивающей среды в группе Предметно-развивающая среда в нашей группе способствует всестороннему развитию детей. Она безопасна, эстетична, комфортна, наполнена различными игровыми материалами. В группе имеется необходимый наглядный материал для организации речевого развития детей: репродукции картин, наборы картинок, игрушки животных и их детенышей, овощи и фрукты, дидактические пособия по развитию речи и многое другое. В группе создана картотека речевых игр , а именно ; игры , направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи ; игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры и упражнения; игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, мозаика, игры типа «Золушка»); н астольно-печатные игры по развитию речи; д идактические игры по литературным произведениям» («Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя »). Организованы контакты со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы; организован книжный уголок для самостоятельного рассматривания детьми книг.

Слайд 19

Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия в оспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. В группе была проведена следующая работа: Анкетирование родителей и анкетирование детей по вопросам использования речевых игр в домашних условиях; консультация и тренинг для родителей по использованию в домашних условиях дидактических игр для развития речи, где были представлены: игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи; игры на развитие понимания смысловой стороны слова; игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры и упражнения; рекомендации « Дидактические игры по литературным произведениям» («Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»); Проводятся индивидуальные консультации, памятки, электронные письма родителям.

Слайд 20

Открытое интегрированное занятие «Игры со Снеговичком »

Слайд 21

Перечень программ и технологий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.- М.,Мозаика -Синтез», 2014 г. В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада». – М., «Мозаика-Синтез», 2012г. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» ». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996. Л. Сидоренко. Мои пальчики расскажут. - Дошкольное воспитание, № 7-2008 г., с.67-70. И. Колосова. Речевая развивающая среда. Основные направления её организации. – Дошкольное воспитание, № 6-2010 г., с.67-70. Е.С. Иванова. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.- Справочник старшего воспитателя, № 11-2008 г., с.65-71.

Слайд 22

Приложение Анкета для родителей Игра не обязательна для ребенка или жизненно необходимое условие для речевого развития? Любит ли ваш ребенок играть? Играете ли Вы с ребенком? Как часто? Просит ли Вас ребенок поиграть с ним? Назовите любимые игры вашего ребенка. Что, на Ваш взгляд, означает «быть игровым партнером» ребенка? Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства? Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми? Прислушиваетесь ли Вы к разговорам детей во время игры? Вступаете ли Вы в ролевое общение с ними Используете ли Вы свободную минутку для развития речи? Хорошо ли ребенок запоминает стихи? Любит ли заучивание? Бывают ли у Вас «семейные» чтения? Вы читаете ребенку любую детскую литературу или делаете определенный выбор? Если да, то какой?

Слайд 23

Анкета для детей 1. Есть ли у тебя место дома, где ты можешь посмотреть книги, порисовать? 2. Общаешься ли ты с бабушкой, дедушкой, родными? Как? 3. Приходят ли к тебе друзья поиграть? 4. Разрешают ли тебе ходить в гости к друзьям? 5. Любишь ли ты, когда с тобой играют мама, папа, бабушка? 6. Любишь ли ты играть с родителями в игры со словами? 7. Читают ли тебе родители книги? Любишь ли ты чтение? 8. Нравится ли тебе слушать стихи? А сказки? Что больше?

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

Речевое развитие дошкольников среднего возраста в режимных моментах.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию речи воспитанников. Целью работы по этому направл...

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников среднего возраста "Чудо-дерево" - викторина по сказкам Корнея Чуковского "

Цель: активизация словаря детейЗадачи: обогащать и способствовать активизации словарного запаса детей, закреплять начальные навыки деления слов на слоги, совершенствовать умение употреблять в речи пре...

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"...