Проект «Развитие умственной и речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Киреева Кристина Сергеевна

Предлагаемый проект «Развитие умственной и речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kireevoy_ks.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №2»

группы  общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

Проект

«Развитие умственной и речевой деятельности детей дошкольного возраста

с использованием приемов мнемотехники».

 

Автор – составитель:  Киреева Кристина Сергеевна

                                             Руководитель: Андырзянова Гульчачак Рафаиловна.      

г. Югорск 2016г.

Информационная карта проекта

1.

Полное название проекта

«Развитие умственных способностей и познавательно – речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники».

2.

Специализация проекта

Познавательно-речевое развитие

3.

Цель проекта

Цель: повысить уровень умственного развития.

4.

Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому)

Киреева Кристина Сергеевна, воспитатель, учитель изобразительного искусства и черчения.

5.

Сроки реализации проекта

3 года

6.

География проекта

Дети 3-6 лет, родители, педагоги-специалисты учреждения.

7.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

8.

Особая информация и примечания


                                                            Аннотация.

               Мы  живем в век большого потока и интенсивно изменяющейся информации. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.

        Использование мнемотехники, которые дает взрослый в готовом виде помогает ребенку решать познавательные и речевые задачи.

          Мнемотехника для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

        Предлагаемый проект «Развитие умственной и речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

         Проект составлен в соответствии Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .

        Цель: повысить уровень умственного и речевого развития.

  Исходя из цели, определила комплекс задач:

  • Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
  • Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания.

            Ожидаемые результаты работы:

-  создание картотеки мнемодорожек, мнемотаблиц по заучиванию стихотворений,  русским   народным сказкам для дошкольников младшей, средней и старших групп;

- создание сборника методических разработок по тематическим неделям;

- овладение ребенком высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

-  умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодирует и декодирует информацию в стихотворениях, загадках, пословицах, поговорках;

- повышение творческой активности детей.

                Методы и приемы, используемы при реализации проекта:

        Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр,  поощрении, анализ жизненных ситуаций).

        Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод словесной передачи и слухового восприятия (объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ), метод наглядной передачи и зрительного восприятия, (наблюдение, показ образца, показ способа действия), метод практической передачи и тактильного восприятия (упражнения, опыты), метод степени педагогического управления: (самостоятельная работа), метод степени творческой самостоятельности: организация репродуктивной и поисковой деятельности, игровые методы.

        Инновационные методы обучения - метод наглядного моделирования, «фантазирование».

         


Описание проекта и его обоснование

        Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

        У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

        Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

        Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания»), — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

        Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем- либо уже хорошо известным.

        Для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного опыта) запоминание возможно только в случае, если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.

        Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, чего не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало.

        Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием — развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

        На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти «картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия.

        Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

        Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

        Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия — умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

        Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка, стихотворение — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку, стихотворение с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки, фантазии. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами, явлениями природы.

        Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

        Практическая направленность проекта предполагает развитие умственных способностей дошкольников с помощью  использования мнемотехнических приемов.

  При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ   с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.  
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.  

                 Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных  условий: установка на запоминание, заинтересованность (легче запоминается то, что интересно), яркость восприятия (лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции), образность запечатления (запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания).

        Существует несколько направлений  работы по мнемотаблицам:

  • Запоминание материала по лексическим темам.
  • Обучение рассказыванию
  • Заучивание стихотворений, пословиц
  • Обучение грамоте (запоминание букв, правил)
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Природоведение, окружающий мир.
  • Историческое.

        В процессе работы было замечено, что дети очень мало говорят, отвечают на вопросы односложно. Для оценки уровня речевого развития мы провели мониторинг с помощью дидактических игр «Кто это?», «Расскажи по картинкам», «Опиши картинку» и др. В результате увидели низкий уровень не только словарного запаса, но и умственного развития. В связи с этим нами были определены направления работы по мнемотаблицам – заучивание стихотворений, пословиц, рассказывание коротких произведений.

        Цель: повысить уровень умственного и речевого развития.

  Исходя из цели, определила комплекс задач:

  • Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
  • Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания.

          Основное содержание проекта:

        Система моей работы по развитию умственных и речевых способностей через использование мнемотехники представлена следующим образом:

  • Взаимодействие с детьми;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Взаимодействие со специалистами.

        Взаимодействие с детьми.        

        Используя данную тему в организованном обучении я учитывала следующее: начиная работу над проблемной делала упор на возрастные особенности ребенка (для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы),  и использовала мнемоквадраты, повышающие интерес детей к знаниям. Уже знакомые мнемоквадраты усложняла мнемодорожками, а далее мнемотаблицами. Широко используются живые мнемотаблицы, развивающие не только зрительную, но и слуховую память.

        Таким образом, я проводила работу по развитию умственных способностей и речи с помощью мнемотехники на занятиях по развитию речи, при составлении коротких предложений, при разучивании стихотворений.

         Работа по развитию умственных способностей и речи продолжается и помимо организованных занятий. При планировании совместной деятельности я уделяю особое место организации различных форм деятельности: режимные моменты, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность с семьей.

        Взаимодействие с родителями.

        Одна из основных частей моей деятельности – это взаимодействие с родителями. В результате индивидуальных бесед с родителями и результатов детей по развитию умственных способностей и речи выяснила, что данная тема вызывает затруднение. В помощь родителям был подобран материал для информационного стенда:

  • «Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 года жизни»,
  • «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений».

        Организованы выставки литературы для родителей по темам:

  • «Популярная литература по словарной работе»;
  • Организован уголок для родителей «Выучить стихи просто!» - где родителям предлагаются методика работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, пальчиковые игры, стихотворения с готовыми мнемотаблицами, которые возможно использовать в домашнем обучении.

        Родители оказывают большую помощь в создании мнемотаблиц по различным темам, подбое необходимых картинок на заданную тему, изготовлении дидактических игр и пособий, принимают активное участие при изготовлении мнемотаблиц.

Взаимодействие со специалистами.

           В своей работе по данному направлению стараюсь взаимодействовать со всеми специалистами нашего образовательного учреждения, для того, чтобы разнообразить деятельность в этом направлении. Но более тесное сотрудничество по использованию мнемотехники осуществляется с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. И строится следующим образом:

        - музыкальный руководитель помогает в подборе музыкальных мнемотаблиц, использование загадок «Какая звучит музыка!», «Какая песенка спряталась?»;

        - инструктором по физической культуре проводится разучивание подвижных игр и упражнений по мнемотаблицам.

Система работы по развитию умственных способностей и речи.

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с детьми

  • Посещение практической деятельности по теме «Использование мнемотаблиц»;
  • Консультативная и практическая помощь: «Рекомендации педагогам», «Повторите с детьми»;
  • Консультации по запросу воспитателей.
  • Консультации по применению диагностического инструментария.

  • Групповые консультации: «Роль семьи в речевом развитии ребенка», «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений»,  «Особенности умственного развития  детей 4 года жизни»;
  • «Создание папки для родителей «Речевые игры и упражнения по развитию речи с использованием мнемотаблиц», «Игры на развитие памяти, внимания и мышления», «Мнемотаблицы к русским народным сказкам».
  • Оформление информационных стендов группы.
  • Подбор методической литературы.
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  • Организованная образовательная деятельность.  
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умственных способностей.
  • Копилка мнемотаблиц
  • Картотека мнемотаблиц к пальчиковым играм.
  • Индивидуальная работа.
  • Практические задания.
  • Диагностика уровня развития.

        

Методика диагностирования дошкольников 3-4 лет.

Для диагностирования дошкольников определили сроки 3-4 неделя сентября и 2-3 неделя мая. Организация мониторинга проходит в форме игр, бесед. Для диагностирования дошкольников по теме проекта, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.

Содержание

Уровень развития

Дидактическое задание

1.Зрительная память

высокий - 5-7 картинок;

средний- 2-5 картинки;

низкий – 0-2

Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просим ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

2.Слуховая память

высокий – 4-8 слов;

средний – 2-5 слов;

низкий – 0-2 слов.

Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2 секунды, затем просим ребенка назвать те слова, которые он запомнил.

3.Умение, используя таблицу рассказать о характерных особенностях времен года.

высокий – узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице;

средний – узнает и называет все характерные признаки диких животных закодированные в таблице;

низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы «Времена года», затем просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года.

4.Умение, используя мнемотаблицы составлять последовательный рассказ знакомых сказок

Высокий –  составляет последовательный рассказ сказки;

средний – составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете;

низкий – затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка ряба», затем просим ребенка составить последовательный рассказ.

Методика диагностирования дошкольников 4-5 лет.

Содержание

Уровень развития

Дидактическое задание

1.Зрительная память

высокий – 7-10 картинок;

средний – 4-7 картинки;

низкий – 0-4 картинок.

 Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просим ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

2.Слуховая память

высокий – 6-10 слов;

средний – 3-6 слов;

низкий – 0-3 слов.

Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2 секунды, затем просим ребенка назвать те слова, которые он запомнил.

3.Умение, используя таблицу рассказать о характерных особенностях времен года.

высокий – узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице;

средний – узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице;

низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы «Времена года», затем просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года.

4.Умение определять название спрятанной в таблице сказки.

высокий-узнает и называет название сказки закодированной в таблице;

средний – узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице;

низкий – не узнает сказку.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка», затем просим ребенка определить название спрятанной в таблице сказки;

5.Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы)

высокий – преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.);

средний – не все символы в таблице преобразовывает в образы;

низкий – затрудняется провести аналогию между символом и образом;

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Рукавичка», затем просим преобразовать информацию из абстрактных символов в образы.

6.Способность обозначать одним символом реальный образ.

высокий – умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.) ;

средний – затрудняется замещать образы геометрическими фигурами;

низкий – не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Детям предлагается дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко», затем просим ребенка обозначить одним символом реальный образ.

        После проведения мониторинга в начале учебного года в младшей группе мы получили результаты:

        Таким образом, из диаграммы видно, что дети имеют в основном средний и низкий уровень развития.

        В конце года повторив исследование, после систематической работы, результаты изменились в положительную сторону:

        Увидев положительные результаты, работа в данном направлении стала проходить еще насыщенней и интересней.

        Ресурсы:

Информационные – телевизоры, планшеты, компьютеры, обучающие презентации, готовые «живые» мнемотаблицы;

Интеллектуальные (экспертные)

Кадровые – музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, родители;

Организационные («административный» ресурс) – создание условий для успешной организации предметно-пространственной среды в группе;

Материально-технические, финансовые – картон, ватманы, альбомные листы, наборы для творчества.

        Целевая аудитория Проект рассчитан дошкольников в возрасте 3-7 лет. Предполагаемое количество участников проекта 20 – 25 человек с привлечением родителей. Родители выступают в роли активных участников,  а не пассивных слушателей. Принципы отбора участников: комплексного изучения детей, динамического изучения детей, качественный и количественный подход к проверке работ ребенка, соответствие возрастной группе.

План реализации проекта:

Этапы реализации проекта

План-график подготовки

Сроки, ответственные

Подготовительный этап.

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала. 
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Изучение дополнительной литературы по теме.

6. Изучение методики работы с мнемотаблицами.

7. Анализ готовых наработок мнемотаблиц (графические, «живые»).

Август – сентябрь,

2015 год.

Старший воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Основной этап.

  1. Реализация плана мероприятий.
    2. Составление перспективного плана, подбор литературных произведений.

3.Разработка конспектов образовательной деятельности по заучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц

4. Создание мнемотаблиц.

5.Взаимодействие с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).

Октябрь – май 2015, 2016 г.

Старший воспитатель,

Воспитатель

Заключительный этап.

1. Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планирование работы по расширению направлений  проекта и привлечению дополнительных участников и ресурсов по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Диссеминация опыта работы, публикация методических разработок с СМИ.

Май – сентябрь 2015, 2016 г.

Старший воспитатель,

Воспитатель

        Ожидаемые результаты и социальный эффект:

-  создание картотеки мнемодорожек, мнемотаблиц по заучиванию стихотворений,  русским   народным сказкам для дошкольников младшей, средней и старших групп;

- создание сборника методических разработок по тематическим неделям;

- овладение ребенком высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

-  умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодирует и декодирует информацию в стихотворениях, пословицах, сказках;

- повышение творческой активности детей.

График основных мероприятий

План реализации проекта в младшей группе.

Дата проведения

Основные мероприятия

Исполнитель

Конечный результат

Сентябрь

1.Заучивание стихотворения «Осень» А.Плещеев.

воспитатель

Сформируется умение быстро и легко запоминать стихотворение.

2.Моделирование мнемоквадратов «Времена года».

воспитатель

Развитие у детей наблюдательности, умственной активности,  умение делать простые умозаключения.

Октябрь

1.Мнемотаблица к стихотворению «Осень».

воспитатель

Умение рассказывать с опорой на наглядность-мнемотаблицу.

2.Отгадывание загадок по мнемотаблице «Какая звучит музыка!»

музыкальный руководитель, воспитатель

Формирование слухового восприятия, навыки раскодирования информации.

Ноябрь

1.Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу А.Барто: «Наша Таня громко плачет», «Бычок», «Грузовик»

родители

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления,  связной речи с опорой на  мнемотаблицу.

2.Разучивание подвижной игры по мнемотаблице «Маленький затейник».

Инструктор по физической культуре, воспитатель

Сформируется  умение быстро запоминать и выполнять упражнения

Декабрь

1.Заучивание стихотворения «Наша елка» А.Ильина.

Воспитатель, родители

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления,  связной речи с опорой на  мнемотаблицу.

2.Заучивание потешки по мнемотаблице «Ой, мороз, мороз»

Музыкальный руководитель, воспитатель

Формирование слухового восприятия, навыки раскодирования информации.

Январь

1.Мнемотаблица по времени года «Зима».

Воспитатель, родители

Умение называть по мнемотаблицам характерные особенности времени года «Зима»

2.Разучивание стихотворения «Зима».

воспитатель

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Февраль

1.Моделирование мнемотаблицы к сказке «Кот, петух и лиса»

воспитатель

Развитие связно речи

2.Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы «Февраль» С.Я.Маршак.

Воспитатель, родители

Умение отвечать на вопросы по стихотворению.

Март

1.Разучивание подвижных игр по мнемотаблицам.

инструктор по физической культуре, воспитатель

Умение действовать по мнемотаблицам.

2.Заучивание стихотворения «Весна»

Воспитатель, родители

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления

Апрель

1.Создание книжки-открытки к стихотворению «Лицом к весне».

родители

Развитие творческих способностей, умение моделировать мнемотаблицы.

2.Заучивание стихотворения «Лицом к весне»

воспитатель

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления

Май

1.Моделирование стихотворения «Дарит песенки весна».

воспитатель

Развитие навыками рассказывания стихотворения с помощью моделирования

2.Разучивание песни «Песенка весенних минут»

музыкальный руководитель

Развитие слухового восприятие.

                                                    План реализации проекта в средней группе.

Дата проведения

Основные мероприятия

Исполнитель

Конечный результат

Сентябрь

Пересказ сказки «Козлятки и волк в обработке К.Д.Ушинского

воспитатель

Умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги. Сформируется умение быстро и легко запоминать стихотворения.

2.Заучивание стихотворения «Осень» К.Бальмонт

воспитатель

Умение отвечать на вопросы , используя строки из текста; развитие памяти и мышления.

Октябрь

1.Чтение рассказа «Осень в лису» И.Соколов-Микитов.

воспитатель

Умение рассказывать об особенностях природы по мнемотаблицам.

2.Рассказывание украинской сказки «Колосок».

музыкальный руководитель, воспитатель

Умение характеризовать поступки героев по мнемотаблицам.

Ноябрь

1.Рассказывание русской народной сказки «Смоляной бочок»

родители

Умение детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

2.Чтение стихотворений «Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова, «Солнце в доме» Е.Серова.

Инструктор по физической культуре, воспитатель

Умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста в мнемотаблице.

Декабрь

1.Пересказ рассказа «Утка с утятам» Е.Чарушина

Воспитатель, родители

Умение пересказывать с опорой на наглядность.

2.Заучивание стихотворения «Береза» С.Есенин.

Музыкальный руководитель, воспитатель

Развитие памяти, воображения, интонационной выразительности речи.

Январь

1.Рассказывание сказки «Большое путешествие маленького мышонка».

Воспитатель, родители

Умение отвечать на вопросы с помощью наглядности.

2.Заучивание стихотворения «Елка» Е.Трутнева.

воспитатель

Развитие памяти, воображения, интонационной выразительности речи.

Февраль

1.Заучивание стихотворения «Пограничник»

воспитатель

Развитие памяти, воображения, интонационной выразительности речи.

2.Разучивание подвижных игр

инструктор по физической культуре, воспитатель

Умение выполнять движения по мнемотаблицам.

Март

1.Заучивание стихотворения «Мамин день» Г.Виеру.

Воспитатель, родители

Умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения по мнемотаблице.

2.Рассказывание сказки «Заяц и еж» Братья Гримм

Воспитатель, родители

Умение отвечать на вопросы, используя простые и сложные предложения.

Апрель

1.Создание мини-открытки к стихотворению «Летит корабль».

Родители, воспитатель.

Развитие творческих способностей, умение моделировать мнемотаблицы.

2.Заучивание стихотворения «Летит корабль» В. Орлов.

воспитатель

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления

Май

1.Пересказ рассказа «Поезд» Я.Тайц.

воспитатель

Умение пересказывать небольшо рассказ с помощью мнемотаблицы

2.Заучивание стихотворения «День Победы» А.Усачев и песен, посвященных Дню Победы.

музыкальный руководитель, воспитатель

Развитие слухового восприятие, памяти, внимания.

Перспективы дальнейшего развития проекта

                Планирую:

                - расширить направления проекта, разработав план мероприятий работы с мнемотаблицами по формированию элементарных математических представлений;

                - в старших группах привлечь учителя-логопеда с целью коррекции нарушений звукопроизношения, работы по дифференциации звуков;

        - провести презентацию проекта для коллег всех образовательных учреждений города и создать сборник собственных мнемотаблиц.


Оценка результатов деятельности

        Кристина Сергеевна раскрыла содержание работы по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказа рассказов с помощью наглядного моделирования, задачи спланированы в соответствии с современными стратегиями развития образования. Своевременно изучала и готовила теоретический и практический материал, способствующий оптимизации работы педагога с детьми, родителями и педагогами. Разработаны консультации для родителей, по использованию данного метода при обучении дошкольников.

        Родители положительно оценивают деятельность педагога, поскольку полученные результаты привлекли внимание родителей, они охотно отзываются на предложения Кристины Сергеевны поучаствовать в совместных  мероприятиях по составлению мнемотаблиц.

        Кристина Сергеевна заинтересована своевременной реализацией проекта, творчески подходит к данному вопросу, активно подключает родителей. Спланированная работа позволит добиться высоких результатов: увеличить объем памяти детей, развить аналитическую и символическую функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение, совершенствование монологической речи при условии систематической и плодотворной работы.

        


Литература.

  1. Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». –М.,  Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Барсукова  Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед, 2009, №5.

3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. – Я говорю! М., 2007

4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. -СПб., 2005.

5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного возраста. – Воронеж, Т.Ц. «Учитель», 2001.

6. Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи [Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556663/ 

7. Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.

8. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдейтики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. — М.: Эйдос, 1994.

9. Новиковская  О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. -СПб.: Паритет, 2007. - 112 с.

 10. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи» / Логопед, 2008. -№4. -С.102 -115.  

11.Одинцова А.В. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург.-Детство- Пресс, 2010.

12. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -  СПб., Изд-во «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009.

13. Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно – научных представлений у дошкольников, //Дошкольная педагогика. М, 2006.-№7-С.18-22.

14. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребѐнок в детском саду, 2004. -№2. -С.59- 62.

15. Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования: [учебно-методическое пособие] / Чепурной Г. А. — М.: Основа, 2013. - 148 с.  

16. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. — М.: Просвещение; Учебная литература, 2013.

17. Хрестоматия для маленьких / Под ред. Л.Н.Елисеевой. — М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).

Конспект  занятия  по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы»  (с использованием приема мнемотехники)....

Презентация Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...

Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»

Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»...