Развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи, работа над рассказом,
пересказом
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (см. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. «Издательство ГНОМ И Д",2001 ) .
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).
Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....
НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."
Обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»"
Учить детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов.Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»....
Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».
Цель:Продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.Задачи:Совершенствовать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказы...