ЗКР на занятиях по развитию речи в младшей группе.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Статья поможет планировать работу по ЗКР на занятиях по развитию речи в младшей группе. Примеры игр по ЗКР сделают работу интересной для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_v_mladshey_gruppe.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание звуковой культуры речи в младшей группе.
В младшей группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.
Занятия 'по развитию речи проводятся раз в неделю (26 занятий в год). На каждом занятии, как правило состоящем из двух-трех частей, решается несколько- речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.
Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности: 1-е занятие—по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 2-е занятие — по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 3-е занятие — по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.
Последнее занятие месяца должно быть посвящено повторению и закреплению пройденного материала.
На занятии следует проводить физкультминутку. Ее можно также использовать для решения задач звуковой культуры речи: отработки правильного произношения звука, упражнения детей в длительном и плавном выдохе и т. п.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.
Произношение согласных звуков отрабатывают в следующем порядке: м (мь), п (пь), б (бь); т (ть), д (дь), н (нь); к (кь), г (гь), х (хь); й; ф (фь), в (вь); с (сь), з (зь), ц. Подготовительные упражнения для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков (х, ж, ч, щ) проводятся в летнее время.
Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами (имитация различных шумов, голосов животных). Педагог четко произносит звук или звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец. Воспроизводя разные звукосочетания, он учит детей быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое. Для этого используются специальные упражнения. Например, при закреплении звуков д (дь) малышам предлагают произносить то звукосочетание ду-ду, то динь-динь (губы то вытягиваются вперед в форме «трубочки», то растягиваются — «в улыбке»). Важным этапом в формировании правильного звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой. Так, при закреплении произношения звука п (пь) воспитатель просит Петрушку показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть данный звук: «Петрушка, покажи, пожалуйста, па\пьто... пирамидку».
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки-чистоговорки с определенными звуками (бы-бы-бы — идет дым из трубы; ве-ве-ве — сидит Вова на траве и др.). Отработка дикции осуществляется при заучивании и повторении потешек, стихотворений, в повседневном общении.
Воспитатель продолжает вести работу и по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха. Так, в процессе игр малышам предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек. Вне занятий организуются игры на определение детьми местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.
Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого используются игровые ситуации. Например, дети называют предмет, а Петрушка показывает игрушку или картинку с его изображением. Время от времени Петрушка «ошибается» — показывает не тот предмет. Малыши должны уметь заметить ошибку. Воспитатель широко использует на речевых занятиях загадки, приучающие детей проявлять внимание к речи окружающих, вслушиваться в слова и звукосочетания, различать на слух громкость и скорость речи, интонационные средства выразительности. Этим же целям служат различные задания: найти и показать определенную игрушку, картинку с изображением животного, различить сходные звукосочетания и т. п.
В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. Воспитатель произносит, например, слово сумка, выделяя звук с голосом. Спрашивает: «В слове с-с-сумка есть с или нет?» Дети дают ответ (поднимают руку или хлопают в ладоши). Затем педагог называет слово без звука с, например кукла. Спрашивает: «В слове кукла есть с или нет?»
На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе. Особое внимание воспитатель обращает на тех, кто постоянно говорит тихо или громко. Умение отвечать на занятиях громко и четко воспитатель формирует и в процессе воспроизведения детьми стихотворений, потешек, при ответах на вопросы.
В повседневном общении воспитатель следит за темпом речи детей. Неторопливая речь взрослых — хороший пример для подражания. Воспитатель предлагает повторять различные звукосочетания со сменой высоты голоса (как мяукает кошка и как котенок). При чтении потешек, стихов, сказок педагог обращает внимание детей на выразительную сторону речи, дает образец чтения.
Громкость, плавность речи во многом зависят от речевого дыхания. Подготовительная работа по развитию речевого дыхания проводится систематически на прогулке, во время игр. Детям в зависимости от времени года предлагают дуть на тонкие полоски бумажек (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы, произносить протяжно, на одном выдохе гласные и согласные звуки, небольшие фразы, шутки-чистоговорки. Педагог берет под контроль воспитанников, не умеющих правильно пользоваться речевым выдохом (когда вдох делается в середине короткой фразы).
В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...
Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."
Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия:"Веселая ярмарка".
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе для ознакомление детей с народной игрушкой (дымковской - глиняной, и деревянной). ...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия "В гости к бабушке".
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Продолжать учить произносить звукосочетания:мяу-мяу, гав-гав, му-му. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать...
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе « Звуковая культура речи: звук и »
Цель 1.Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «И» (изолированного, в словосочетаниях, в словах).Задачи:Образовательные:1.Правильно повторять за воспитателем слова и ...