Статья "Развитие речи детей от 1.6 до 3 лет"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Цели:
1.Развивать потребности в речевом общении.
2.Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов,
действия ,признаки.
3. Расширять ориентировки детей в ближайшем окружении,
пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь.
4. Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
5. Формировать умение действовать с игрушками,
предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением;
подражать игровым действиям взрослого , отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуаций.
С 1 года 6 месяцев до 2 лет речевое развитие включает в себя понимание речи , активную речь.
Активная речь - эта любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение.
Понимание речи без наглядного сопровождения - это
степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи.
Игра«Прятки»
(от 1 года и 6- месяцев
Учить ориентироваться в пространстве, узнавать, где находится игрушки , называть
общеупотребительными словами вместо звукоподражательных и облегченных.
Игра «Кто- то в гости к нам пришел»
( от 1 года 6-7 месяцев)
Упражнять в названии игрушек и их частей.Подводить к пониманию
Употребления слова –понятия « игрушки».Расширять пассивный словарь.
С 2 до 3 лет речевое развитие включает в себя формирование словаря (обогащение и активизация словаря), звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи.
Звуковая культура речи
а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных),
б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»)
Артикуляционная гимнастика
Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, делать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми для профилактики нарушений звукопроизношения.
ИГРЫ:
Лягушка
Широко улыбнуться, показать зубы («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.
Слоник
Вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза
Массаж щек
Похлопывание и растирание щек руками
Шарик лопнул
Рот закрыт, щеки надуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики : «Ура!»
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальцы к
ладошке, начиная с мизинца.
Затем большим пальцем
касаться всех остальных
— «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок
разжать, широко расставив
пальцы в стороны.)
Речевое дыхание
Упражнение:
«Горячий чай»
Берем чашку в руки и дуем на «горячий» чай
«Дует ветерок»
Сложили губы трубочкой и долго дуем на «снежок» (ватный шарик), как ветерок.
Слуховое внимание
Уже в раннем возрасте мы знакомим детей со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, фортепьяно, металлофон и др.).
В группе дети играют с погремушками, ложками, бубнами, стучат в барабан. Слушают их звучание и с помощью взрослого пытаются определить какой звук?
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами(заяц сидит , собака беУпотреблять глаголы в будущем и прошедшем времени(Мы пойдем, мы играли , Зайка сидела, собока бежала).
Изменять по лицам( я сижу, я играю. Кукла(она) сидит, кукла(она ) играет) , использовать в речи предлоги (в на у за под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( Кто ?Что ? Где?) и не сложных слов из 2-4 слов (Кисонька –Мурысенька куда пошла? или где была?)
жит ,мы идем ) .
Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени(Мы пойдем, мы играли , Зайка сидела, собока бежала).
Изменять по лицам( я сижу, я играю. Кукла(она) сидит, кукла(она ) играет) , использовать в речи предлоги (в на у за под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( Кто ?Что ? Где?) и не сложных слов из 2-4 слов (Кисонька –Мурысенька куда пошла? или где была?)
Словесные дидактические игры :
« Кто где живет»
(Лиса живет где ?,Какого цвета лиса,
Какие у лисы глаза?Какого цвета хвост у нее?
Игра «Пожалеем Зайку»
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
(Что сделала хозяйка?
Бросила зайку. Что случилось с зайцем?)
Промокла ? ,холодно зайке .
Что нужно делать ,
чтоб она не заболела?
Согреть, покормить,)
Формирование словаря
Задачи:
Развивать, умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию ,по цвету ,по размеру . Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей, формировать понимание речи и активизировать словарь.
Словесные дидактические игры :
«Кукла обедает», «Магазин», «Чьи детки?»
Эти игры помогают закрепить знания детей о названии одежды, посуды, мебели, игрушек, овощей, фруктов, растений, животных и их детёнышей. Обогащают речь существительными.
Манипулируя игрушками в процессе игры дети используют в речи глаголы:
кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., В играх: «Больше - меньше», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные
признаки и качества , закрепляют
свои знания о цвете и величине,
обогащают словарь
прилагательными.
Связная речь.
- Отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?).
- Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
- Учить повторять несложные фразы.
- Помогать детям драматизировать отрывки из
хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)
Что кук
ла делает?
Что можно налить в чашку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gr._no12.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1.Развивать потребности в речевом общении. 2.Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия ,признаки. 3. Расширять ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь. 4. Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. 5. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого , отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуаций.
Активная речь - эта любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение. Понимание речи без наглядного сопровождения - это степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи. С 1 года 6 месяцев до 2 лет речевое развитие включает в себя понимание речи , активную речь .
Игра«Прятки» (от 1 года и 6- месяцев Учить ориентироваться в пространстве, узнавать, где находится игрушки , называть общеупотребительными словами вместо звукоподражательных и облегченных. Игра «Кто- то в гости к нам пришел» ( от 1 года 6-7 месяцев) Упражнять в названии игрушек и их частей.Подводить к пониманию Употребления слова –понятия « игрушки».Расширять пассивный словарь.
С 2 до 3 лет речевое развитие включает в себя формирование словаря (обогащение и активизация словаря), звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи. Звуковая культура речи а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных), б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию. в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. д ). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»)
Артикуляционная гимнастика Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, делать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми для профилактики нарушений звукопроизношения. ИГРЫ: Лягушка Широко улыбнуться, показать зубы («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза. Слоник Вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза Массаж щек Похлопывание и растирание щек руками Шарик лопнул Рот закрыт, щеки надуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Пальчиковая гимнастика Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики : «Ура!» В детский сад идти пора! ( Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
Упражнения: «Горячий чай» Берем чашку в руки и дуем на «горячий» чай «Дует ветерок» С ложили губы трубочкой и долго дуем на «снежок» (ватный шарик), как ветерок. Речевое дыхание
Уже в раннем возрасте мы знакомим детей со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, фортепьяно, металлофон и др.). В группе дети играют с погремушками, ложками, бубнами, стучат в барабан. Слушают их звучание и с помощью взрослого пытаются определить какой звук? Слуховое внимание
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами(заяц сидит , собака бежит ,мы идем ) . Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени(Мы пойдем, мы играли , Зайка сидела, собока бежала). Изменять по лицам( я сижу, я играю. Кукла(она) сидит, кукла(она ) играет) , использовать в речи предлоги (в на у за под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( Кто ?Что ? Где?) и не сложных слов из 2-4 слов (Кисонька – Мурысенька куда пошла? или где была?) Игры
Словесные дидактические игры : « Кто где живет» ( Лиса живет где ?,Какого цвета лиса, Какие у лисы глаза?Какого цвета хвост у нее? Игра «Пожалеем Зайку» Зайку бросила хозяйка Под дождем остался зайка. (Что сделала хозяйка? Бросила зайку. Что случилось с зайцем?) Промокла ? ,холодно зайке . Что нужно делать , чтоб она не заболела? Согреть, покормить,) Грамматический строй речи
Задачи : Развивать, умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию ,по цвету ,по размеру . Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей, формировать понимание речи и активизировать словарь. Словесные дидактические игры : «Кукла обедает», «Магазин», «Чьи детки?» Эти игры помогают закрепить знания детей о названии одежды, посуды, мебели, игрушек, овощей, фруктов, растений, животных и их детёнышей. Обогащают речь существительными. Манипулируя игрушками в процессе игры дети используют в речи глаголы : кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., В играх: «Больше - меньше», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества , закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными. Формирование словаря
Связная речь - Отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?). - Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. - Учить повторять несложные фразы.
- Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)
Игры с куклой - Кого можно уложить спать? Во что одета кукла? Какую одежду ты оденешь кукле на прогулку? Что кукла делает? Что можно налить в чашку?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....
Конспект занятия Экологическая сказка «Про маленькую капельку» для детей 2-3лет
Цель.- Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.- Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек....
загадки для детей 2-3лет
Загадки для детей 2-3 лет с ответами. Увлекательные загадки для малышей.Загадки для малышей с ответами.Загадки про времена года, про овощи и фрукты, про ёлку, про айболита, про грибы, про колобок ...
Подвижные игры для детей от 1 года до 3лет.
Развитие крупной моторики, координации движений, внимания и памяти....
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3лет
В статье представлен материал для развития речи детей 2-3 лет...
Авторская дидактическая игра «Матрешки» (для детей 1 младшего возраста 2-3лет)
Описание дидактической игры: игра в виде матрешек с приставными деталями (матрешка, платье, платок). Данная игра можем использоваться для детей 3-4 лет. Она может проводиться с подгруппой д...