Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Приметы ранней весны»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Козлова Наталья Павловна

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Приметы ранней весны»

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная логопедическая.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

на тему: «Приметы ранней весны»

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная логопедическая.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

- формировать образную речь (подбор сравнений), умение к существительному

  подбирать как можно больше прилагательных, умение вести диалог. 

- развивать умение составлять содержательный рассказ с опорой на наглядный  

  материал, а также  мелкую моторику рук.

- закреплять элементарные навыки звукового и слогового анализа,  умение  

  определять положение звука в слове.

- уточнять и расширять представления детей о весенних изменениях в живой и                                    

  неживой природе.

- воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при

  необходимости уметь исправить или дополнить ответ.

- обогащать словарь детей: капель, проталинки, набухают.

Методы и приемы:  

- словесные: беседа, вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения.

- наглядные: демонстрация картинок.

- практические: дидактические игры, сюрпризный момент, динамическая пауза,

  пальчиковая гимнастика.

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная, продуктивная.

Форма организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, изготовление продукта детского творчества (солнце), составление рассказа.

Оборудование: конверт с письмом, сундучок, клубок, магнитная доска, магниты, картинки с изображением признаков весны, бельевые прищепки, веточки, гнездо, карточки и фишки красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа слова, эмблемы: «солнышко» и «тучка».

 

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание весенних пейзажей, познавательные беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Исправь ошибку», «Составь предложение (рассказ)» – по опорным картинкам.

Содержание НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

      Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «Город красивой речи». Из-за долгой зимы,  город стал бесцветным и исчез. Помочь несчастью может только весна, т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным. Но зима решила, что она самая главная и не хочет уступать место весне. Жители сказочного города просят о помощи и надеются на вашу смекалку и сообразительность. Поможем весне одолеть зиму?

      Чтобы весна поверила в свои силы, давайте подбодрим ее и подарим ей красивые слова.

      Вот волшебный сундучок, в нем таинственный клубок! Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет.

      Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне.

Дети стоят полукругом.

Ответы детей.

Дети по очереди берут клубок, называют слово и садятся за столы.

(Теплая, красивая, солнечная, ранняя, поздняя, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная, очаровательная, восхитительная, чудесная, волшебная, долгожданная и т.д.)

  1. Основная часть.

      Ребята, а как вы думаете, что же может помочь весне справиться с зимой?

                          Оно весь мир обогревает,
                         А усталости не знает,
                         Улыбается в оконце,
                         И зовут его все ...
(солнце)

(Воспитатель прикрепляет к магнитной доске жёлтый круг - солнце, без лучей)

      А на что похоже солнце?

Игра «Сравни и назови»

                            Солнце желтое, как….

  Солнце круглое, как ….

   Солнце ласковое, как….

Солнце веселое, как….

                            Солнце теплое, как….

                            Солнце яркое, как….

Солнце жаркое, как….

  Солнце румяное, как….

Пальчиковая игра

                        Солнце вышло из-за тучки,
                        Протянуло солнце ручки
                        Ручки солнышка — лучи,
                        Так нежны и горячи.

      А у нашего солнца есть лучи?

Давайте исправим это. Возьмем цветную бумагу желтого цвета, способом обрывания сделаем лучи и прикрепим их к нашему солнышку. Вот  теперь и у нашего солнца есть лучи.

Звуковой анализ слова

      А сколько звуков в слове луч?

Давайте проверим.

Назовите первый звук. Какой он?     

Назовите второй звук? Он какой?     

Назовите третий звук? Какой этот звук?     

Сколько в слове согласных звуков? Сколько гласных?

А как вы думаете, сколько слогов в слове луч?

 Как вы определили?

     

      Молодцы! Ваши ответы радуют меня.

      Ребята, а как же солнце поможет  Весне? Что оно сделает, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? 

     

      - И что происходит дальше? Назовите  признаки ранней весны.

(Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки, соответствующие признакам весны. На доске получается картина «Ранняя весна»)

      А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

      Давайте поможем птицам построить гнездо.

Динамическая пауза и пальчиковая гимнастика

с прищепками «Построим гнездо»

      А кто из вас, ребята, сможет повторить все приметы ранней весны?

      Ребята, какие вы молодцы! Из ваших предложений получился замечательный рассказ о весне!

Если снег повсюду тает,

                           Превращается в ручей,

                           Травка робко вылезает,

                           День становится длинней,

                           Если солнце ярче светит,

                           Если птицам не до сна,

                           Если стал теплее ветер,

                           Значит здесь у нас …  

(Воспитатель показывает на магнитную доску)

Ответы детей.

(одуванчик, цыпленок)

(мячик, колобок, апельсин)

(бабушка, мама, ветерок)

(песенка, клоун)

(печка, рукавички, кофта)

(звезда, лампочка, фонарь)

(огонь, костёр)

(блинчик)

(Нет).

Дети выполняют коллективную аппликацию.

(Три). Дети выполняют звуковой анализ слова.

[ л ] - согласный,  твердый. Обозначаем его синим цветом.

[ у ] - гласный. Обозначаем его красным цветом.

[ ч ] - согласный, мягкий. Обозначаем его зеленым цветом.

Два согласных и один гласный.

Один.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Весной солнце светит ярче и сильнее пригревает землю.

Дети перечисляют признаки весны

(Тает снег, бегут ручьи, звенит капель, образуются сосульки, появляются проталины, на проталинах появляются первые цветы, набухают почки на деревьях,

возвращаются перелетные птицы, пробуждаются от спячки звери, дети пускают кораблики, люди зимнюю одежду меняют на весеннюю и т.д.)

Ответы детей.

(Строят гнезда).

Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками веточки, несут их в гнездо.

Один из детей повторяет приметы весны, опираясь на наглядный материал (картину на магнитной доске).

(Весна)

  1. Заключительная часть.

      Посмотрите, наши старания были не напрасны. В «Городе красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным.

      Ребята,  вам понравилось занятие? Что вам показалось интересным на нашем занятии?
Может какие-то задания для вас были трудными?

Рефлексия:

      Показываю детям эмблемы: «солнышко» и «тучка». Предлагаю  выбрать одну из эмблем:

«солнышко» - если на занятии было интересно.

«тучка» - если что-то на занятии не понравилось.

Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Вы справились со всеми заданиями, уточнили и закрепили свои знания о весне. Я горжусь вами. Молодцы!

Ответы детей.

Дети выбирают эмблемы и объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по речевому развитию на тему : "Весна"

КонспектНОД интегрированного занятия  по  речевому  развитию  на тему: «Весна»в старшей  логопедической  группе  «Ветерок»   ...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Весна"

Цель:развитие связной речи по лексической теме "Весна".Задачи:активизировать и обогащать словарный запас по лексической теме "Весна"; развивать умения отвечать на вопросы полными п...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Мы рады приходу весны!" для детей старшей группы.

Развитие детского мышления путём уточнения и систематизирования представлений о весенних изменениях в природе....

Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Весна пришла» (с использованием блоков Дьенеша) в младшей группе

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию на тему:«Весна пришла»(с использованием блоков Дьенеша)в младшей группе...

Конспект тематической прогулки во второй младший группе «Приметы ранней весны»

laquo;Приметы ранней весны» Цель: формировать представления о сезонных изменениях в природе, познакомить с признаками весны, о весенней одежде, изменениями в погоде. Воспитывать любовь к труду ...

Занятие по речевому развитию на тему «Приметы весны» с элементами мнемотехники в младшей группе

Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.Задачи:Образовательные:- формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе- формироват...