Картотека игр по речевому развитию
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Трусова Елена Львовна

В картотеке подобраны игры для развития речи у детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по речевому развитию для детей 4-5 лет.


Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: учить отчетливо и громко произносить многосложные слова , развивать слуховое внимание.

Оборудование: фигурки животных.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». «А что может делать собака?»  Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них: Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать). Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая..... Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая … Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение»

 Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Пособие: «Противоположности»

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, словами с противоположным значением. Сахар сладкий. а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

Дидактическая игра «Услышь звук»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит «Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка. А как по-другому сказать … кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Дидактическая игра «Веселый мяч»

 Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат. Умение выполнять словесную инструкцию.

Оборудование: небольшой мячик. 

Ход игры: Педагог говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. (Дети повторяют.)
Если играет девочка, то мяч смеется: ха-ха-ха.
Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи.
Когда мяч говорим: ах-ох.»  Бросает мяч детям.

Дидактическая игра  «Мы - поэты»

 Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. 

Ход игры: Воспитатель  приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка –сушка, лягушка  - подушка, свечка –печка и другие) .

                                                    Игра «Бабочка, лети!»
Цель: Развивать речевое дыхание, добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа: Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.


                                             Игра «Громко — тихо»
Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Оборудование:  парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочки.
Ход игры: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания: В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
 

                                        Игра «Кто внимательный?»
Цель: Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Оборудование: Игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Ход игры:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

                                               Игра  «Кто как кричит?»
Цель: Вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса.
Оборудование: Фланелеграф,  картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, игрушечные кошка, котенок, птица, птенчик.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания: Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

                                      Игра «Угадай, что делать.»
Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна, развивать слуховое внимание.
Оборудование: 2 флажка на каждого ребенка.
Ход игры: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений. 

                                            Игра "Где позвонили?"

Цель: Развивать слуховое внимание. 

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади него и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....

КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3  лет....

Картотека игр по речевому развитию в средней группе

Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....

Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи

Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...