Мастер – класс Использование коллажа в развитии связной речи детей
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Обучить педагогов техники Коллаж Задачи: 1. Дать понятие коллаж. Раскрыть актуальность 2. Дать рекомендации по использованию коллажа в НОД. 3. Познакомить с особенностями, принципами, этапами работы.
Аудитория: Материал может использоваться родителями, воспитателями, учителями – логопедами.
Проблемы речи детей дошкольного возраста : - Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. - Бедность речи. Недостаточный словарный запас. - Употребление нелитературных слов и выражений. - Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например , сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. - Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. - Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. - Плохая дикция.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Коллаж- Лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной цепью.
Этапы работы . 1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать , какие картинки они на нем видят . 2. Составляется сюжет с использованием всех картинок ( младший возраст – воспитатель , старшие дети – самостоятельно )
3. Коллаж содержит буквы , цифры , по ним воспитатель задает наводящие вопросы . Пример : « Почему они здесь изображены ? » - «С этой буквы начинается слово , эта буква есть в слове » и т. п. 4. Составление , пересказ рассказа или рассказывания стихотворения с опорой на картинки .
Рассказ о березе .
Рассказ о березе . Это береза . У нее белый тонкий , стройный ствол . На ветках листья округлой формы . Питается береза с помощью корней . Береза — это большое лиственное дерево . Чаще всего растет в лесу . В городе люди сажают березы , чтобы сделать воздух чистым . Из березовой коры делают различные поделки . Весной на березе появляются почки , которые превращаются в листочки . Осенью листья желтеют и опадают . Зимой голые ветки покрыты снегом .
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей в НОД по развитию связной речи, позволяет детям: эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу . Коллажи используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов , пересказов, заучивании стихов, а также при автоматизации звуков.
С помощью коллажей можно достичь следующих результатов : - Расширить круг знаний об окружающем мире . - Активизировать словарный запас. - Помочь детям преодолеть робость , застенчивость , научиться свободно держаться перед аудиторией. - Вызвать у детей желание пересказывать рассказы , составлению рассказов — как в НОД, так и в повседневной жизни.
Варианты использования коллажа: Игры со звуками - Назови слова которые начинаются на заданный звук - Найди заданный звук в середине и конце слово - Найди самое короткое слово - Найди самое длинное слово - Найди слово и отхлопай его звуковой «рисунок» - Собери слово из рассыпанных звуков.
Игры для развития Грамматического строя речи: - Назови только живые (не живые предметы) - Найди слова к которым относятся Он, Она, Оно - Назови слова – предметы про которые можно сказать МОЙ, МОЯ - Игра «Один – Много». Измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много (ласточки – ласточки) - Закончи предложение «Рад кому? Чему?» (белке, волку). «Иду к кому? Чему?» (Ёлке, клоуну).Закрепление формы дательного падежа. - Закончи предложение «Вижу кого? Что?» (белку, волка). Закрепление формы винительного падежа. -
Задания для развития памяти и мышления: - Назови животных, растения и т.д. - Назови предметы которые могут быть в лесу, городе, дома и т.д. - Назови все слова кроме животных и т.д. - Назови новые (знакомые для тебя слова)
Задания для развития голоса, интонации: - Произнеси слова тихо (громко) - Представь что ты медведь (мышка или другое животное) и произнеси слова его голосом)
Задания для развития связной речи: - Составь предложения по картинкам - С оставь рассказ по картинкам - Составь сказку по картинкам
за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание тек...
Мастер- класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения. Задачи:- рас...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» .
Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; - повышение ...