Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Пупышева Татьяна Анатольевна

Методика формирования связной речи

у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx319.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Слайд 4

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Слайд 5

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению.

Слайд 6

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте. Детей 4 лет можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого. У детей 5-6 лет монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

Слайд 7

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; - учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

Слайд 8

В среднем и старшем возрасте детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Слайд 9

Обучение пересказу. В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы: - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педагогом; - пересказ. План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

Слайд 10

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить. Методика обучения пересказу детей 3 лет: воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого). запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланеллеграфа . повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

Слайд 11

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи: - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова: вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения; беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми); повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание; пересказ текста детьми; оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети). Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

Слайд 12

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: - из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию; - дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии; - драматизация детьми литературного произведения.

Слайд 13

Обучение рассказу по картине и по серии картин. В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения ребенок трех лет составить еще не может, это: рассматривание картины; ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?). Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки , загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке; связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.

Слайд 14

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность. Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет: подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.) рассматривание картины в целом; вопросы к картине воспитателя; образец рассказа по картине воспитателя; рассказы детей. Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Слайд 15

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы. Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова. В старшем и подготовительном возрасте необходимо учить детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды. Также и с сюжетной линией: видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Слайд 16

Методика обучения рассказу по картине 5-6 лет: подготовка к эмоциональному восприятию картины; лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание картины в целом; вопросы педагога по содержанию картины; составление плана рассказа педагогом вместе с детьми; рассказ по картине сильного ребенка, как образец; рассказы 4-5 детей; оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя. В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказывания по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Слайд 17

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний. В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей); тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; рассказ воспитателя об игрушке. Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

Слайд 18

Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; образец рассказа воспитателя; рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; оценка детских рассказов воспитателем.

Слайд 19

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Теперь методика обучения выглядит так: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя; составление воспитателем плана рассказа об игрушке; образец рассказа воспитателя по плану; рассказы детей по плану и опорным вопросам; оценка детских рассказов воспитателем. Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме: узнавание игрушки по контуру; графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её; рисование данной игрушки, её лепка, аппликация; выкладывание разрезных картинок по теме; игры с данной игрушкой; чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке .

Слайд 20

В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание обязательно проводится по плану. Методика обучения описанию. лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание объекта описания; вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; рассказ сильного ребенка; по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога; рассказы 4-5 детей об объекте; оценка рассказов воспитателем, затем детьми. Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся); можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

Слайд 21

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Слайд 22

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось». В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов: рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»); рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»); рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»); рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»); рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали; коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Слайд 23

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи. Варианты творческого рассказа в порядке усложнения: придумывание продолжения и завершение рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР."

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с тяжелым речевым недоразвитием....

Презентация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация в рамках консультации для воспитателей...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста.

Консультация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"...