Проект по русскому языку: «В словари – за частями речи!»
проект по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Толковый словарь
1. Найдите в словаре слово «смекалка» и прочитайте его значение.
К какой части речи относится это слово?
Смекалка (сущ.) - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый.
3. Составьте предложение со словом «смекалка» или с однокорен-
ным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные - названия расте-
ний. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы
по значению можно распределить записанные имена существитель-
ные? Объясните свой ответ.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.
Словарь синонимов
1.Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначаю-
щие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный,
красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий – василько-
вый, фиолетовый - лиловый.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляе-
те в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолето-
вый.
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Мой любимый цвет – красный.
Словарь антонимов
- Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаго-
лов - антонимов.
Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, лю-
бить - ненавидеть, радовать - огорчать.
- Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помо-
гать - мешать, одобрять - осуждать.
Помогать - содействовать чему-то или кому-то, способствовать чьей-то деятельности, поддерживать в делах и начинаниях.
Мешать - создавать препятствия, помехи.
Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать - порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мама с папой каждое утро провожают меня в школу.
После школы дома меня встречает бабушка.
Орфоэпический словарь
- Найдите слова - названия людей по роду их занятий. К какой
части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запи-
шите эти слова так, как они написаны в словаре.
Дирéктор (сущ. ед. ч.), директорá (сущ. мн. ч.). Инженéр (сущ. ед.
ч.), инженéры (сущ. мн. ч.). Столя́р (сущ. ед. ч.), столяры́ (сущ. мн.
ч.). Шофёр (сущ. ед. ч.), шофёры (сущ. мн. ч.).
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́.
Шофёр, шофёры.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
Зима (сущ.), зимний (прил.), зимовье (сущ.), зимовать (гл.).
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в
нём главные члены.
Наконец наступила зима!.
II часть – практическая.
МОЙ ПРОЕКТ "В словари - за частями речи!"
Толковый словарь
1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Орфографический словарь
- Найдите в словаре имена существительные - названия меся-
цев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.
- В какие группы можно распределить записанные
имена существительные? Объясните свой ответ.
Словарь синонимов
- Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаго-
лов - синонимов.
2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Словарь антонимов
- Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые
Пять пар прилагательных - антонимов.
- Объясните, как вы понимаете значение таких прилагатель-
ных: грубый - вежливый, простой - сложный.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Орфоэпический словарь
- Найдите слова - названия предметов одежды. К какой части
речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти
слова так, как они написаны в словаре.
- В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите
эти слова правильно.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.
МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект по русскому языку:
«В словари – за частями речи!»
Подготовила: ученица 2 класса
Зюляева Анастасия
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по русскому языку 3 класс "Зимняя станичка"
загадки о зиме...
ПРОЕКТ по русскому языку по теме: «Виды текста»
Текст - описание, текст - повествование, текст - рассуждение...
ПРОЕКТ по русскому языку по теме: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК»
Что такое скороговорка?...
Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили...
Профили звуков русского языка в таблице 2 часть. Логопедия
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научиться правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профи...
Проект "Друзьям русского языка"
Пропаганда знаний о русском языке. Овладение богатством языка, воплощенном в пословицах, поговорках, фразеологических оборотах....
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...