Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Ардашева Елена Александровна

К.Д.Ушинский писал : "Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету."

В данной статье мы разберем особенности методики по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность мнемотехники помочь детям как лучше усвоить материал в  различных видах деятельности. Эта технология  предусматривает развитие у детей в процессе учебной, игровой, речевой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Благодаря технологии мнемотехники можно развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, облегчить детям учебный процесс, а также научит рациональным приемам обработки информации. 

Мнемотехнику я использую для работы с детьми дошкольного возраста в  разных образовательных областях, и одна из основных задач речевого развития -  это совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приемы мнемотехники.

Обследуя ребенка, проведя педагогическую диагностику можно проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

 - Содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

– логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

– грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

– точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

– богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

развернутое высказывание,

  Предлагаемый материал может быть использован в НОД  и в совместной деятельности т.к.  позволяет более рационально усвоить предлагаемую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую можно заложить различную информацию.

Мнемотаблицы могут быть:

  • развивающие (Развитие психических познавательных процессов)

  • обучающие.

Общие задачи для мнемотаблиц:

1.Развитие памяти

2.Умение обрабатывать полученную информацию.

3. Развитие логики.

4.Развитие образного мышления.

5.Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6.Решение дидактических общеобразовательных задач.

7.Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

Развивающая таблица.

Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется.

Обучающие мнемотаблицы.

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами, несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, еще незнакомую детям.

Мнемотаблицы могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

На заметку воспитателя.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девяти, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

Коллажи – это учебные пособия, выполняющие следующие задания:

1.Закрепление различных методов запоминания.

2. Развитие фотографической памяти.

3.Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

4. Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Коллажи бывают

  • развивающие

  • обучающие.

Детям объясняется, что коллаж похож на «салат» или «винегрет», когда берется много различных продуктов и  их смешиваю т.е соединяют между собой, таким образом получается новое вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа между собой. соединить, т.е связать все картинки. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно,  чтобы родители принимали активное участие в обучении ребенка.

  • Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
  • Провела непосредственно образовательную деятельность с использованием мнемотехники совместно с родителями на тему «Домашние электроприборы»
  • Мастер класс для родителей на тему:  «Как лучше запомнить стихи»

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов и методов мнемотехники дала свои положительные результаты. По данным педагогической диагностики у детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения в школе, и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту.

Список используемой литературы:

 «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М Мозаика-синтез, 2014.

Источник  Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС

Е. Д. Сафронова. Методическое пособие по курсу: «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. СПБ. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Мне...

использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

мнемотехника помогает сделать процесс запоминания детьми более простым, интересным, увлекательным и творческим...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников.»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. ...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников среднего возраста с элементами мастер- класса.

Уважаемые коллеги, хочу представить  вашему вниманию  свою работу  по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста. При организа...