семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» (теория)
презентация по развитию речи на тему

Чулкова Наталья Александровна

данный материал будет полезен воспитателем, работающим по теме Речевое развитие детей посредством театрализованных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_teoriya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

семинар-практикум

«Роль театрализованной деятельности
в развитии речи ребенка»

1 слайд

Вступительное слово сообщение название семинара-практикума.

2слайд

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.  

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык  и  учится общению.

3 слайд

Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она  и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

4 слайд

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

  Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: каким же образом:

•        стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,

•        совершенствует артикуляционный аппарат.

•        театрализация сказок очень увлекает детей. ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

•        используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

•        дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. речь становится более выразительной, грамотной.

•        дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

6 слайд

Давайте с вами вспомним, на какие две основные группы делятся театрализованные игры? (режиссерские игры, игры-драматизации)

В чем разница между режиссерской игрой и игрой-драматизацией? И каково их влияние на развитие речи ребенка?

7 слайд

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссёрской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссёра, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.

8 слайд

Игры-драматизации:

В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Помогает бороться с нарушениями речи.

9 слайд

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка:

•        развитие монологической и диалогической речи;

•        обогащение словаря: образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и пр.;

•        овладение выразительными средствами общения:

словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.)

и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

11 слайд

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Г.Попова

Далее переходим к практической части>>>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей "Театрализованная деятельность в ДОУ"

Семинар-практикум "Театрализованная деятельность в ДОУ". Даный материал  рекомендован для педагогов ДОУ. Побывав на нашем семинаре вы систематизируете знания по организации  театрализованной...

Семинар - практикум для родителей: «Театрализованная деятельность дома и в детском саду»

Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению роди...

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.2. Систематиз...

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»

ЦельРасширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....

Семинар-практикум для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельностьв     детском саду»...