Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
Семинар-практикум для воспитателей
«Театрализованная деятельность
в детском саду»
Воспитатель:
Ахунова А.З
Цель
Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.
Задачи
1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра.
Предварительная работа
1.Подбор литературы и оформление выставки «Такой разный театр».
2. Вопросы для педагогов к семинару-практикуму:
· Какой комплекс взаимосвязанных задач развития дошкольников мы можем решить с помощью театрализованной деятельности?
· Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?
· Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?
· Какие виды кукольных театров вы знаете?
· С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
· Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
· Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
· Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
· Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
3. Смотр театральных уголков в группах.
4. Домашнее задание: подобрать и провести 1 театральную игру с педагогами на семинаре-практикуме.
План семинара-практикума
1. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
2. Блиц – опрос воспитателей по теме семинара-практикума.
3. Виды театрализованных игр.
4. Использование театрализованных игр в работе с детьми. (Обмен мнениями с педагогами. Работа в микрогруппах).
6. Творческое задание «Изготовление различных видов театра для театрализованных игр».
7. Домашнее задание «Играем в театр».
8. Подведение итогов семинара-практикума.
Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентаций; выставка разных видов театра.
Ход семинара-практикума
1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
2. Блиц-опрос по теме семинара-практикума.
Цель: актуализировать знания воспитателей об игровой деятельности дошкольников.
· Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
· Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
· Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
· Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).
Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
· Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми. (В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).
3. Виды театрализованных игр.
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
К режиссёрским играм относится:
- настольный театр,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
4. Использование театрализованных игр. (Обмен мнениями с педагогами. Работа в микрогруппах).
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
- Как вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?
(Во время НОД педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей. Во время НОД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры).
- Как вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
(Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией).
- Как вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
(В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей).
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
- Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.
(Педагоги делятся на группы и после совместного обсуждения отвечают на вопрос, связанный с одним направлением.)
Познавательное развитие |
|
| Художественно- |
|
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); |
|
|
костюма, декораций, атрибутов; |
образа; |
6. Творческое задание «Изготовление разных видов театра».
Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения с взрослыми, сверстниками.
И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать разные виды театров для дошкольников на это вам дается 3мин.. Предлагаем вам окунуться в мир детства, проявить свое творчество и фантазию. Ведь только творческий педагог может воспитать творческую личность!
- педагоги подготовительной группы (театр на тарелочках);
- педагоги старшей группы – театр ложек;
- педагоги средней группы – театр на цилиндрах;
- педагоги младшей группы – театр на баночках.
7. «Играем в театр»
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. И сейчас мы с вами, уважаемые педагоги проявим свое творчество и фантазию, превратимся на миг в маленьких детей и презентуем каждая группа свой театр, которые вы приготовили.На все у вас есть 2мин.
(Педагоги каждой группы предлагают для проигрывания одну сказку)
8. Подведение итогов семинара.
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный,
увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...
Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"
Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"
Из опыта работы......
Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
ЦельРасширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»
Семинар-практикум для педагоговТема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»...
Семинар-практикум для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельностьв детском саду»...
Семинар- практикум Консультация для воспитателей «Уголок настроения» в детском саду
Консультация для воспитателей«Уголок настроения» в детском саду С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразие...