Проект "Животный мир Е.И.Чарушина" в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по речевому развитию | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 112 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ЖИВОТНЫЙ МИР Е.И.ЧАРУШИНА»
Выполнили: Воспитатель
Куранова В.Н.
Санкт-Петербург 2018
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.
Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной.
Рабочая гипотеза:
Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.
Новизна:
Состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Объект исследования– учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.
Цель:
Знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- формировать интерес к художественной литературе.
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;
- у детей появится интерес к самому процессу чтения;
- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;
- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;
- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;
- расширение знаний о животных;
- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.
Тип проекта:
Краткосрочный.
Участники:
Воспитатели средней группы, дети 4-5 лет, родители.
Формы реализации:
1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
2. Игры-драматизации;
3. Образовательная деятельность (коллективная):
- чтение худ. литературы;
- художественное творчество;
- познание.
4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
6. Игровая деятельность:
- игры на плоскостное моделирование:
- загадки;
- мини-викторины;
- пословицы и поговорки;
- познавательные игры.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- моделирование;
- пересказ;
- конструирование;
- аппликация;
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация;
- рисование;
- лепка;
- беседа;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение произведений;
Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- словесные игры.
Основные средства распространения информации о проекте:
- наглядное информирование родителей (родительский уголок);
- беседы;
- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;
- фотогазеты: «Наши домашние любимцы», «В мире животных», «В мире фауны и флоры»;
- акция «Подари книгу детскому саду».
Ресурсное обеспечение:
1. Книги писателя Е. И. Чарушина.
2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.
3. Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».
4. Настольно – печатные игры.
5. Модели-схемы по составлению рассказов.
7. Фонотека: «Лесная азбука», «Музыкальные картинки», «Малыш в деревне».
8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)
Работа с родителями:
1. Вместе с детьми нарисовать иллюстрации к произведениям Е.И. Чарушина.
2.Пополнение книжного уголка книгами детского писателя – художника Е.И. Чарушина.
3.Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).
4.Чтение рассказов Е.И. Чарушина дома.
Организация среды, ориентированной на ребенка:
Для того, чтобы дети «погрузились» в тему проекта в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности ребенка и позволяющей ему найти ответы на интересующие вопросы.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный (с 26.01.2015 по 30.01.2015)
1. Создание условий необходимых для реализации проекта.
2. Планирование мероприятий проекта.
3. Творческий поиск:
- в каких источниках можно найти информацию;
4. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина,
5. Поиск эффективных форм реализации проекта.
6. Отбор и систематизация дидактического материала.
2 этап – основной (с 02.02.2015. по 20. 02.2015)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Организация и проведение обучающих занятий;
2. Организация и проведение разнообразных форм работы.
3 этап – итоговый (с 23.02. 2015 по 27.02.2015)
1. Сбор и обработка методических, практических материалов,
2. Обобщение материалов проекта.
3.Изготовление фотогазеты «Мои любимое домашнее животное».
4.Итоговое занятие.
1 этап – подготовительный
№ | Мероприятие
| Цели | Отв. | Сроки проведения |
1. | Подбор библиотеки. | Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина. | Восп-ли родит. | 26.01 -30.01 |
2. | Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе). | Пополнить библиотеку книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий. | Восп-ли родит. | В течении всего месяца |
3.
| Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты). | Просвещать родителей. | Восп-ли | 02.02 |
4.
| Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых. | Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.
| Восп-ли родит.
| 26.01 – 30.01 |
5. | Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения). | Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. | Восп-ли родители
| 26.01 – 30.01 |
6. | Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок. | Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. | Восп-ли родители | 26.01 – 30.01 |
2 этап – основной
7. | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина. | Развивать интерес к книгам о животном мире. | Восп-ли | 02.02 |
8. | Оформление книжного уголка. | Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам. | Восп-ли | 26.01– 02.02 |
9. | Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц». | Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. | Восп-ли | 02.02 – 06.02 |
10. | Лепка «Тюпа». | Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке. | Воспитатели | 10.02 |
11. | Чтение произведений Е.И. Чарушина о животных: «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка показался не глупым». | Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. | Воспитатели | Ежедневно |
13. | Вечер загадок «Угадай, кто это?». | Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. | Воспитатели | 12.02 |
14. | Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса», «Галки и вороны». | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц. | Воспитатели | Ежедневно |
15.. | «Книжкина больница» - ручной труд. | Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость. | Воспитатели | 1 раз в неделю |
16. | Игра – драматизация «Ветеринарная больница» (по про-изв. Чарушина «Никита – ветеринар». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения. | Воспитатели | 16.02 |
17. | Чтение произведений Е.И. Чарушина: «Воробей», «Волчишко», «Кролик», «Медвежата», «Яша». | Продолжать знакомить детей с творчеством Чарушина. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать бережное отношение к животным. Обобщать и активизировать словарный запас детей. | Воспитатели | 16.02 –20.02 |
18. | Аппликация по произведению Е.И. Чарушина «Медвежата». | Закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства. | Воспитатели | 17.02 |
19. | Проведение цикла наблюдений за кошками в семье. | С помощью родителей развивать у детей исследовательские навыки. | Восп-ли родители | 09.02 – 13.02 |
20. | Проведение игр: настольно - печатных, дидактических, словесных творческих. | Закрепить образные обороты речи из произведений Е.И. Чарушина в играх. | Воспитатели | в ходе реализации проекта |
21. | Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». | Поддерживать интерес к книге в сюжетно – ролевой игре. | Воспитатели | 11.02 |
3 этап – заключительный
22.
| Фотовыставка. «Домашние любимцы» | Организовать фото- выставку «Домашние любимцы». | Восп-ли Родители Дети | 25.02 |
23.
| Обработка и оформление материалов проектов. | Проанализировать работу по реализации проекта. | Воспитатели | 23.02-27.03 |
24. | Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина. | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | Воспитатели Родители Дети | 27.02 |
25. | Литературная викторина Любимые животные Евгения Чарушина» | Закрепить интерес к личности писателя и его книгам, обобщить, систематизировать знания о произведениях Е.И. Чарушина. | Вос-ли | 27.02 |
Ожидаемый результат проекта:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина:
а) библиотека произведений Е. И. Чарушина;
б) фонотека: «Лесная азбука», «Малыш в деревне», «Музыкальные картинки»;
в) уголок развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок;
г) фотогазеты «Наши домашние любимцы»;
д) родительский уголок «Мир Чарушина»;
3. Сформированность у детей понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;
5. Повышенный уровень знаний детей о мире животных;
Таким образом, проект «Животный мир Чарушина» дал детям возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, воспитанники научились наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятым общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.
Литература
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Леонова А.В. Коротовских Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению, Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3-2009г.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для средней группы "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество"
Проект знакомит детей средней группы с творчеством детского писателя Е.И. Чарушина....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы "Е.И. Чарушин и его герои"
Конспект образовательной деятельности в рамках тематической "Книжкиной недели"....
Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина в средней группе.
«Ознакомление с творчеством Е.И.Чарушинав средней группе»Воспитатель: Фролова Наталья АлександровнаСодержание. I. Введение. Актуальность темы. II. Основная часть. Опыт работы. III...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...
Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)
Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....
Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа
Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....
Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину. Возрастная группа: 4 – 5 лет (средняя группа)
Цель: Формирование навыка пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц...