Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 744.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослым. В предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Развитие моторной функции руки проходит ряд этапов:
0 месяцев – врожденный, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона.
1-2 месяцев – ребенок крепко удерживает игрушку (движения носят рефлекторный характер).
3 месяца – ребенок машет руками, движения не дифференцированные.
4 месяца – ребенок захватывает игрушку, рассматривает ее, когда лежит берет игрушку в рот.
5 месяцев – ребенок берет игрушку из рук взрослого, тянется обеими руками к игрушки из положения лежа или сидя, с удовольствием наблюдает за падающей игрушкой.
5-6 месяцев – ребенок может схватить предмет (что требует сложных зрительно-двигательных координаций).
4,5 месяцев – противопоставление большого пальца всем остальным.
6-9 месяцев – совершенствование всех приобретенных навыков. К 9 месяцам ребенок начинает брать предметы пальцами. В зависимости от свойств предмета ребенок действует с ним по-разному.
10 месяцев – действия с предметами приобретают устойчивый характер.
11-12 месяцев – ребенок пытается пользоваться предметами по их назначению, держит чашку, ложку, рассчесывает волосы. Действия с предметами развивают функции мозга, что является обязательным для развития предметного мышления. Ребенок рассматривает, бросает, размахивает, подбирает, кусает, перекладывает предметы. В положении сидя ребенок кидает игрушку вверх и вниз, ударяет игрушкой, при предъявлении двух игрушек сначала берет маленькую, а затем другую, долго удерживает игрушки. Ребенок учится различать предметы по форме, величине, цвету. В процессе манипулирования с предметами стремительно развивается наглядно-действенное мышление.
1 год 2 месяца – ребенок вставляет круг в доску (доски Сегена), по просьбе взрослого кладет игрушку в коробку, сторит башню (из 2 кубиков), толкает маленькие машинки.
1,5 года – если вложить в руку ребенка карандаш, то он начинает рисовать, строит башню из 3-4 кубиков.
1 год 9 месяцев – после показа чертит линию на бумаге, сторит башню из 5-6 кубиков, достает игрушку с помощью палочки.
2 года – рисует вертикальную палочку, складывает разрезную картинку (2 части), рисует круговые каракули, строит башню из 6-7 кубиков.
2,5 года – ребенок рисует круг, горизонтальную линию, сторит мост после показа.
3 года – после показа может выбрать самую длинную/короткую линию, строит башню из 10 кубиков, режет ножницами, красит пальцами.
3-4 года – держит карандаш пальцами, сторит постройки из 10 кубиков.
4-5 лет – рисует карандашами и цветными мелками, собирает постройки, складывает бумагу несколько раз, умеет определять предметы на ощупь (стереогноз), лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Цель работы воспитателя: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы:
1. Совершенствование мелкой моторики у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Основные приемы совершенствования мелкой моторики:
- пальчиковые гимнастики.
- физкультминутки.
- самомассаж кистей рук.
- нетрадиционные техники рисования.
- пальчиковый театр.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
В ходе проделанной работы у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Примеры пальчиковых игр:
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Литература по теме:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-871111-1482862189.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024544-1521962131.jpg)
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024544-1521962131.jpg)
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/30/picture-1260137-1596105598.jpg)
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1219436-1581786623.jpg)
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-1264408-1598628316.jpg)
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....