конспект занятия в старшей группе "Сад. Фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чанина Ольга Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_nishchevoy.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ГБОУ СОШ № 1056

                             Дошкольное отделение №2

     

       

     Конспект  занятия по развитию речи по Нищевой Н.В.  в            старшей группе по теме  «  Сад. Фрукты»

 

                                      Выполнила:  Чанина О.А

                                                     Воспитатель  старшей  группы №6           

 

                                             

                                              Москва

                                              2015 год

    Образовательные цели.  Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Сад. Фрукты» (фрукты;  яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; спелый, ароматный, сочный,  гладкий; красный, оранжевый, желтый, зеленый; зреть, собирать, заготавливать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков фонематического анализа (определение места звука в словах). Совершенствование навыка чтения.

     Развивающие цели.  Развитие связной речи, фонематического и зрительного внимания, речевого слуха, мышления, тонкой, ручной  и общей моторики, координация речи с движением.

     Воспитательные цели.  Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятиях, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, настольная ширма, контейнер с предметными картинками  по теме, игра  «Поможем клоуну Роме», плоскостные изображения еже, белки, яблок, «светофоры» и игрушечные ежи по числу детей, корзинки  с муляжами фруктов, карточки со словами, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, массажные мячики.

     Предварительная работа. Рассматривание фруктов, подбор определений, приготовление салата из фруктов, разучивание подвижной игры «Яблоня», упражнения с массажными мячиками.

                                               Ход занятия

  1. Организационный момент. ( Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления.)

Дети выбирают по одной предметной картинке и садятся за столы. У кого из детей окажется  картинка-отгадка ставят ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой.

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела.  ( Слива)

                           И. Котляров

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень.  (Яблоко)

                              Л. Яхнин

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти,

И от нас укрылись в листьях.  (Виноград)

                               Н. Нищева

Ты на лампочку похожа

И на ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь – брызнет сок. ( Груша)

                                Н. Нищева

  В о с п и т а т е л ь.  Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

  Д е т и. Это фрукты.

  В о с п и т а т е л ь. Где они растут?

  Д е т и. Фрукты растут в саду, на деревьях.

  В о с п и т а т е л ь . Только виноград растет на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (желательно показать картинку). Вот о фруктах мы и будем говорить сегодня.

 

2.  Игра « Поможем клоуну» . Игровое поле с изображением клоуна и трех коробок. В коробках сделаны прорези. В прорезь средней коробки вставлены предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

   В о с п и т а т е л ь. Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит  вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красную овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку.

Дети выполняют задание.

3. Упражнение « Ежик и яблоки»

Воспитатель достает плоскостное изображение ежика с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках и помещает его на коврограф.

В о с п и т а т е л ь. А теперь постарайтесь помочь этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

        Три яблока из сада ежик притащил.

        Самое румяное белке подарил.

        С радостью подарок получила белка.

        Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

                                                       В. Волина

Ответы детей.

Во с п и т а т е л ь . Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа. Он еще хочет поиграть с вами и привел с собой друзей.

4. Игра « ежик гуляет»

Воспитатель раздает детям «светофоры» (пластиковые прямоугольники, покрытые самоклеящейся пленкой красного, желтого и зеленого цветов) и фигурки ежей.

В о с п и т а т е л ь. Сейчас ваши ежи будут гулять по разноцветным полянкам «светофоров» и помогать вам определять место звука [ б ] в словах, которые я произнесу. Если вы услышите звук [ б ] в начале слова, ежик должен встать на красную полянку. Если звук [ б ] будет в середине слова, ежик перейдет на желтую полянку. А вот если на зеленую полянку сегодня ежик выходить не станет, потому что звук [ б ] – звонкий согласный, он никогда не слышится в конце слова.

  Далее воспитатель произносит ряд слов со звуком [б](яблоня, голубой, кабачок, бросать, собирать, банан, забодать, бравый, бобы, свобода), а дети помещают ежа то на желты, то на красный сектор «светофора».

  В о с п и т а т е л ь. отлично. Вы ни разу не допустили ощибку

Воспитатель предлагает детям сложить игрушки в контейнер и убрать его.

5. Игра « Что изменилось?»

Воспитатель выкладывает в ряд муляжи фруктов на столе.

  В о с п и т а т е л ь . Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза.

Воспитатель убирает сливу и кладет на ее место грушу.

В о с п и т а т е л ь. Откройте глаз. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?

Дети отвечают. Воспитатель дает детям еще три-четыре задания.

6. Игра « Угадай-ка». Составление загадок-описаний о фруктах.

  Воспитатель достает маленькую ширму и закрывает ею фрукты, лежащие на столе, добавляет к ним 2-3 фрукта.

    В о с п и т а т е л ь. А теперь новая игра « Укадай-ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?

   Д е т и . Это апельсин.

   В о с п и т а т е л ь. Правильно. А теперь вы по очереди попробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету и форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети по очереди составляют загадки-описания. Воспитатель предлагает им по очереди определить, чья загадка была составлена лучше.

7. Подвижная игра « Яблоня»

Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. По просьбе воспитателя дети выполняют знакомое упражнение. Воспитатель обращает внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией. Если есть необходимость, воспитатель дает образец интонирования.

- Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки?

 (Дети идут по кругу, держатся за  руки. В центре стоит один ребенок – «яблоня»)

Заморозил их мороз? Или ветерй их унес?

Или молния спалила? Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

( Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на руках.)

Куда они пропали?

( Дети опускают руки, пожимают плечами)

- Не морозил их мороз, и не ветер их унес,

Не спалило их огнем, Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали….

( Эти слова произносит ребенок – « яблоня» Дети в это время загибают по одному пальцу на руках, начиная с больших.)

Дети оборвали!

( Дети разбегаются. «яблоня» пытается из запятнать.)

                                                          Сербская песенка  

8. Упражнение « Прохлопай слова»

Воспитатель вновь предлагает детям стать в круг на ковре и прохлопать слова: лимон, груша, мандарин.

10. Чтение слогов и слов с пройденными буквами

Воспитатель достает корзинку с муляжами фруктов, в которой спрятаны карточки со словами бак, бант, Бим, бинт. Дети находят и читают эти слова. Воспитатель предлагает каждому ребенку объяснить значение слова, которое он прочитал.

11. Игра с массажными мячиками.

      В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в правую руку. Представите, что это не мячик, а ямгкая ароматная слива

Сливу я держу в руке,     (Кладут мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке,          (Крепко сжимают его.)

Отпускаю, разжимаю       ( Раскрывают ладонь.)

И ладошками катаю.        ( Катают мячик между ладонями.)

                 Н. Нищева

Также можно сделать упражнение, взяв мячик в левую руку.

12. Упражнение « Разноцветные флажки»

Воспитатель раздает детям по желтому и зеленому флажку.

   В о с п и т а т е л ь. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учить различать звуки [п] – [б] . Произносить звук п, положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?

   Д е т и. Звук [п] – согласный глухой твердый.

   В о с п и т а т е л ь . Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажите о нем?

    Д е т и. Звук [б] – согласный звонкий твердый.

    В о с п и т а т е л ь. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. Услышите звук [б], поднимайте зеленый флажок.

   П, а, м, б, т, п, м, и, п, б, н.

   То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.

   Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.

Воспитатель оценивает работу детей, собирает флажки.

13. Окончание занятия. Рефлексия.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Образовательная область..Коммуникация. Тема. "Овощи и фрукты"

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ  непосредственно для проведения образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели "Овощи и фрукты". Цель данного...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Фрукты»

Конспект для детей старшей группы....

Конспект занятия в старшей группе по теме "Овощи и фрукты - полезные продукты!"

Цель: Формирование представления детей о полезной пище, об овощах и фруктах, полезных для растущего органиизма детей.Задачи:-Формировать первоначальные представления о витаминах -Развивать познав...

Конспект занятия в старшей группе «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей....

Конспект занятия по объемной аппликации "Фрукты " из цветной бумаги в старшей группе

Цель: Создание фруктов в технике объемной аппликацииЗадачи:1.Развивать навыки и умения создания объемной аппликации;2.Развивать мелкую моторику ребенка;3.Развивать творческие способности ребенка через...

Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...