Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.
Цель : обогащать словарь по лексической теме “Весна”.
Задачи:
- Закреплять знания о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
- Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседы, составление описательных рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.
Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.
Разучивание подвижных игр, чистоговорок.
Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с набороми зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,
План занятия:
1.Организационный момент.
-введение в тему занятия «Весна»;
-антонимы зима-весна;
2.Развитие речи. Актуализация лексики по теме «Весна».
-рассматривание картин и ответы детей на вопросы воспитателя;
-развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;
-солнечная зарядка;
-подбор прилагательных-синонимов;
3. Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку».
4. Игра “У кого кто родился?»
5. Развитие речевого дыхания. 6.Физминутка “Подснежники просыпаются”
7. Слушание аудиозаписи со звуками птиц.
8. Чистоговорка «Весна пришла».
9. Игра “Мама и детеныш”.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг - друга и наших дорогих гостей словами:
-Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!
-Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
1).Введение в тему «Весна»
-Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
-Весной!
-Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!
- Ребята, а вы знаете стихи о весне, кто расскажет?
Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
-Молодцы!
-Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
-Пришла весна и каждый рад
Спешит весна и месяц ---------(март)
За ним другой стучится в дверь
Он называется---------(апрель)
И третий месяц вспоминай
Как называется он--------(май)
-Арина, ещё раз назови три весенних месяца.
-Март, апрель, май.
-Правильно!
.Приходит в гости кукла Маша.
-Ребята, вы заметили к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?
Кто же это?. Да, конечно, вы узнали- это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?
-Нет, она надела зимнюю одежду.
-Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась осенью, а весну ещё ни разу не видела.
Вот и не знает ничего о весне-красавице.
Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты ,Маша , посиди и внимательно слушай детей.
- А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.
2).Развитие умения подбирать антонимы.
Зима ушла, а весна -…….(пришла).
Зима холодная, а весна -……(тёплая).
Зимой солнце светит, а весной -……(греет).
Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)
Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)
Всё правильно ответили, молодцы!
-Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.
2. Актуализация лексики по теме «Весна»
Работа по картинкам, развитие связной речи.
-Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна.
2. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?
Конечно, же, солнышко!
- Вот и кончилась зима,
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось
Солнышко светит всё ярче и ярче. Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.
-Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.
-Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)
-Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)
-Быть может солнце в сердце этом? ( Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг-друга ладошками).
Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! У нас в группе своё солнышко, оно даёт нам тепло, а давайте, ребята, мы тоже подарим солнышку частичку своего тепла, подарим лучики, которые мы приготовили из ладошек. И при этом его красиво назовём. Чтобы оно согревало нас еще больше. -Какое же у нас солнышко?
-Яркое, ласковое, доброе, тёплоё, жёлтое, круглое, ласковое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, доброе, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.
Дети добавляют лучики – ладошки к заготовке из картона, подбирая прилагательные
-Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе стало ещё ярче и теплее.
3)-Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.
А как же она это делает - отгадайте!
-С крыши вниз свисает
Острая рогулька.
Капли вниз бросает
Мокрая…
-Сосулька!
-Ещё одна примета - появляются сосульки.
4)-А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли кап-кап-кап. Начинается капель. Повторяем:
-Кап-кап-кап!
Капает капель
-А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?
Тает снег.
Тают весело снега,
Вместо улицы – река.
-Расстаял снег, появились проталины
А что же это ? ПРОТАЛИНА - это- место, где стаял снег и открылась земля
5) -На проталинах появляются первые цветочки .
Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.
Какие они красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.
.Физминутка “Подснежники просыпаются”
В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.
В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись, | Встают и протирают глаза. |
6).А во что превращается растаявший снег?
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый
Дети: ручей !
-А что можно делать на улице, когда текут ручейки?
- Пускать кораблики, лодочки.
Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».
7.Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку»
Долго лодочку качало. –Кисти рук влево- вправо.
Ветер стих и лодка встала. –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.
–А как меняются деревья?
— На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.)
Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,
Скоро уж появятся
Нежные листочки.
Воспит.: Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
-Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.
-А какие птицы прилетают первыми:
-Грачи, скворцы.
Он в черной одежде,
Но все – таки врач.
Спасает поля
От вредителей грач
-А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.
8. Развитие речевого дыхания.
-Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?
-Травка.
-Травка какая?
-Зелёная, нежная, маленькая.
По весенней травке гуляет весенний ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку- развитие речевого дыхания).
-Как шумит ветерок?
-Ш-ш-ш
-А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат?
-Ж-ж-ж.
-А как вы думаете, где может быть медведь весной?
-Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.
-Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит ещё в берлоге! Давайте-ка разбудим его.
9. Чистоговорка «Весна пришла» В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.
Чистоговорка “Весна пришла”
Ла-ла– ла к на весна пришла. | Хлопают в ладоши. |
10. Игра “Мама и детеныш”
В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.
В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.
11. Игра “У кого кто родился?» Работа ко картине.
- Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются дети. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.
-Назовите, у кого кто появился.
Дети называют животных и их детенышей.
(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас нарисовать весну и подарить рисунки Маше, чтобы она никогда не забыла это прекрасное время года. А чтобы к вам пришло вдохновение я предлагаю послушать голоса птиц.
Слушание аудиозаписи со звуками птиц.
(Дети рисуют весну)
Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
Давайте составим рассказ о весне по этой картине.
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает , что такое весна?
-Да!
Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.
Давайте всем скажем до свидания , до новых встречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему: "Весна" в средней группе.
Данный конспект поможет уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, активизировать качественный словарь и многое другое....
Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе
Итоговое занятие по развитию речиВыявить уровень знаний детей.- уточнить характерные признаки весны;- выявлять простейшие причинно-следственные связи...
Занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе
Занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе...
Конспект итогового занятия по развитию речи на тема: «Весна».
Цель: развитие связной, грамматически правильной речи.Программные задачи:- связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать не соответствие с текстом в пересказах товарищей;- словарь и граммат...
Конспект итогового занятия по развитию речи на тему « Продукты питания» ( средняя гр.)
Цели: - закрепить и систематизировать знания детей о продуктах питания; - формировать умение детей правильно называть продукты питания, обобщающие понятия «продукты питания», упр...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему Весна в средней группе
Обогащать словарь по лексической теме Весна.Закреплять знания о признаках весны,воспитывать бережное отношение к природе...
занятие по развитию речи на тему «Весна» в средней группе
Занятие по развитию речи на тему "Весна "...