Как научить ребёнка говорить?
статья по развитию речи на тему

Бизенкова Софья Андреевна

В статье вы найдете методические рекомендации по развитию речи ребёнка от 0 до года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ispravlennoe_razvitie_rechi_0-1_.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка говорить?

Материал для детей от 0-1 год.

Первые три года жизни ребёнка являются самыми важными для формирования мышления, внимания, памяти, а самое главное - речи.

Как же не упустить важный момент?  Как не просмотреть отставание в речевом развитии ребёнка? Как помочь малышу разговориться, если он молчит? Какие игрушки и игры помогут избежать трудностей в освоении родной речи? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Первый месяц жизни.
Ребёнок появился на свет, его привезли домой, он маленький и беспомощный, все окружают малыша заботой и лаской. Даже в этот период  можно начинать проводить элементарные игры для развития слухового и зрительного внимания.

 Как только ребёнок научиться следить за яркой погремушкой глазами, играйте с ним: погремите ей с разных сторон кроватки ( малыш не должен вас видеть),  понаблюдайте. Данное упражнение помогает вызывать поисковые движения глаз, помогает  формированию навыка поворота головы. После погремушки можно использовать негромкие музыкальные инструменты: марокасы, колокольчики и т.д. Не стоит переутомлять ребёнка этой игрой, проводите её 1-2 раза в день по 1-2 минуты. Чтобы малыш не потерял интерес к игре, обязательно делайте перерывы от трёх до семи дней.

Чаще берите ребёнка на руки, обязательно с ним разговаривайте, говорите певуче, не торопитесь.
Второй-четвёртый месяцы жизни.

Малышу исполнился месяц: он старается удержать голову, фиксирует взгляд на ярких предметах, прислушивается к голосам взрослых, улыбается и начинает издавать свои первые звуки. Этот этап развитие речи называется гуление.

Не стоит беспокоиться, когда в период до 4 месяцев появляются звуки не характерные для родного языка, постепенно эти звуки пропадут, угаснут в речи ребёнка.

До двух месяцев следует повторять игры с музыкатьными инструментами и погремушками для формирования зрительного и слухового внимания. После двух месяцев используйте различные подвески, мягкие мячики и кубики, куклы-неваляшки, различные звучащие предметы на ручке ( погремушки, бубенцы, марокасы и т.д.). Не переутомляте малыша играми, не перемещайте много игрушек в кровать. Больше разговаривайте , обязательно поощряйте  голосовые реакции, улыбайтесь, повторяйте за ребёнком его “слова” изменяя интонацию. Когда говорите с малышом постарайтесь, чтобы он видел ваше лицо, губы.  Во время общения не желательно наличие фоновых звуков (  телевизора, радио, ума из откытого окна и т.д.)- эти факторы мешают малышу услышать вас и себя. Характер и продолжительность гуления напрямую зависит от эмоционального контакта с матерью, если речевая активность не поддерживается, то постепенно она пропадает, становится вялой, безынициативной.

Важно знать! Если   ребёнок не поворачивает голову на источник звука, не следит за предметами, которые он задел рукой, не улыбается, в крике нет интонации, и гуление не прогрессирует( не появляются новые звуки,цепочки слогов однообразны и коротки- один-два слога) - обязательно обратитесь к врачу.

 Пятый-шестой месяцы жизни.

Ваш малыш уже большой: он умеет переворачиваться, узнаёт вас, долго и внимательно рассматривает предметы,различает голоса знакомых людей, смеётся,  много  и долго гулит.

В этот период для игр и развития подойдут звучащие игрушки на рукоятке, разнотекстурные игрушки , игрушки-каталки, игрушки-пищалки, игрушки из разных материалов. Количество игрушек не должно быть большим. Необходимо показывать  различные способы манипулирования со знакомыми предметами, меняйте одни и те же игрушки чаще. Ребёнку в  этом возрасте необходимо показывать его отражение в зеркале, шумную улицу с движущимися автомобилями, других людей, животных, окружающий мир. Ни в коем случае нельзя включать мультики, так как яркие цвета и резкие звуки непроизвольно притягивают и удерживают  внимание малыша,   истощая и утомляя нервную систему, которая так необходима для развития. Не “зашумляйте”  пространство вокруг ребёнка, для развития необходима соответствующая среда.

 Играйте и говорите с крохой, как можно больше, меняйте интонацию голоса, темп, ритм речи, говорите громче и тише - это простимулирует ребёнка прислушиваться к вам. Обращайте внимание на его реакцию на звучащую речь.  Поддерживайте любые звуковые реакции на раздражители.

Важно знать! Если   ребёнок не тянется целенаправленно к игрушке,  не различает знакомых и незнакомых людей, не улыбается родственникам,  не пытается привлечь к себе внимание, не улыбается другим детям, не удерживает игрушку в руке и его гуление краткое, без согласных звуков [П],[М],[Б],[Г],[В]- не откладывайте обращение  к специалисту. (Педиатру, неонатологу, отоларингологу, детскому неврологу, логопеду).

Шестой- двенацатый месяцы жизни.

Ребёнок развивается: в семь месяцев он уже ползает, показывает знакомые предметы, избирательно общается со взрослыми, играет с игрушками, стучит и размахивает ими. В речи появляются новые звуки, усложняются цепочки слогов. Данный этап речевого развития называется лепет.

Важность лепета невозможно переоценить для успешного речевого развития. Если лепет разнообразный и выразительный, причин беспокоиться о дальнейшем речевом развитии малыша гораздо меньше.  Именно в этот период ребёнок начинает понимать слова и старается подражать речи взрослого. В период до полугода делайте упор на эмоциональное общение, после начинайте учить слова.

Для благополучного развития ребёнка необходима развивающая среда. Сформировать её помогут следующие игрушки : кубики,мячи, куклы, заводные игрушки. Позже для создания развивающей среды рекомендуется использовать кукол из различных материалов, игрушечных животных, мячи, каталки, пирамидки, строительный материал, музыкальные игрушки, матрёшки, игрушки-сортеры.  Будьте внимательны при выборе игрушек, обязательно обратите внимание, чтобы не было мелких деталей, способных навредить малышу.

Для формирования слухового внимания и понимания речи на данном этапе развития используйте следующие приёмы : показывайте, называйте, прячьте и просите ребёнка найти знакомую игрушку, просите показать игрушку. Обращаётесь к ребёнку по имени. С восьми-девяти месяцев показывайте и называйте части лица и тела. При общении с ребёнком всегда называйте не только предмет, но и его действие ( это уши- уши слышат; это мяч- мяч катится; это киса- киса ест, киса говорит: “ мяу-мяу”; мы хлопаем в ладоши хлоп-хлоп и т.д.). Знакомьте малыша с домом, с мебелью, рассказывайте о том, что его окружает. Показывайте  картинки, учите  находить на картинке знакомый предмет. Читайте сказки, показывайте иллюстрации в книжках.

Для развития собственной речи малыша больше общайтесь с ним, проговаривайте цепочи слогов, активно артикулируйте, не торопитесь, дайте ребёнку время проанализировать вашу речь и попытаться повторить слоги.

После девяти месяцев старайтесь ввести в словарь ребёнка первые лепетные слова, детские слова: ай-ай, му-му,ав-ав,ам-ам и т.д. Вставляйте эти слова в речь, интонационно выделяйте их, побуждайте ребёнка к их произнесению.  Лепет продолжает изменяться и усложняться, становиться более осмысленным во время появления первых слов. Ребёнок тренирует органы артикуляции и слуховое восприятие.

Когда ребёнок показывает жестом свою просьбу, стремитесь вызвать у него речевую активность. Не стоит потакать всем  жестам ребёнка - это снижает речевую мотивацию, что негативно сказывается на развитии активной речи.

Важно знать! Если  ребёнок к десяти месяцам не показывает предметы, снижен  интерес к окружающему миру, не понимает простые инструкции, слабо владеет силой голоса и интонацией, не общается с помощью жестов, не реагирует на своё имя, не подражает вам ни в речи, ни в игре, а лепет угасает, или не появляются новые слоги- всё это является предпосылками для обследование у специалистов.  К году признаками речевой задержки малыша являются следующие факторы: не может играть в игрушки-сортеры, не проявляет интерес к иллюстрациям, не выполняет элементарные просьбы, не прислушивается к речи взрослого, не пользуется простейшими лепетными словами, испытывает значительные трудности при игре со строительным материалом, не реагирует на названия знакомых предметов.

Если вы заметили «тревожные звоночки”, не откладывайте визит к специалистам, проходите все назначенные исследования, не ждите что ребёнок перерастёт. Для развития речи и слухового внимания повторяйте упражнения и игры для более раннего возраста.

Помните о том, что речевое развитие девочек, чаще всего, опережает речевое развитие мальчиков на один-три месяца. Соблюдайте рекомендации специалистов, общайтесь со своим малышом, не сравнивайте его с другими детьми. Находите время для игр и занятий, старайтесь придерживаться единых принципов воспитания и взаимодйствия с ребёнком в семье, создавайте комфортный эмоциональный фон, развивающую среду вокруг малыша и риски задержки речевого развития, в следствии педагогической запущенности, будут минимальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге.

Консультация для родителей "«Научись сам и научи ребёнка» Правила поведения пешехода на дороге....

Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики

Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...