«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте открытое занятие | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
ЦЕЛЬ: подвести итоги работы по обучению грамоте за год; подчеркнуть значимость дополнительных занятий по обучению грамоте для речевого и общего развития детей
ЗАДАЧИ:
- общеобразовательные:
* уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные и согласные звуки, их место в словах, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
* закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
* совершенствовать умение составлять предложение из слов, определять количество слов в предложении, составлять схему предложения
- развивающие:
* развивать фонематический и фонетический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память;
* интерес к занятиям
- воспитательные:
* воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь друг другу, доброжелательность, веру в собственные силы.
Ход занятия:
1. Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня получил письмо и читает его:
«Ребята! Помогите! Злая колдунья отправила меня на необитаемый остров звуков и букв и дала трудные задания. Я не знаю, как их выполнить, и не могу вернуться домой! Помогите!»
Незнайка
- Ребята! Вы готовы помочь Незнайке? Тогда надеваем пилотки и проходим на корабль! Дети садятся.
Звучит музыка, крики чаек, шум волн, плеск воды.
2. - Что мы слышим?
(Плеск воды, крики чаек…)
- Как это назвать одним словом?
- Звуки.
- Когда мы говорим, мы тоже слышим и произносим звуки, это звуки речи. Они делятся на две группы. Какие?
- Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
- Назовите гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И.
- Расскажите стихотворение о согласных звуках
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
ССС – змеиный слышен свист,
ШШШ – шуршит опавший лист,
ЖЖЖ – шмели в саду жужжат,
РРР – моторы тарахтят.
- Согласные бывают звонкие и глухие (проверяем по звоночку в горлышке);
- Твердые и мягкие (проверяем по улыбочке).
- А теперь немного поиграем, проходите в круг. Игра называется «Парные звуки» (с мячом). Я произношу согласный звук, а вы его мягкого братца:
Б – БЬ М – МЬ Д – ДЬ
П – ПЬ Л – ЛЬ Т – ТЬ
В – ВЬ Н – НЬ С – СЬ
Ф – ФЬ Р – РЬ З – ЗЬ
Г – ГЬ Х – ХЬ
К – КЬ
Всегда твердые: Всегда мягкие:
Ж, Ш, Ц Ч, Щ, Й
- Отправляемся на камбуз (корабельную кухню) и поможем коку (повару) разобрать овощи – фрукты по корзинам
Игра «Три корзины»
красный бант синий бант зелёный бант
огурец помидор виноград
апельсин лук лимон
ананас капуста перец
картофель
морковь
кукуруза
- Чем звук отличается от буквы?
(Звуки слышим и говорим, буквы – видим и пишем)
- Проходим в кают-компанию (за столы)
Игра «Лишняя буква»
(перед каждым по 2 карточки с буквами.)
Надо найти и зачеркнуть лишнюю букву.
АОИКУ БТКЛА
Игра «Четвёртый лишний»
(перед каждым по 4 картинки в 3-х есть звук «М»)
- Найти и зачеркнуть лишнюю картинку:
МАК КОМАР РОЗА ДОМ
МУХА ЗАМОК ДЫМ РАК
Игра «Цепочка слов»
- Ребята, порвалась якорная цепь, она состоит из звеньев, нам надо восстановить порядок:
БАРАБАН – НОСКИ – ИГОЛКА – АНАНАС – СТУЛ – ЛУК – КЛЮЧ – ЧАСЫ
3. Физкультминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли – помахали.
Спрятали за спину их,
Оглянулись через правое плечо,
Через левое плечо.
Дружно сели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз…
4. - Ребята! Кажется, я вижу землю! Якорная цепь в порядке… Отдать швартовы!
А вот и Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Что произошло?
- Злая колдунья сказала, что я навсегда останусь на этом острове, если не выполню её заданий. А они очень сложные! Помогите!!!
Задание 1:
Придумать предложение со словом ВЕСНА.
- Ребята, из чего состоит предложение?
- Из слов.
НАСТУПИЛА РАННЯЯ ВЕСНА.
- Сколько слов в этом предложении?
- Три.
- Каждое слово обозначаем чёрточкой, первое слово в предложении пишется с большой (заглавной) буквы, в конце предложения ставим точку.
Задание 2:
- Сколько слогов в слове ВЕСНА?
- Как можно проверить себя?
- Прохлопать, подставить ладонь под подбородок, сосчитать гласные буквы.
- В слове ВЕСНА – два слога.
Задание 3:
- Определить, какое слово не подходит, не является родственным:
МОРЕ – МОРСКОЙ – ЗАМОРСКИЙ – МОРОЗ
СОЛЬ – СОЛЁНЫЙ – СОЛНЫШКО – ЗАСОЛКА
КОРАБЛЬ – КОРАБЕЛЬНЫЙ – КОРКА – КОРАБЛИК
Задание 4:
- Отгадай загадку, зашифруй отгадку:
1. Травку щиплет на лугу, 2. Беззаботно ест и спит
Молоко даёт и пух, В синем море синий…
Бородата и рогата
И бодается, однако
КОЗА КИТ
Задание 5:
- Определить место звука К в словах:
КНИГА
РУЧКА
ЦВЕТОК
КАБЛУК
Задание 6:
- Прочитать слова, добавляя слоги:
Дети пили сладкий СОК,
Слог ПЕ добавим – стал ПЕСОК,
А НО пришёл – уже НОСОК,
А если КУ – читай КУСОК,
Со слогом ЛЕ – прочтём ЛЕСОК,
Туда пошли мы на ЧАСОК.
ПЕ
НО
КУ СОК
ЛЕ
ЧА
- Ну, что ж, ребята, мы справились со всеми заданиями и помогли Незнайке, теперь можно возвращаться домой.
Незнайка благодарит детей и дарит им наклейки морской тематики
5. Итог занятия: «Выбери смайлик»
«Ребята! Помогите!
Злая колдунья отправила меня на необитаемый остров Звуков и Букв и дала трудные задания.
Я не знаю, как их выполнить, и не могу вернуться домой! Помогите!»
Незнайка
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
ССС – змеиный слышен свист,
ШШШ – шуршит опавший лист,
ЖЖЖ – шмели в саду жужжат,
РРР – моторы тарахтят.
КОЗА
К И Т
ПЕ
НО
КУ
ЛЕ
ЧА
СОК
А О И К У |
Б Т А К Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие на корабле"
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки в играх и эстафетах....
Развлечение "Путешествие на корабле"
Развлечение направлено на развитие мышления. Формирование знаний у детей о комнатных растениях и домашних животных....
Путешествие на корабле
Формирование знаний детей о растениях, животных в соотношении к живым существам, через наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и конструктивных умений....
"Путешествие на корабле"
Конспект по математическому развитию для старшей группы...
Весёлая математика "Путешествие на корабле"
Знание порядкового счёта. Ориентировка на листе. Знакомство с секундной стрелкой.Знание о четырёхуголнике, ромбе....
Игра-путешествие на корабле
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий;- Отвечать на вопросы, отгадывать загадки, активизировать ...
Путешествие на корабле.
Занятие по математике в подготовительной группе. Занятие составлено в виде путешествия на корабле. Сосотоит из разных математических игровых заданий. Я показывала его на родительском собрании. Р...