НОД по развитию речи в старшей группе "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конькова Елена Викторовна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

1. Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта;

— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный и т.д);

— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

— развивать артикуляционный аппарат;

— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

2 Развивающие:

— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

— развивать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

3. Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам.

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у вас ребята, ведь вы пришли в детский сад играть, узнавать много нового и интересного.

Воспитатель:

— О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

— Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

— Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

- Космонавт плохо управляет ракетой. ( хорошо)

— Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Часики»

— Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

— Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р — Р — Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

— Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

— Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

— Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

— Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? ( внимательный, дисциплинированный)

— Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

— Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

— Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

— Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

— Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

-А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра : «Комплимент»

— Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом ? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

— А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина — машинка,

грузовик — грузовичок,

самолет — самолетик,

вертолет — вертолетик,

ракета — ракетка,

велосипед — велосипедик,

корабль — кораблик,

лодка — лодочка,

автобус — автобусик.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.

Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Воспитатель: Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Что-то здесь изображено.Давайте вместе расшифруем послание и составим предложения.

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит.

Рельсы, поезд, мчится.

Воспитатель:

 

Физкультурная минутка.

Собираюсь я в полет (Шагают на месте.)

Полетит мой самолет. (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)

Правое крыло отвел, (Правую руку в сторону.)

Левое крыло отвел, (Левую руку в сторону.)

А потом мотор завел. (Круговые движения руками перед грудью.)

Полетали, покружились (Изображают полет самолета.)

И на место приземлились. (Садятся на корточки.)

 

 

— Вот мы и подружились с обитателями планеты.

Давайте для наших новых друзей сделаем подарок — придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:— Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

 

— Какая будет наша машина?

— А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

 

— А какие звуки она издает? (работа с карточками из серии «Звук»).

 

— А как она будет пахнуть? (работа с карточками из серии «Запах»).

 

— Какая машина у нас получилась? (рассказы детей)

— Чем хороша такая машина? Что в ней плохо ? Как нам ее изменить — превратить плохие качества в хорошие? (ответы детей).

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

— Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА —РА —РА — возвращаться нам пора» Полетели! ( слайд на компьютере)

— А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие? Что понравилось больше? Что интересного вы узнали из нашего путешествия? ( ответы детей)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта;

— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный и т.д);

— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

— развивать артикуляционный аппарат;

— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

2 Развивающие:

— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

— развивать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

3. Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам.

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у вас ребята, ведь вы пришли в детский сад играть, узнавать много нового и интересного.

Воспитатель:

— О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

— Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

— Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

- Космонавт плохо управляет ракетой. ( хорошо)

— Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Часики»

— Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

— Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р — Р — Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

— Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

— Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

— Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

— Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? ( внимательный, дисциплинированный)

— Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

— Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

— Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

— Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

— Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

-А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра : «Комплимент»

— Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом ? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

— А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина — машинка,

грузовик — грузовичок,

самолет — самолетик,

вертолет — вертолетик,

ракета — ракетка,

велосипед — велосипедик,

корабль — кораблик,

лодка — лодочка,

автобус — автобусик.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.

Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Воспитатель: Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Что-то здесь изображено.Давайте вместе расшифруем послание и составим предложения.

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит.

Рельсы, поезд, мчится.

Воспитатель:

Физкультурная минутка.

Собираюсь я в полет (Шагают на месте.)

Полетит мой самолет. (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)

Правое крыло отвел, (Правую руку в сторону.)

Левое крыло отвел, (Левую руку в сторону.)

А потом мотор завел. (Круговые движения руками перед грудью.)

Полетали, покружились (Изображают полет самолета.)

И на место приземлились. (Садятся на корточки.)

— Вот мы и подружились с обитателями планеты.

Давайте для наших новых друзей сделаем подарок — придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:— Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

— Какая будет наша машина?

— А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

— А какие звуки она издает? (работа с карточками из серии «Звук»).

— А как она будет пахнуть? (работа с карточками из серии «Запах»).

— Какая машина у нас получилась? (рассказы детей)

— Чем хороша такая машина? Что в ней плохо ? Как нам ее изменить — превратить плохие качества в хорошие? (ответы детей).

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

— Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА —РА —РА — возвращаться нам пора» Полетели! ( слайд на компьютере)

— А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие? Что понравилось больше? Что интересного вы узнали из нашего путешествия? ( ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...