Перелётные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Надежда Викторовна Асауленко
Тема «Перелётные птицы»
Цели: уточнять и расширять знания детей  о птицах весной; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность; развивать познавательную деятельность детей; активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме; правильно употреблять существительные во множественном числе; активизировать речь детей; образовывать прилагательные от существительных; следить за правильным звукопроизношением. 
Ход ОД
Организованный момент
- Ребята, я буду говорить один предмет, а вы много.
Ласточка - ласточки; грач - грачи; скворец – скворцы; журавль – журавли; лебедь – лебеди;
Кукушка – кукушки.
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? - Мы будем говорить о птицах.
(На доску выставляются картинки с изображением птиц: ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)  А почему их называют птицами?  - У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.
-.Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы? - Это перелётные птицы.
- Почему их называют перелётными? - Эти птицы прилетают к нам из далёкого  края.
- А в какое время года прилетают к нам птицы? - Птицы прилетают весной.
- Почему весной? - Весной тает снег, водоёмы,  становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
- Посмотрите на картинку с этой птицей, которая прилетает весной первой.  - Это грач.
-  Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей. А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. посмотрите на картинку со скворцом.
-Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной? Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку».
- Это кукушка. Почему вы так решили? - Кукушка произносит «Ку-ку».
- Значит,  кукушка что делает? - Кукушка кукует.  Найдите картинку с кукушкой.
- Ребята, отгадайте, у какой птицы такой  хвостик?   - Это хвост ласточки, а это ласточка.
-Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка? - Эти птицы питаются насекомыми.
Гимнастика для мозга упр. «Слон»
Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.
- Дети,  когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и  другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоёмы?  Это лебедь.  А чем питается лебедь?   Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.
- А теперь назовите третий лишний.
Воробей, синица, журавль.
-Почему?- Воробей, синица - зимующие птицы, а журавль - перелётная птица.
- Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками. Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?
( дерево с гнёздом)- Птицы вьют гнёзда.
- А для чего птицы вьют и строят гнёзда?  Для того, чтобы выводить птенцов.
-.Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра «Где гнездо?»
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит  гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.
- Ребята, какие птицы прилетают к нам? -Перелётные птицы.
- Когда прилетают к нам перелётные птицы? - Они прилетают весной.
Итог.
 
 
Тема «Перелётные птицы»
Цели: уточнять и расширять знания детей  о птицах весной; развивать 
мыслительные операции; развивать слуховое и зрительное восприятие, 
память, внимание, воображение, сообразительность; развивать познавательную 
деятельность детей; активизировать и обогащать предметный, глагольный 
словарь по лексической теме; правильно употреблять существительные во 
множественном числе; активизировать речь детей; образовывать прилагательные
 от существительных; следить за правильным звукопроизношением. 
Покажи и назови:
ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка
Упражнение «Сосчитай»
Упражнение «Один - много»
ласточка – ласточки
скворец – скворцы
кукушка – кукушки
лебедь – лебеди
журавль - журавли
Игра «Кто улетел?»  
Назовите третий лишний.
Воробей, синица, журавль.
Аппликация «Лебеди на озере»
                                    Скворцы                                                                      Скворцы
  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Перелётные птицы»

Цели: уточнять и расширять знания детей  о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов); развивать мыслительные операции; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность; развивать познавательную деятельность детей; активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме; правильно употреблять существительные во множественном числе ; активизировать речь детей; образовывать прилагательные от существительных; следить за правильным звукопроизношением. 

Ход ОД

Организованный момент

- Ребята, я буду говорить один предмет, а вы много.

Ласточка - ласточки;

Грач - грачи;

Скворец – скворцы;

Журавль – журавли;

Лебедь – лебеди;

Кукушка – кукушки.

Основная часть

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? -Мы будем говорить о птицах.

(На доску выставляются картинки с изображением птиц: ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)

- Верно. А почему их называют птицами?  - У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.

-.Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы? -Это перелётные птицы.

- Почему их называют перелётными? -Эти птицы прилетают к нам из далёкого  края.

- А в какое время года прилетают к нам птицы? -Птицы прилетают весной.

- Почему весной? -Весной тает снег, водоёмы,  становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.

- Выберите картинку с той птицей, которая прилетает весной первой.(Ребёнок выбирает картинку)

- Назовите  эту птицу. - Это грач.

-  Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. Выберите картинку со скворцом.

(Ребёнок выбирает картинку)

-Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной?Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку».

- Это кукушка.

- Почему вы так решили? -Кукушка произносит «Ку-ку».

- Значит,  кукушка что делает? -Кукушка кукует.

- Найдите картинку с кукушкой.(Ребёнок выбирает картинку)

- Ребята, отгадайте ,у какой птицы такой  хвостик?(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)-Это хвост ласточки.

-Покажите  картинку с  ласточкой.(Ребёнок показывает картинку)

-Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка?-Эти птицы питаются насекомыми.

Гимнастика для мозга упр. «Слон»

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

- Дети,  когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и  другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоёмы?(Воспитатель показывает силуэт лебедя)-Это лебедь.

- Выберите  из оставшихся картинок лебедя.(Ребёнок выбирает картинку)

-А чем питается лебедь?- Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.

- А теперь назовите третий лишний.

Воробей, синица, журавль.

-Почему?-Воробей, синица - зимующие птицы, а журавль- перелётная птица.

- Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?

(Воспитатель показывает картинку-подсказку: дерево с гнёздом)-Птицы вьют гнёзда.

- А для чего птицы вьют и строят гнёзда?-Для того, чтобы выводить птенцов.

-.Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.

Игра «Где гнездо?»

ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.

ЛАСТОЧКА строит  гнездо под крышей дома.

ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.

ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.

У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.

- Ребята, какие птицы прилетают к нам? -Перелётные птицы.

- Когда прилетают к нам перелётные птицы?-Они прилетают весной.

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...