Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Александра Александровна
Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте ребенок учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Л.С.Выготский

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук отчизны, ее воздух… В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения…»

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.

Таким образом, в процессе овладения языком и речью формируется не только речевая способность ребенка, но и личность.

Игры по ознакомлению со словом

«Третий лишний»

Цель: учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

1. Молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок – это напитки, а хлеб – едят.

2. Машина, лошадь, трамвай – все слова означают средство передвижения, но машина и трамвай – механические, а лошадь – живое существо.

3. Шапка, платок, сапоги – все предметы – виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги – на ноги.

4. Роза, береза, елка – все предметы – растения, но береза и елка – деревья, а роза – цветок.

5. Дождь, снег, река – все предметы – явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.

6. Врач, турист, шофер – все три слова обозначают людей, но врач и шофер – виды профессий, а турист – отдыхающий.

В подготовительной группе «Четвёртый лишний» или «Пятый лишний»

1. Март, апрель, май, январь – лишнее слово «январь», все остальные месяцы года – весенние.

2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник – лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные – весенние.

3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок – лишнее слово «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные – диких.

4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела – лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают – насекомых.

5. Трактор, лопата, грабли, вилы – хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда – ручные.

«Назови одним словом»

Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

  1. Белый, пушистый, большой, неуклюжий – белый медведь;
  2. Белый, пушистый, маленький, длинноухий, косой – заяц;
  3. Вагоны, колёса, электровоз – электричка;
  4. Молодая, стройная, ветвистая, белоствольная – берёза.

«Звук заблудился»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.

Слова делятся на звуки, что с ними может произойти.

Неизвестно как случилось,

Только звуки заблудились,

Заскочили в чей-то дом

И хозяйничают в нем!

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)


Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (жук)


Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (булку)


Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)


Сели в ложку -и айда!
По реке туда-сюда! (лодку)


На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (кочкам)

Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)


Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)


Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)


Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)


Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)


Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес)

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько» (бананов)

Забодал меня котел

На него я очень зол (козел)

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки)

В каких словах заблудился звук? Какие звуки, какими нужно заменить?

«Один звук, марш!»

Цель: учить детей преобразовывать слова.

Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

1) шутка – утка
2)
овраг – враг
3) пар
к – пар 
4) стол
б – стол
5) с
лон – сон 
6) рыба
к – рыба 
7)
щель – ель 
8)
снаряд – наряд
9)
муха – уха 
10)
уточка – точка   
11) ще
пка – щека
12)
огород – город
13) кор
ка – кора
14) ук
сус – укус
15) ла
мпа – лапа
16) бор
т – бор
17)
бусы – усы
18) шар
ф – шар
19)
клещ – лещ
20)
мель – ель
21) пол
к – пол
22)
олень – лень
23) зуб
р – зуб
24)
коса – оса
25)
хлев – лев
26) го
рсть – гость
27)
скот – кот
28)
мрак – рак
29)
роса – оса
30)
гроза – роза
31)
бочки – очки
32) к
раска – каска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...