Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей дошкольного возраста
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Л.С.Выготский
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук отчизны, ее воздух… В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения…»
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.
Таким образом, в процессе овладения языком и речью формируется не только речевая способность ребенка, но и личность.
Игры по ознакомлению со словом
«Третий лишний»
Цель: учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
1. Молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок – это напитки, а хлеб – едят.
2. Машина, лошадь, трамвай – все слова означают средство передвижения, но машина и трамвай – механические, а лошадь – живое существо.
3. Шапка, платок, сапоги – все предметы – виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги – на ноги.
4. Роза, береза, елка – все предметы – растения, но береза и елка – деревья, а роза – цветок.
5. Дождь, снег, река – все предметы – явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.
6. Врач, турист, шофер – все три слова обозначают людей, но врач и шофер – виды профессий, а турист – отдыхающий.
В подготовительной группе «Четвёртый лишний» или «Пятый лишний»
1. Март, апрель, май, январь – лишнее слово «январь», все остальные месяцы года – весенние.
2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник – лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные – весенние.
3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок – лишнее слово «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные – диких.
4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела – лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают – насекомых.
5. Трактор, лопата, грабли, вилы – хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда – ручные.
«Назови одним словом»
Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.
- Белый, пушистый, большой, неуклюжий – белый медведь;
- Белый, пушистый, маленький, длинноухий, косой – заяц;
- Вагоны, колёса, электровоз – электричка;
- Молодая, стройная, ветвистая, белоствольная – берёза.
«Звук заблудился»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Слова делятся на звуки, что с ними может произойти.
Неизвестно как случилось,
Только звуки заблудились,
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем!
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (жук)
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (булку)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Сели в ложку -и айда!
По реке туда-сюда! (лодку)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (кочкам)
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько» (бананов)
Забодал меня котел
На него я очень зол (козел)
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки (венки)
В каких словах заблудился звук? Какие звуки, какими нужно заменить?
«Один звук, марш!»
Цель: учить детей преобразовывать слова.
Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.
1) шутка – утка
2) овраг – враг
3) парк – пар
4) столб – стол
5) слон – сон
6) рыбак – рыба
7) щель – ель
8) снаряд – наряд
9) муха – уха
10) уточка – точка
11) щепка – щека
12) огород – город
13) корка – кора
14) уксус – укус
15) лампа – лапа
16) борт – бор
17) бусы – усы
18) шарф – шар
19) клещ – лещ
20) мель – ель
21) полк – пол
22) олень – лень
23) зубр – зуб
24) коса – оса
25) хлев – лев
26) горсть – гость
27) скот – кот
28) мрак – рак
29) роса – оса
30) гроза – роза
31) бочки – очки
32) краска – каска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...