Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей дошкольного возраста
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Л.С.Выготский
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук отчизны, ее воздух… В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения…»
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.
Таким образом, в процессе овладения языком и речью формируется не только речевая способность ребенка, но и личность.
Игры по ознакомлению со словом
«Третий лишний»
Цель: учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
1. Молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок – это напитки, а хлеб – едят.
2. Машина, лошадь, трамвай – все слова означают средство передвижения, но машина и трамвай – механические, а лошадь – живое существо.
3. Шапка, платок, сапоги – все предметы – виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги – на ноги.
4. Роза, береза, елка – все предметы – растения, но береза и елка – деревья, а роза – цветок.
5. Дождь, снег, река – все предметы – явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.
6. Врач, турист, шофер – все три слова обозначают людей, но врач и шофер – виды профессий, а турист – отдыхающий.
В подготовительной группе «Четвёртый лишний» или «Пятый лишний»
1. Март, апрель, май, январь – лишнее слово «январь», все остальные месяцы года – весенние.
2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник – лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные – весенние.
3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок – лишнее слово «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные – диких.
4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела – лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают – насекомых.
5. Трактор, лопата, грабли, вилы – хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда – ручные.
«Назови одним словом»
Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.
- Белый, пушистый, большой, неуклюжий – белый медведь;
- Белый, пушистый, маленький, длинноухий, косой – заяц;
- Вагоны, колёса, электровоз – электричка;
- Молодая, стройная, ветвистая, белоствольная – берёза.
«Звук заблудился»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Слова делятся на звуки, что с ними может произойти.
Неизвестно как случилось,
Только звуки заблудились,
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем!
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (жук)
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (булку)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Сели в ложку -и айда!
По реке туда-сюда! (лодку)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (кочкам)
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько» (бананов)
Забодал меня котел
На него я очень зол (козел)
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки (венки)
В каких словах заблудился звук? Какие звуки, какими нужно заменить?
«Один звук, марш!»
Цель: учить детей преобразовывать слова.
Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.
1) шутка – утка
2) овраг – враг
3) парк – пар
4) столб – стол
5) слон – сон
6) рыбак – рыба
7) щель – ель
8) снаряд – наряд
9) муха – уха
10) уточка – точка
11) щепка – щека
12) огород – город
13) корка – кора
14) уксус – укус
15) лампа – лапа
16) борт – бор
17) бусы – усы
18) шарф – шар
19) клещ – лещ
20) мель – ель
21) полк – пол
22) олень – лень
23) зубр – зуб
24) коса – оса
25) хлев – лев
26) горсть – гость
27) скот – кот
28) мрак – рак
29) роса – оса
30) гроза – роза
31) бочки – очки
32) краска – каска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856200-1479976659.jpg)
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-682177-1508068313.jpg)
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968973-1509885059.jpg)
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/30/picture-1257619-1593507886.jpg)
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...