Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
консультация по развитию речи на тему

Консультация  по использованию пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад № 7 комбинированного  вида города Свободного

Консультации для воспитателей.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

Подготовила:

Беркалова Е.Ю.,

воспитатель МДОАУ д/с № 7

г. Свободного

г. Свободный,

2017

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие его дальнейшее развитие. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 

В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук , а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук 

- развивают подражательную способность; 

- учат напрягать и расслаблять мышцы; 

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические 

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические 

- учат сгибать и разгибать пальцы рук; 

- учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы. 

- Игровые задания должны постепенно усложняться. 

- Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть. 

- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует. 

- Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. 
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); 

- игры с пальчиками с речевым сопровождением; 

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; 

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; 

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; 

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; 

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; 
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки, использовать пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Консультация воспитателя Перелетовой Н.А. для родителей«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант...