Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет , направленная на развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 "Аист" города Смоленска
Принята Утверждаю: на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ “____”___________2017 г. «Детский сад № 30 «Аист»
Протокол № _________ Гапон О. А..__________________
“_____”________________2017 г.
ПРОГРАММА
кружка "Говорящие пальчики"
на 2017– 2018учебный год
Воспитатель:
Горовцова Елена Сергеевна
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.........................................................................3
Содержание программы........................................................................6
Программно-методическое обеспечение............................................15
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогают подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Деятельность кружка «Говорящие пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.
Особенность программы: игровая мотивация способствует стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
Цель: развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
5. Развивать диалогическую речь.
6. Развивать творческие способности детей
7. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Основные принципы построения программы:
- доступность;
- последовательность;
- комплексность;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода
Методы: словесные, наглядные, поисковые, практические.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
- нетрадиционные техники продуктивной деятельности;
- лепка;
Средства развития речевых способностей:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные ( пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) и др. ;
- бумага, карандаши, краски;
- настольный театр;
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными материалами;
Режим занятий:
Группа детей в количестве 10 человек. Длительность каждого занятия – 15минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю (среда)
Срок реализации:
С октября по май 2017-2018 учебного года.
Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Перспективное планирование кружковой работы
«ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»
на 2017 – 2018 учебный год
Октябрь
1 неделя
1.Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"
2.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2 неделя
1. Пальчиковая игра "Жили-были зайчики"
2. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Цель: развивать мелкую моторику.
3 неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Пирожки"
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2.Игра "Встреча с колобком"
Цель: учить обрывать бумагу разной жесткости, развивать эстетические чувства.
4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика "Ёжик и ежата"
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2.Игры со счётными палочками "Ёжик"
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
1 неделя
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2.Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"
3. «Прогулка»- рисуем следы пальчиками.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2 неделя
1. «Снегопад в лесу» ( используются трафареты зеленой елки из бархатной бумаги, вата) .
Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук.
2. Массаж «Бусами»
3.Пальчиковая игра "Апельсин"
Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом..
3. «Новогодняя елка»
Цель: учить детей лепить предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.
4 неделя
1. Пальчиковая игра " Где чей дом "
2. "Дорожка в зимний лес" (выкладывание дорожки из фасоли)
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Декабрь
1 неделя
1.Пальчиковая игра "Кто спит зимой"
2. «Чтоб Мишке было теплее»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»
2. Игра: «Лыжники»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2 неделя
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Пальчики играют»
Цель: развивать координацию общих движений.
2. «Забавный барашек»
Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.
4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика " Пляшет зайка на опушке "
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2.Игра "Маленькой ёлочке холодно зимой".
Цель: упражнять в рисовании оттисками печаток, пальчиками, развивать цветовосприятие.
Январь
2 неделя
1. «Подарок жеребёнку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
2. Пальчиковая гимнастика "Домашние животные".
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3 неделя
1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук; выполнять движения в соответствии с текстом.
4 неделя
. 1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.
Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Февраль
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Мой мизинчик"
Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
2. «Идет снег»
Цель: учить детей делать аппликацию манной крупой, развивать мелкую моторику пальцев.
2 неделя
1. Игровое упражнение "Отыщем клад" (Используется сухой бассейн из фасоли).
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
2.Пальчиковая гимнастика " Я на скрипочке играю".
3 неделя
1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
2. Игра «Лыжники»
Цель: развивать мелкую моторики пальцев.
4 неделя
1.Массаж бусами.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев.
2. «Бусы для мамы»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Март.
1 неделя
1. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»
Цель: развивать зрительное внимание.
2. «Ветка мимозы"
Цель: учить технике пальчикового рисования, закрепить знания о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).
2 неделя
1. Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развивать моторику пальцев.
2. Рисование «верёвочкой»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
3 неделя
1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;
2. Пальчиковая игра: «Моя семья»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
4 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Кораблик".
2.Массаж пальцев рук грецкими орехами.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
3."Плывёт, плывёт кораблик" (используется скорлупа грецких орехов).
Цель: развивать мелкую моторику рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
Апрель.
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветки "
2. «На окне расцвёл цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2 неделя
1. Массаж с прищепками.
Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Кто приехал»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. «Весёлый кактус».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.
4 неделя
1. Массаж пальчиков карандашами (перекатывание между ладонями)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
2.Графическое упражнение "Дорожки".
Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
Май
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Скворцы"
2.Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка).
Цель: развивать мелкую моторику.
2 неделя
1. Пальчиковая игра «Топ-топ»
Цель: развивать мелкую моторику рук
2. «Весёлые божьи коровки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Кто больше соберет шишек»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2.«Забавная гусеница».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
4 неделя
1. выставки детских работ в детском саду;
2. проведение открытого мероприятия для родителей
3. дни презентации детских работ родителям .
Программно - методическое обеспечение
1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь.!Младшая группа детского сада. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В.Г.Дмитриева. - М. :АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 96с.
4.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В.Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. - 151 с.
5. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
6. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В.И.Мирясова.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2003.-46с.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
8. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006.- 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

рабочая программ для средней группы по реализации парциальной программы И.А. Лыковой «Умные пальчики»
рабочая программа для воспитателей средней группы...

Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...