Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет , направленная на развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_kruzhka.docx42.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 "Аист" города Смоленска

Принята                                                                                                            Утверждаю:                                                                            на Педагогическом совете                                                                               Заведующий МБДОУ “____”___________2017 г.                                                                            «Детский сад № 30 «Аист»

Протокол № _________                                                                                   Гапон О. А..__________________                                                    

                                                                                                                            “_____”________________2017 г.                            

                 ПРОГРАММА

кружка "Говорящие пальчики"

на 2017– 2018учебный год

Воспитатель:

Горовцова Елена Сергеевна

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.........................................................................3

Содержание программы........................................................................6

Программно-методическое обеспечение............................................15

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогают подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.

Деятельность кружка «Говорящие пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.

 Особенность программы: игровая мотивация способствует стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.                                                                                           

Цель: развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Обогащать и активизировать словарь детей.

4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

5. Развивать диалогическую речь.

6. Развивать творческие способности детей

7. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи  и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.                                    

Основные принципы построения программы:

  • доступность;
  • последовательность;
  • комплексность;
  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода

Методы:                                                                                                   словесные, наглядные, поисковые, практические.                

Формы работы:                                                                                                                            

  • пальчиковые игры; 
  • игры с предметами и материалами;
  • массаж рук;
  • нетрадиционные техники продуктивной деятельности;
  • лепка;

Средства развития речевых способностей:

  • резиновые игрушки;
  • бусы, шнуровки;
  • различные материалы: пластичные ( пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) и др. ;
  • бумага, карандаши,  краски;  
  • настольный театр;                                                                                            

Ожидаемые результаты:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами трудовой деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными материалами;

 Режим занятий:

 Группа детей в количестве 10 человек. Длительность каждого занятия – 15минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю (среда)

Срок реализации:

С октября по май 2017-2018 учебного года.

Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.




Перспективное планирование кружковой работы

«ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»

на 2017 – 2018 учебный год

Октябрь

1 неделя

1.Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"

2.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2 неделя

1. Пальчиковая игра "Жили-были зайчики"

2. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Цель: развивать мелкую моторику.

3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Пирожки"

Цель:  Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2.Игра "Встреча с колобком"

 Цель: учить обрывать бумагу разной жесткости, развивать эстетические чувства.

4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика "Ёжик и ежата"

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2.Игры со счётными палочками "Ёжик"

 Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь

1 неделя

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

2.Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"

3. «Прогулка»- рисуем следы пальчиками.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

2 неделя

1. «Снегопад в лесу» ( используются трафареты зеленой елки из бархатной бумаги, вата) .

Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук.

2. Массаж «Бусами»

3.Пальчиковая игра "Апельсин"

Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

3 неделя

1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом..

3. «Новогодняя елка»

Цель: учить детей лепить предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

4 неделя

1. Пальчиковая игра " Где чей дом "

2. "Дорожка в зимний лес" (выкладывание дорожки из фасоли)

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Декабрь

1 неделя

 1.Пальчиковая игра "Кто спит зимой"

2. «Чтоб Мишке было теплее»

Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

2. Игра: «Лыжники»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2 неделя

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

3 неделя

1. Пальчиковая игра «Пальчики играют»

Цель: развивать координацию общих движений.

2. «Забавный барашек»

Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук,  мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика " Пляшет зайка на опушке " 

Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2.Игра "Маленькой ёлочке холодно зимой".

Цель: упражнять в рисовании оттисками печаток, пальчиками, развивать цветовосприятие.

Январь

2 неделя

1. «Подарок жеребёнку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

2. Пальчиковая гимнастика "Домашние животные".

 Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 неделя

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук; выполнять движения в соответствии с текстом.

4 неделя

. 1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Февраль

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика "Мой мизинчик"

Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.

2. «Идет снег»

Цель: учить детей делать аппликацию манной крупой, развивать мелкую моторику пальцев.

2 неделя

1. Игровое упражнение "Отыщем клад" (Используется сухой бассейн из фасоли).

 Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук.

2.Пальчиковая гимнастика " Я на скрипочке играю".

3 неделя

1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

2. Игра «Лыжники»

Цель: развивать мелкую моторики пальцев.

4 неделя

1.Массаж  бусами.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев.

2. «Бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Март.

1 неделя

1. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

Цель: развивать зрительное внимание.

2. «Ветка мимозы"

Цель: учить технике пальчикового рисования, закрепить знания о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

2 неделя

1. Пальчиковая игра «Помощники»

Цель: развивать моторику пальцев.

2. Рисование «верёвочкой»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

3 неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика "Кораблик".

2.Массаж пальцев рук грецкими орехами.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

3."Плывёт, плывёт кораблик" (используется скорлупа грецких орехов).

Цель: развивать мелкую моторику рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

Апрель.

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветки "

2. «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2 неделя

1. Массаж с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3 неделя

1. Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

 2. «Весёлый кактус».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

4 неделя

1. Массаж пальчиков карандашами (перекатывание между ладонями)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Графическое упражнение "Дорожки".

Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.

Май

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика "Скворцы"

2.Пальчиковая игра "Весёлый червячок"  (шнуровка).

Цель: развивать мелкую моторику.

2 неделя

1. Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

2. «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

3 неделя

1. Пальчиковая игра «Кто больше соберет шишек»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.

4 неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям . 

Программно - методическое обеспечение

1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь.!Младшая группа детского сада. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В.Г.Дмитриева. - М. :АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 96с.

4.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В.Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. - 151 с.

5. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.

6. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В.И.Мирясова.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2003.-46с.

7.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

8. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006.- 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...