Конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Волшебница - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чайникова Татьяна Германовна

Тема: Волшебница - зима.

Программные задачи: 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

      2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

      3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

      4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

      5. Развивать внимание, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnitsa-zima._starshaya_gr.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности

 по познавательно-речевому развитию детей

КОНСПЕКТ

 НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по __развитию___речи________________________

(указать ведущую образовательную область)

для детей __старшей__группы_________________________

(указать возрастную группу)

указать тему ___Волшебница-зима.______________

Ф.И.О. педагога:

Чайникова Т. Г.

Возрастная группа: старшая. 

Тема: Волшебница - зима.

Программные задачи: 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

      2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

      3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

      4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

      5. Развивать внимание, мышление.

Способы организации детей: полукругом , сидя на стульчиках.

Оборудование: Иллюстрации с зимними пейзажами, сундучок, раскраски. В центре естествознания: карточки для выбора условных обозначений, лист белого цвета (формат А-4), цветные карандаши. В литературном центре: картинки с изображением времени года - зима, стихи о зиме, альбом, клей, ножницы, салфетки. В центре изобразительного искусства: листы бумаги голубого и синего цветов, белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Словарная работа: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

     Предварительная работа: Наблюдения во время прогулок, чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Ход образовательной деятельности:

 Вводно-организационный этап: перед детьми в Педагог появляется костюме зимы. Просит  сесть на свои коврики в стульчики  и поприветствовать друг друга.

Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.

Поприветствуем наших гостей.

Затем предлагает отгадать кто она. Выслушивает ответы детей. Сообщает, что сегодня она в наряде волшебницы - зимы. Предлагает послушать стихотворение А.С. Пушкина

          Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.    

Актуализация знаний,  восприятие и усвоение нового материала

(Указываем деятельность педагога и детей) Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.

      - Кто скажет, сколько месяцев длится зима?   (Три.)

      - Назовите эти месяцы.   (Декабрь, январь, февраль.)

      - А какой сейчас месяц?   (Декабрь.)

 

      Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?    (Белый, холодный, пушистый, липкий, скрипучий, искрящийся, блестящий и др.)

     Дидактическая игра "Добавь слово"

      Воспитатель: - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

 

      Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой?     (Снегопад, метель, вьюгу.)

      - Тропинки запорошило - это как  вы понимаете?  (Занесло снегом.)

      "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

      - Какие слова можно сказать про зиму, какая она?  (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

        

Динамическая   пауза   Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

      Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)

      - А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу?  (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)

      - Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой.   (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.)

      Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой?  (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)

      Упражнение "Закончи предложение"

      - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

      Мы решили слепить...  (снеговика).

      Мы приделали нос-морковку нашему...  (снеговику).

      Мы показали соседям нашего...  (снеговика).

      Мы играли с нашим...  (снеговиком).

      Мы рассказали бабушке о...  (снеговике).

Динамическая   пауза:   Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,        (Идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок.                  катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком,         ("Рисуют" руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.                      ("Рисуют" снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла!                        (Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.             (Показывают глаза, прикрывают

                                                     голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)

Но солнце припечет слегка -                (Медленно приседают.)

Увы! - и нет снеговика.                       (Разводят руками, пожимают плечами.)

 Работа в центрах активности:

Воспитатель:

 - Зима предлагает вам выполнить задания в центрах. Открыто 3 центра. Центр естествознания. В нем мы разработаем условные обозначения для зимнего календаря природы. (Сама руковожу выполнением задания). Литературный центр. В этом центре вы будете изготавливать альбом о зиме. (Руководит выполнением задания второй педагог). И центр изобразительного искусства. В нем вы нарисуете снежинки. (Руководит выполнением задания младший воспитатель). В каждом центре будут работать по 5 детей.

Дети выбирают центры, расставляя свои значки в кармашках на доске выбора. Затем  предлагаю занять места в центрах и приступить к выполнению заданий.

Рефлексия: После завершения работы в центрах . Детям предлагается вернуться на стульчики с работами. Подводится итог: - О каком времени года мы сегодня беседовали?

Проверяются результаты работы в центрах.

Сюрпризный момент: детям раздаются раскраски о зиме из волшебного сундучка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»Образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопр...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой».

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой» направлен на углубления и закрепления знаний о диких животных зимой....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи : «Игры зимой»

Звуковая культура речи . Звуки (з), (ж).Цели: образовательная- учить самостоятельно намечать содержание.Воспитательная:  воспитывать самостоятельнсть ,активность.Развивающая: развивать устную реч...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

Тема: «Зима»Задачи:Образовательные:-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;Развивающие:-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существит...