Родительское собрание по речевому развитию
консультация (младшая группа) на тему
речевое развитие у младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №3
Родительское собрание на тему:
«Развитие речи в семье и детском саду».
От 20.02.2018 г.
Председатель: Цапкина Н.А.
Секретарь: Проценко Е.А.
Присутствовали: 19 чел.
Отсутствовали: 5 чел.
Повестка дня:
- Сообщение: «Речевое развитие младших дошкольников»
Воспитатель: Цапкина Н.А.
- Сообщение: «Игры и упражнения по речевому развитию» Практические задания для родителей.
Воспитатель: Проценко Е.А
- Разное.
По первому вопросу выступила, воспитатель Цапкина Н.А., она познакомила родителей с направлениями развития связной речи, о значимости овладения родным языком для полноценного формирования личности ребёнка, познакомила с задачами речевого развития в дошкольном возрасте, а так же с работой по речевому развитию в различных видах деятельности. Подготовила рекомендации для родителей на тему: « Секреты успешного речевого развития детей».
По второму вопросу выступила, воспитатель Проценко Е.А., она провела с родителями практическую часть, провела игру-путешествие по стране «Речевое развитие», она способствовала овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста. Познакомила родителей о роли: чтении сказок, загадок, пальчиковых играх, массажа, речевых играх, чтении чистоговорок для полноценного речевого развития ребёнка. Подготовила памятки для родителей на тему: «Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения.
Итог родительского собрания:
- родители задают вопросы на уточнение;
Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию.
Решение:
Путём голосования было принято решение продолжать совместную работу по этой образовательной области, осуществлять её в виде: индивидуальных консультациях, оформлении уголка «Книга – лучший друг малыша» (ответственные воспитатели группы), оформление выставки подделок «Любимые герои» (Ответственные родители и воспитатели группы), составление картотеки «Игры для малышей по речевому развитию» (Ответственные воспитатели группы).
Голосовали: За -15 чел.
Против – 0 чел.
Воздержались - 4 чел.
Председатель: __________Цапкина Н.А.
Секретарь:__________ Проценко Е.А.
_
ПРИЛОЖЕНЕИЕ
1. Сообщение: «Речевое развитие младших дошкольников»
Воспитатель: Цапкина Н.А.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по речевому развитию ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по речевому развитию, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Отправляясь на прогулку, мы можем:
Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.
Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает:
- Загадать загадку и найти отгадку.
- Поискать приметы времени года.
- Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.
- Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.
Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.
Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
2. Сообщение: «Игры и упражнения по речевому развитию » Практические задания для родителей.
Воспитатель: Проценко Е.А
Игра-путешествие по стране «Речевое развитие»
1.Станция «Творческая».
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),
- луна (яркая, растущая и т.д.).
Станция «Сказочная».
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. (Памятки – см. приложение). А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она зам ной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.
«Сказочная-2»
Придумайте продолжение сказок:
«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
4.Станция «ловкие пальчики»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1 этап: Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).
«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».
5.Станция «Игровая».
Игры для формирования звукопроизношения.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки
Памятка для родителей
«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения»
• Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
• Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.
• Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.
ПОМНИТЕ!
Таланты воспитываются книгами и поощрением.
Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.
« Секреты успешного речевого развития детей»
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития детей с ОНР в старшей логопедической группе".
Презентация знакомит родителей с понятием ОНР у детей . Представлены рекомендации по развитию лексико - грамматическог...
Родительское собрание "Особенности речевого развития у детей старшего возраста"
Презентация на родительское собрание тема "Особенности речевого развития у детей старшего возраста". Рассказать о направлениях по которым ведется работа в группе по развитию речи....
Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"
Родительское собрание на тему : «Речевое развитие ребёнка»...
Родительское собрание "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Знакомство родителей с нормами речевого развития....
Родительское собрание "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"
Конспект родительского собрания для подготовительной группы.На тему "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"...
Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...
Мультимедийная презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"
Одной из задач учителя-логопеда ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников является повышение их педагогической грамотности в вопросах речевого развития детей. Презентац...