Разработка конспекта НОД по речевому развитию в подготовительной группе по стандартам ФГОС «Зима. Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стаброва Ева Сергеевна

Разработка конспекта НОД по речевому развитию в подготовительной группе по стандартам ФГОС «Зима. Зимующие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта НОД по речевому развитию в подготовительной группе по стандартам ФГОС «Зима. Зимующие птицы»

Стаброва Ева Сергеевна,

 воспитатель первой квалификационной категории

Комплексная программа: «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Ведущая образовательная область: познавательная.

Конспект занятия по развитию речи

Цель занятия: развивать ассоциативное мышление детей, побуждать их высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать своих собеседников.

Образовательные задачи по основной образовательной области: продолжать учить подбирать однокоренные слова; развивать мышление, связную речь; расширять и обогащать активный словарь детей.

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям: обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимующих птицах; воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам; развивать умение конструировать изделие из бумаги; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу о зиме и зимующих птицах, составлять предложения и подбирать однокоренные слова, высказывать свою точку зрения; умеет работать в малых группах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры; интересуется конструктивной детской деятельностью при конструировании птиц из бумаги.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц; атрибут «Волшебная палочка», мяч, конверт; карточки со словами; четыре кормушки из бумаги; цветная бумага, ножницы; кормушка для птиц, сделанная родителями.


Перечень методической литературы:

  1. В.М. Букатов «Игры для детского сада. Развитие талантов ребѐнка через игру»;
  2. С.В. Соколова «Оригами для детей».

Перечень художественной литературы:

  1. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»;
  2. Е. Носов «Тридцать зѐрен»;
  3. В. Бианки «Синичкин календарь» (зимние месяцы).

Ход НОД:

  1. часть: «Мотивационно-побудительная»

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима.

До бровей накрыла шапками Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила, Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело И белым-бело!

(С. Маршак)

  1. часть: «Основная»

  • Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
  • Какое сейчас время года? Кто может назвать какое сегодня число и день недели?
  • Как вы заметили наступление зимы?

 Игра «Волшебная палочка»

Ребята, скажите, что вы представляете, услышав слово «зима»? Вам нужно назвать слова, которые относятся к зиме (например: снег, лѐд, лес, горка, санки, холод, вьюга, метель, печь, горячий чай, сказка, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, Новый год, праздник и т.д.).

  1. Деление на малые группы: по названиям зимних месяцев (у каждого месяца свой цвет, составить название зимних месяцев из букв). Составить слово, прочитать что получилось. Назовите 1-ый, 2-ой и 3-ий месяц зимы.
  2. Зимой всѐ покрыто белым пушистым… (снегом), давайте поиграем с этим словом.

 Игра «Доскажи словечко» (дети добавляют слова, связанные со словом

«снег»):


Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба всѐ скользят пушинки – Серебристые… (снежинки).

На посѐлок, на лужок

Всѐ снижается… (снежок). Вот веселье для ребят –

Всѐ сильнее… (снегопад). Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки). Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик). Рядом снежная фигурка – Это девочка… (снегурка). На снегу-то, посмотри? –

С красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (снег).

  • Какие слова вы добавляли?
  • На какое слово они все похожи?

Выбрать посыльного от группы: выбирают слова (зима, мороз, лѐд).

Дети должны подобрать однокоренные слова к словам: зима, мороз, лѐд (например: зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и т.д.;  мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженное, морозильник, заморозки и т.д.; лѐд – льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололѐд и т.д.).

«Подарить» своѐ слово другой группе. Дети составляют предложения с этими словами. Из чего состоит предложение?

Каждая группа называет свои предложения.

  1. А сейчас, чтобы нам совсем не замерзнуть от зимних слов, давайте поиграем и погреемся.

 Физминутка (в кругу): «Мы сейчас пойдѐм направо…»

  1. Сюрпризный момент: письмо (в письме иллюстрация с зимующей птицей - синица, разрезные буквы).

Вам нужно узнать, что здесь находится, задавая мне разные вопросы (например: живое, неживое, прыгает, летает и т.п.). Я отвечаю «да» или

«нет».

Если дети не отгадают, то загадать загадку.

  • К каким птицам относится?
  • А почему они так называются?
  • Назовите, каких ещѐ зимующих птиц вы знаете?
  • Чем птицы отличаются от животных?


 Игра в кругу: «Летает – не летает».

  • Ребята, подумайте и скажите, что для зимующих птиц страшнее всего зимой?
  • Чем мы можем помочь птицам?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую кормушку сделали нам родители.

Для чего она нужна?

  1. Конструирование из бумаги (оригами) «Птицы на кормушке».

  1. часть: «Рефлексивная»

Рассмотреть работы.

  • О каких птицах мы беседовали?
  • В какие игры играли?
  • Что конструировали из бумаги?
  • Что понравилось?

Достать из письма разрезные буквы, составить слово и прочитать «Молодцы!».


Приложение

  1.  Физминутка: «Мы сейчас пойдѐм направо…»

Мы сейчас пойдѐм направо, А потом пойдѐм налево,

В центре круга соберѐмся И на место все вернѐмся. Мы тихонечко присядем, Ручками себя погладим,


Мы поднимемся тихонько И попрыгаем легонько:

Пусть попляшут наши ножки И похлопают ладошки.

Повернѐмся мы направо – Не начать ли всѐ сначала?

(Дети выполняют движения, соответствующие тексту).

  1.  Игра: «Летает – не летает».

Договариваются, что будут делать. Например: летает – стоят, не летает – приседают.

(слова для игры: самолѐт, собака, воробей, камень, дом, стрекоза и т.п.).

  1.  Загадка:

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка)

  1. Схемы складывания


«Кормушка»


«Птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимушка-зима"

Цель: развитие связной речи детей.Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, совершенствовать  умение составлять рассказ по мнемотаблицам; расширять словарный запас;воспитывать любовь к...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»...

Разработка конспекта НОД по речевому развитию в средней группе по стандартам ФГОС

Разработка конспекта НОД по речевому развитию в средней группе по стандартам ФГОС...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речиЦель занятия: развивать ассоциативное мышление детей, побуждать их высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать своих собеседников.Образовательные задачи...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не сче...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе  "Зимующие птицы"...