«Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»
материал по развитию речи на тему

Халтурина Екатерина Валерьевна

«Оснащение  центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_usloviy_po_zkr.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                         

«Оснащение  центра развития

звуковой культуры речи

в разных возрастных группах»


Дошкольный возраст – важный этап в овладении звуками.

        Воспитание у детей правильного произношения всех звуков русского языка является основной задачей педагогов ДОУ. К концу пребывания в дошкольном учреждении  ребенок должен научиться произносить все звуки  в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать  свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений  артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи.

        У младших дошкольников необходимо в первую очередь формировать правильное  словопроизношение (умение верно сохранять структуру слова, произносить слова  без смягчения согласных), развивать слуховое внимание, речевой слух.

        Приемы, направленные на уточнение и закрепление правильного произношения у детей:

        - отчетливое называние игрушек, животных, предметов, изображенных на рисунках;

        - повторение чистоговорок;

- заучивание загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Игры на развитие плавности и продолжительности выдоха:

        - дутьё через соломинку в стакан с водой,

- надувание воздушных шаров,

- пускание мыльных пузырей,

        - игра на музыкальных духовых инструментах.

Для развития силы голосового аппарата:

        - чтение чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо – громко);

        - произношение строчек из народных потешек с различной скоростью.

        У детей старшего дошкольного возраста следует совершенствовать произношение отдельных  звуков, слов, фраз в процессе специальных упражнений, с использованием чистоговорок, при помощи которых дети учатся быстро переключать свой артикуляционный аппарат с одного положения на другое, отчетливо произносить звуки и слова, находящиеся в трудных для произношения сочетаниях.

        Игры и упражнения для детей 5 – 7 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.

Игры и игровые упражнения:

1. На развитие воздушной струи:

  • «Буря в стакане» (дуть через соломинку в стакан с водой),
  • «Надуй  игрушки» (воздушные  шарики,  мелкие  надувные игрушки),
  • «Мыльные пузыри»,
  • «Приятный запах» (аромат цветов, запах фруктов – вдох через нос, выдох через рот).

2. На развитие силы голоса и тембра:

  • «Эхо» (дети встают в два ряда напротив друг друга. Один ряд то тихо, то громко произносит звуки, другой ряд – повторяет)
  • «Гудок» (Дети встают в круг. По сигналу поднимают руки через стороны вверх, произнося звук «У-у-у» с увеличением силы голоса.)

3. На развитие мелкой моторики:

  • Лепка,  шнуровка,  пальчиковая  гимнастика,  перебирание мелких предметов.

4. На развитие слухового внимания (способность слушать, слышать, различать шумы, звуки и их направления):

  • «Кто больше услышит» (слушают тишину, называют звуки и шумы),
  • «На приеме у врача»,
  • «Жмурки»,
  • «Испорченный телефон»

5. На развитие фонематического слуха (способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи):

  • «Собери цветок», «Кто в домике живет», «Подбери игрушки» (подбор слов с определенным звуком),
  • «Найди место звука в слове» (местоположение звука в слове),
  • «Цепочки слов».

6. На развитие артикуляционного аппарата:

  • Артикуляционная гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи в разных возрастных группах.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс......

Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

Специальные занятия по воспитанию зыуковой культурф речи планируются так, что бы дать детям разнообразные упражнения как для развития речевого аппарата так и для развития речевого слуха....

Консультация для педагогов на тему: «Речевое развитие детей в режиме дня. Звуковая культура речи в разных возрастных группах».

Актуальность проблемы речевого развития детей определяет цель нашей работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального речевого развития каждог...

Карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"

Технологические карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"  могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...

Организация огорода на участке ДОУ. Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода.

Организация огорода на участке ДОУ.Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода. Введение.Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практ...

ДОКЛАД «Поэтапное развитие звуковой культуры речи по возрастным группам»

Культура речи – это, умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми с...