«Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»
материал по развитию речи на тему
«Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_po_zkr.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оснащение центра развития
звуковой культуры речи
в разных возрастных группах»
Дошкольный возраст – важный этап в овладении звуками.
Воспитание у детей правильного произношения всех звуков русского языка является основной задачей педагогов ДОУ. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи.
У младших дошкольников необходимо в первую очередь формировать правильное словопроизношение (умение верно сохранять структуру слова, произносить слова без смягчения согласных), развивать слуховое внимание, речевой слух.
Приемы, направленные на уточнение и закрепление правильного произношения у детей:
- отчетливое называние игрушек, животных, предметов, изображенных на рисунках;
- повторение чистоговорок;
- заучивание загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Игры на развитие плавности и продолжительности выдоха:
- дутьё через соломинку в стакан с водой,
- надувание воздушных шаров,
- пускание мыльных пузырей,
- игра на музыкальных духовых инструментах.
Для развития силы голосового аппарата:
- чтение чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо – громко);
- произношение строчек из народных потешек с различной скоростью.
У детей старшего дошкольного возраста следует совершенствовать произношение отдельных звуков, слов, фраз в процессе специальных упражнений, с использованием чистоговорок, при помощи которых дети учатся быстро переключать свой артикуляционный аппарат с одного положения на другое, отчетливо произносить звуки и слова, находящиеся в трудных для произношения сочетаниях.
Игры и упражнения для детей 5 – 7 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.
Игры и игровые упражнения:
1. На развитие воздушной струи:
- «Буря в стакане» (дуть через соломинку в стакан с водой),
- «Надуй игрушки» (воздушные шарики, мелкие надувные игрушки),
- «Мыльные пузыри»,
- «Приятный запах» (аромат цветов, запах фруктов – вдох через нос, выдох через рот).
2. На развитие силы голоса и тембра:
- «Эхо» (дети встают в два ряда напротив друг друга. Один ряд то тихо, то громко произносит звуки, другой ряд – повторяет)
- «Гудок» (Дети встают в круг. По сигналу поднимают руки через стороны вверх, произнося звук «У-у-у» с увеличением силы голоса.)
3. На развитие мелкой моторики:
- Лепка, шнуровка, пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов.
4. На развитие слухового внимания (способность слушать, слышать, различать шумы, звуки и их направления):
- «Кто больше услышит» (слушают тишину, называют звуки и шумы),
- «На приеме у врача»,
- «Жмурки»,
- «Испорченный телефон»
5. На развитие фонематического слуха (способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи):
- «Собери цветок», «Кто в домике живет», «Подбери игрушки» (подбор слов с определенным звуком),
- «Найди место звука в слове» (местоположение звука в слове),
- «Цепочки слов».
6. На развитие артикуляционного аппарата:
- Артикуляционная гимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковая культура речи в разных возрастных группах.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс......
Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
Специальные занятия по воспитанию зыуковой культурф речи планируются так, что бы дать детям разнообразные упражнения как для развития речевого аппарата так и для развития речевого слуха....
Консультация для педагогов на тему: «Речевое развитие детей в режиме дня. Звуковая культура речи в разных возрастных группах».
Актуальность проблемы речевого развития детей определяет цель нашей работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального речевого развития каждог...
Карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"
Технологические карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ" могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра...
Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...
Организация огорода на участке ДОУ. Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода.
Организация огорода на участке ДОУ.Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода. Введение.Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практ...
ДОКЛАД «Поэтапное развитие звуковой культуры речи по возрастным группам»
Культура речи – это, умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми с...