Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры.
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект: (сентябрь-май) 2013-2014 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект: (сентябрь-май) 2013-2014 г.) | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: (сентябрь-май) 2013-2014 г.)
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры.
Подкорытова В.Н. воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Солнышко», старшая/подготовительная группа.
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для творческого развития детей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом творчества и фантазии.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение творческому развитию во всестороннем развитии личности ребенка. К сожалению, на занятиях, в свободной деятельности ребенок не всегда создает действие, образ, а копирует педагога, так как мы излишне опекаем детей, сознательно ограничивая его действия и фантазию. Нельзя забывать нам, взрослым, какое влияние оказывают нам взрослым на развитие ребенка. Сформировать у дошкольников взаимосвязь понятий «труд», «результативность» и «чувства» и, самое главное, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать свое собственное поведение поможет игровая деятельность, которая определена целью социально-бытовых задач.
Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает окружающее, а любознательность становится качеством личности ребенка. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Поэтому, решая задачи развитие творческих способностей детей, в своей работе большое внимание уделяю специально организованной театрализованной деятельности.
Постановка проблемы:
В последнее время (проработав воспитателем более 30 лет), мне всё чаще приходится наблюдать различную степень нарушения в развитии дошкольников, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-личностном развитии ребёнка-дошкольника. Компьютер и телевизор прочно смогли заменить живое общение родителей с ребёнком. Свою негативную роль сыграли также социальные факторы, экология, что заметно повлияло на особенности творческого и личностного развития дошкольников. Общеизвестно, что в дошкольном детстве закладываются предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности и дошкольное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Поэтому проблема творческого развития ребёнка - одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста, от уровня овладения творческими способностями детей зависит умение общаться с людьми, успешность дальнейшего обучения детей в школе, а также общее интеллектуальное развитие дошкольника. В современном обществе я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости - это театрализованная игра. Я предположила, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования личностного развития ребёнка. Театрализованные игры можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-творческой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования творческих способностей детей.
Цель проекта: формирование творческой индивидуальности ребенка средствами театрализованной игры.
Задачи:
- формирование представлений о театральном искусстве;
развитие:
- режиссёрских умений в процессе работы над текстом литературных произведений;
- актёрских умений в процессе освоения вербальных и невербальных средств выразительности, овладение первоначальными навыками образной импровизации;
- оформительских умений в процессе создания атрибутов, декораций, игрушек-самоделок.
Объект: развитие творческих способностей дошкольников группы «Непоседы»
Предмет: психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная работа воспитателя с детьми с помощью театрализованных игр, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития творчества детей.
Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творческих способностей.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творчества детей;
- разработка картотеки по различным театрализованным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
- в обогащении предметно-развивающей среды по развитию творческих способностей детей;
- в обогащении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
- развитие творчества дошкольников;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию творческих способностей детей.
Механизм оценки результатов:
Анализ и оценка детской деятельности.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1-й этап – подготовительный (сентябрь 2013 года)
- проведение педагогической диагностики;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей;
- создание развивающей среды для творчества детей.
2-й этап – основной (октябрь 2013 апрель 2014 года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5-7 лет по развитию творческих способностей детей.
Обогащение предметно-развивающей среды:
Успешная реализация данного проекта предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.
Работа с детьми:
Технологии и методы обучения
Здоровье сберегающая технология.
- воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса (серия занятий по теме "здоровья" по социальному миру);
- физическое развитие и оздоровление детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, часы двигательной активности, физкультурные праздники, закаливание, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация);
- профилактическая - луково-чесночная, ионизация воздуха. Адаптивная физкультура - коррекция осанки, стопы;
- обеспечение психологического благополучия (цикл занятий по ситуации общения, игротерапия, сказкотерапия, психогимнастика, гибкий режим в течение всего дня);
Дифференцированный подход
- оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала;
- дифференцированный подбор материала, который позволяет учитывать индивидуальные возможности детей;
Индивидуально-дифференцированный подход позволяет учитывать познавательные интересы и особенности мальчиков и девочек.
Методы:
- Словесные методы связаны с художественным словом.
- Практические методы обучения: дидактические игры (с наглядным материалом), словесные и подвижные игры, режиссёрские игры (со строительным и дидактическим материалом), рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказки с объяснением личностного смысла изображения событий, пантамимические этюды и упражнения, инсценировки, драматизация.
Работа с родителями:
- родительские собрания, консультации, "круглые столы" на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечений, анкетирование.
Работа с педагогами:
Консультации, семинар-практикум, мастер-класс, совместное участие в спектаклях и развлечениях.
3-й этап – заключительный (май 2014 года).
Рефлексия деятельности реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
- презентация проекта Итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами);
- анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта:
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию индивидуальных творческих способностей детей в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии творчества детей средствами театрализованной игры будет применяться педагогами в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.
Литература:
1.Программа «Маленький актер»: для 5-7 лет, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 год;
2. Антипина Е.А. Методическое пособие «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии, 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера 2009 год.
3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
4. Журнал Воспитатель ДОУ – Изд. ТЦ Сфера, №3/2016, с.64-76; №6/2010, с.88-89.
5. Дошкольное воспитание №6/1997 с.64-66
6. М.Д.Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду",
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...
Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".
В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....
Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...
Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка...
Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"
Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...