Педагогическая находка Гриценко Т.Н. на конкурс "Творчество и мастерство"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гриценко Татьяна Николаевна

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_tvorchestvo_i_masterstvo_2018.docx302.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка

«Синквейн – технология речевого развития»

Развитие речи – одна из главных задач дошкольного образования. Однако, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений, речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция, ФНР.

И как следствие, детям сложно выполнять задания, которые являются показателем развитых речевых умений:

  • пересказывать литературные произведения
  • составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
  • создавать разные виды творческих рассказов,
  • составление рассказов, направленных на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
  • а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все это заставляет искать педагогов новые формы, методы и приемы работы с детьми, позволяющие активизировать мыслительные процессы у детей и создавать условия для успешного развития речевых и познавательных навыков. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость применения инновационных педагогических технологий.

Одной из таких технологий, которые я стала применять в своей практической деятельности, является технология «синквейн», т.е. создание нерифмованного стихотворения.

Инновационность данной технологии состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. выделять главное, исключать лишнее, обобщать, классифицировать.На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Чем же привлекла технология «синквейн» меня?

Во-первых, на занятиях синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра, т.е является игровым приемом. Во-вторых, носит характер комплексного воздействия, т.е. развивает не только речь, но и память, внимание, мышление. И, наконец, синквейн позволяет получить быстрый результат и, что самое главное, синквейн создает ситуацию успеха, потому что получается у всехи каждый ребенок может почувствовать себя гением-творцом

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Речевое развитие».

Автор: Гриценко Татьяна Николаевна, воспитатель1 кв.к., МБДОУ «Теремок» г. Тулуна

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по картине И. Грабаря «Зимний пейзаж»

Форма организации: групповая

Форма проведения: традиционное с использованием технологии синквейн

Тип занятия: игровая ситуация

Вид занятия: обучающее

Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными, совершенствовать навыки составления синквейна; развивать связную речь; память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к творчеству русских художников и умение видеть красоту зимней природы.

Активизация словаря: синквейн, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, идет, падает, кружится, ложится, летает

Оборудование к занятию: репродукция картины «Зимний пейзаж», ММУ, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима», снежинки, сундуки, угощение, схема синквейна

Предварительная работа: беседы о зимних явлениях природы, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», разучивание стихотворения о зиме, составление синквейнов о зимних явлениях природы.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта

О.О. «Познание» -  отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа

О.О. «Физическое развитие» -  танец со снежинками

О.О. «Художественно-эстетическое развитие» -  импровизация танца под музыку

Технологическая карта хода занятия.

Методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Iэтап  - Подготовительный, 5 мин.

Организационный момент: сундук.

Находит с детьми сундук, читает письмо из сундука (приложение1), предлагает помочь Деду Морозу, наполнив сундук снежинками

Находят волшебный сундучок в группе, интересуются, что в этом сундуке

II этап - Основной этап 20 мин.

Мотивация к деятельности: схема (приложение 2)

Наглядный метод

Показывает детям схему синквейна,  загадывает загадки в технологии синквейн (снег, лед, ветер, сосулька)

Отгадывают загадки, составленные в технологии синквейн, кладут в сундук маленькие снежинки по количеству правильно отгаданных загадок

Словесный метод

Беседует о зиме и зимних явлениях по опорным картинкам, просит назвать предметы, похожие на снег. (приложение 3)

Отвечают на вопросы, называют вещества, похожие на снег.        

Динамическая пауза

Раздает снежинки, предлагает стать снежинками.

Танцуют   под музыку

Игровой прием

Делит детей на две команды, проводит игру «Хорошо-плохо»

Участвуют в игре

Словесный метод

Приглашает   пройти на свои места, вносит пейзажную картину И. Грабаря «Зимний пейзаж» и предлагает вспомнить название. (приложение 5.)

рассматривают картину, вспоминают  название, составляют несколько предложений по картине

Предлагает составить синквейн - загадки по разным объектам картины, не называя главное слово, а дети его должны угадать.

составляют синквейны о предметах и явлениях, которые изображены на картине, угадывают объект картины

Анализирует предложенные детьми синквейны, предлагает использовать их при составлении описательных рассказов по картине

( Приложение 4)

Составляют рассказы.

III этап - Заключительный этап 5 мин.

Рефлексия

Беседует о том, что вызвало затруднение, что понравилось, почему. Предлагает дома вместе с родителями нарисовать зимний лес.

Анализируют свою деятельность, запоминают домашнее задание

Приложения.

Приложение 1. Текст письма.

«Дорогие ребята. Здравствуйте! Пишет вам Снегурочка из зимнего леса. У нас случилась беда: пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова. Снегурочка»

Приложение 2. Схема синквейна.

C:\Users\Дом\Desktop\_3MO0XTZGU.jpg

Приложение 3. Беседа о зиме и зимних явлениях природы.

- Какое у нас сейчас время года?

-Теперь давайте вспомним, что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки)

- Какие бывают ветра?

- Какое солнце зимой?

- Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (Снег)

- Какой бывает снег?

- Что снег делает?

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите вещества, похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

Приложение 4. Примерный рассказ.

На картине изображен зимний лес. Мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое, ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Лазурное небо и белый снег, иней на березах дают нам ощущение зимней морозной погоды. Солнце освещает опушку. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра.

Приложение 5. Репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж»

https://otvet.imgsmail.ru/download/42258017_888289b722e2b9ad5c720f97e6a540a7_800.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Методическая разработка "Педагогическая находка" Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Педагог года города Ялуторовска - 2020"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки, буквы и слова»....

Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Цель  пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.  Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....