Педагогическая находка Гриценко Т.Н. на конкурс "Творчество и мастерство"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka_tvorchestvo_i_masterstvo_2018.docx | 302.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка
«Синквейн – технология речевого развития»
Развитие речи – одна из главных задач дошкольного образования. Однако, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений, речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция, ФНР.
И как следствие, детям сложно выполнять задания, которые являются показателем развитых речевых умений:
- пересказывать литературные произведения
- составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
- создавать разные виды творческих рассказов,
- составление рассказов, направленных на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
- а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все это заставляет искать педагогов новые формы, методы и приемы работы с детьми, позволяющие активизировать мыслительные процессы у детей и создавать условия для успешного развития речевых и познавательных навыков. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость применения инновационных педагогических технологий.
Одной из таких технологий, которые я стала применять в своей практической деятельности, является технология «синквейн», т.е. создание нерифмованного стихотворения.
Инновационность данной технологии состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. выделять главное, исключать лишнее, обобщать, классифицировать.На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.
Чем же привлекла технология «синквейн» меня?
Во-первых, на занятиях синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра, т.е является игровым приемом. Во-вторых, носит характер комплексного воздействия, т.е. развивает не только речь, но и память, внимание, мышление. И, наконец, синквейн позволяет получить быстрый результат и, что самое главное, синквейн создает ситуацию успеха, потому что получается у всехи каждый ребенок может почувствовать себя гением-творцом
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
по образовательной области «Речевое развитие».
Автор: Гриценко Татьяна Николаевна, воспитатель1 кв.к., МБДОУ «Теремок» г. Тулуна
Тема занятия: «Составление описательного рассказа по картине И. Грабаря «Зимний пейзаж»
Форма организации: групповая
Форма проведения: традиционное с использованием технологии синквейн
Тип занятия: игровая ситуация
Вид занятия: обучающее
Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными, совершенствовать навыки составления синквейна; развивать связную речь; память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к творчеству русских художников и умение видеть красоту зимней природы.
Активизация словаря: синквейн, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, идет, падает, кружится, ложится, летает
Оборудование к занятию: репродукция картины «Зимний пейзаж», ММУ, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима», снежинки, сундуки, угощение, схема синквейна
Предварительная работа: беседы о зимних явлениях природы, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», разучивание стихотворения о зиме, составление синквейнов о зимних явлениях природы.
Интеграция образовательных областей:
О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта
О.О. «Познание» - отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа
О.О. «Физическое развитие» - танец со снежинками
О.О. «Художественно-эстетическое развитие» - импровизация танца под музыку
Технологическая карта хода занятия.
Методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Iэтап - Подготовительный, 5 мин. | ||
Организационный момент: сундук. | Находит с детьми сундук, читает письмо из сундука (приложение1), предлагает помочь Деду Морозу, наполнив сундук снежинками | Находят волшебный сундучок в группе, интересуются, что в этом сундуке |
II этап - Основной этап 20 мин. | ||
Мотивация к деятельности: схема (приложение 2) Наглядный метод | Показывает детям схему синквейна, загадывает загадки в технологии синквейн (снег, лед, ветер, сосулька) | Отгадывают загадки, составленные в технологии синквейн, кладут в сундук маленькие снежинки по количеству правильно отгаданных загадок |
Словесный метод | Беседует о зиме и зимних явлениях по опорным картинкам, просит назвать предметы, похожие на снег. (приложение 3) | Отвечают на вопросы, называют вещества, похожие на снег. |
Динамическая пауза | Раздает снежинки, предлагает стать снежинками. | Танцуют под музыку |
Игровой прием | Делит детей на две команды, проводит игру «Хорошо-плохо» | Участвуют в игре |
Словесный метод | Приглашает пройти на свои места, вносит пейзажную картину И. Грабаря «Зимний пейзаж» и предлагает вспомнить название. (приложение 5.) | рассматривают картину, вспоминают название, составляют несколько предложений по картине |
Предлагает составить синквейн - загадки по разным объектам картины, не называя главное слово, а дети его должны угадать. | составляют синквейны о предметах и явлениях, которые изображены на картине, угадывают объект картины | |
Анализирует предложенные детьми синквейны, предлагает использовать их при составлении описательных рассказов по картине ( Приложение 4) | Составляют рассказы. | |
III этап - Заключительный этап 5 мин. | ||
Рефлексия | Беседует о том, что вызвало затруднение, что понравилось, почему. Предлагает дома вместе с родителями нарисовать зимний лес. | Анализируют свою деятельность, запоминают домашнее задание |
Приложения.
Приложение 1. Текст письма.
«Дорогие ребята. Здравствуйте! Пишет вам Снегурочка из зимнего леса. У нас случилась беда: пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова. Снегурочка»
Приложение 2. Схема синквейна.
Приложение 3. Беседа о зиме и зимних явлениях природы.
- Какое у нас сейчас время года?
-Теперь давайте вспомним, что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки)
- Какие бывают ветра?
- Какое солнце зимой?
- Какие стоят деревья?
- А что бывает только зимой? (Снег)
- Какой бывает снег?
- Что снег делает?
- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите вещества, похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
Приложение 4. Примерный рассказ.
На картине изображен зимний лес. Мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое, ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Лазурное небо и белый снег, иней на березах дают нам ощущение зимней морозной погоды. Солнце освещает опушку. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра.
Приложение 5. Репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Методическая разработка "Педагогическая находка" Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Педагог года города Ялуторовска - 2020"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки, буквы и слова»....
2 тур территориального этапа конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года». «Моя педагогическая находка»
laquo;Моя педагогическая находка» ссылка https://youtu.be/-ReYnCeGM1I...
Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Цель пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики. Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....