Памятка по дидактическим играм
методическая разработка по развитию речи на тему
Шпоргалка по дидактическим играм по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_shporgalka.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи
Название игры | Цели |
«Что где растет?» | Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»). |
«Подбери пару» | Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия. |
«Назови одним словом». | Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы» |
«Зоологическое лото» | Уточнить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях |
«Магазин» | Актуализация и систематизация знаний детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления. |
«Вчера, сегодня, завтра» | Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра». |
«С какой ветки детка?» | Активизировать в речи названия деревьев, развивать зрительное восприятие и память детей |
«Что кому» | Учить детей различать и называть профессии, соотносить с предметами. |
«Кто быстрее соберет вещи? | Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие. |
«Какое небо?» | Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные. |
«Угадай, что изменилось». | Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения |
«Парные картинки». | Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. |
«Как «говорит» ...?» | Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. |
«Узнай дерево». | Учить детей узнавать деревья по листьям, давать описание листьев, указывая их форму, цвет. Активизировать в речи названия деревьев, понятия, связанные с их строением (ствол, ветви, листья, корни). |
«Кто выше?» | Активизация в речи детей понятий «вверху», «внизу», «выше», ниже», формирование умения соотносить расположение предметов, развивать наблюдательность, внимание. |
«Кто что слышит?» | Упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить подбирать слова для их обозначения, обучать использованию в речи конструкций предположения («Я думаю, что...», «Это может быть...»). |
«Кто что слышит?» | Упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить подбирать слова для их обозначения, обучать использованию в речи конструкций предположения («Я думаю, что...», «Это может быть...»). |
«Назови одним словом». | Учить детей подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории. |
«Одежда». | Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность). |
«Кто у кого». | Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа. |
«Когда это бывает?» | Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, учить развернуто отвечать на вопросы воспитателя. |
«Что лишнее?» | Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор. |
«Разбери картинки» | Учить детей группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т.д.). |
«Повтори, как я». | Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
«Отгадай и назови». | Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить ребят выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух), учить называть только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук … |
«Отгадай и назови». | Учить детей объединять предметы в группы: кухонная, столовая, чайная посуда, закреплять знания о ее назначении. |
«Что в мешочке?». | Закрепить правильное произнесение детьми в словах звука «ц», учить их выделять слова с данным звуком, выбирать только предметы, в названии которых есть звук «ц». |
«Где что лежит?» | Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. |
«Наша одежда». | Предложить детям рассмотреть одежду, которую сейчас носят дети и взрослые, пояснить ее назначение, вспомнить название частей, назвать цвет и материал, из которого она сделана. |
«Подберем игрушки». | Закрепить правильное произнесение детьми звука «ж» в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). |
«Чьи детки?» | Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании. |
«Петрушка, угадай, какая у меня игрушка». | ». Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов |
«Так бывает или нет?» | Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. |
«Лото» | Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова. |
«Когда это бывает?» | Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. |
«Доскажи словечко» | Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание. |
«Было - будет». | Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием. |
«Что за птица?» | Учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию. |
«Кому что нужно для работы?» | Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их. |
«Кто что делает». | Пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий. |
«Зачем нужно?» | Упражнять детей в правильном произнесении звука «ч» в различных словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). |
«Кто в домике живет?» | ?» Использовать знания детей о животных, их жилищах для решения игровой задачи, формировать умение правильно произносить звуки. «Будьте внимательными!» Упражнять детей в произнесении звука «ш» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). |
«Отгадай, какой цветок» | Учить детей отгадывать загадки о растениях, ориентируясь на описание характерных особенностей цветка, аргументировать свой ответ, находить отгадку среди комнатных растений или на рисунках. |
«Найди своего товарища». | Учить детей узнавать, кого загадал воспитатель по описанию одежды, учить самостоятельно составлять описание. |
«Каких животных мы знаем?» | Закрепить правильное произнесение детьми звуков «л», «ль» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). |
«Было, будет». | Обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы |
«Подбери нужное слово». | Закрепить правильное произнесение детьми звука «р», «рь» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух |
«Узнай по описанию» | Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания |
«Скажи наоборот» | Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение. |
«Подбери похожие слова» | Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова. |
«Придумай предложение» | Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей. |
«Съедобно - несъедобно» | Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление, учить детей аргументировать свои ответы. |
«Назови ласково» | Учить детей подбирать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки. |
«Какое время года?» | Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания. |
«Угадай по описанию» | Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах. |
«А что потом?» | Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. |
«Кто мы?» | Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды. |
«Не ошибись» | Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий |
«Подумай и скажи» | Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы. |
«Какое слово потерялось?» | Вызывать у детей интерес к слову, уточнить понятие «слово». Учить детей выделять отдельные слова в предложениях, показать важность соблюдения определенной последовательности слов в высказываниях. |
«Чудесный мешочек» | Развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения. |
«Скажи, как я» | Повышать речевую активность детей, побуждать подбирать синонимы к заданным словам, учить внимательно слушать, избегая повторов. Учить детей подводить итоги игры. |
«Что делает?» | Предложить детям описать работу дворника, учить подбирать глаголы в соответствии с выполняемыми действиями, активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристикой значимости труда дворника. |
«Расскажи сказку» | Учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание |
«На что похоже?» | Учить детей вслушиваться в звучание слов, выбирать слова сходно- и равнозвучащие, выделять в словах заданные звуки. Познакомить детей с понятием «звук». |
«Когда это бывает?» | Уточнить и углубить знания детей о временах года, учить давать развернутый ответ, аргументировать свое мнение |
«Кому что нужно?» | Закрепление знаний детей о способах питания и рационе диких и домашних животных, активизация в речи соответствующих понятий и речевых конструкций. |
«Повторяй за мной». | Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения, развивать слух, внимание. |
«Выдели слово» | Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух. |
«Подбери пару» | Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков |
«Где что лежит?» | Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги |
«Скажи по-другому» | Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей. |
«Наши имена» | Закреплять правильное произнесение детьми определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух, упражнять в произнесение звука «Ш». |
«Выбери предметы» | Закрепить правильное произнесение детьми звука «ч» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух. |
«Назови правильно» | Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята). |
«Кто быстрее соберет вещи» | Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах. |
«Угадай по описанию» | Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия. |
«Где это можно купить?» | Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров. |
«Кто что делает?» | Учить детей подбирать глаголы, характеризующие действия кошки, собаки с опорой на сюжетные картинки, расширять словарный запас. |
«Добавь слово» | Упражнять детей в употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени, учить составлять словосочетания с такими прилагательными. |
«Что делает зайчик?» | Учить детей характеризовать действия и движения, обозначить их словами. Расширить словарный запас. |
«Кто что слышит?» | Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, волевые качества. Активизировать словарь детей. |
| |
|
Подготовила:
Сысолятина О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка"Словесные дидактические игры"
Сорока - белобока, где была?-Далёко. Кашу варила, деток кормила....
Памятка для родителей "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"
В памятке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарны математических представлений. С помощью игр занятие станет занимательнее и инте...
Памятка "СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Для родителей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Памятка для родителей "Играем с детьми в дидактические игры"
сенсорное развитие детей 3-4 лет...
Памятка Пальчиковые игры. Дидактическая игра «За что я люблю свои ручки»
Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Детски...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...