Опыт работы
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» Л.С. Выготский.
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:
- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,
-умение владеть правильной артикуляцией,
-четкой дикцией,
-разнообразной интонацией,
-логикой,
-игры со словом, развивающие связную речь,
-творческую фантазию,
-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
-подбирать простейшие рифмы
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
На занятиях может использоваться следующее оборудование:
- настольная и напольная ширмы;
- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
- наборы кукол для пальчикового театра;
- куклы би-ба-бо;
- рукавички с изображением мордочек животных:
- костюмы персонажей сказок;
- игрушечные персонажи.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рас сказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети мо гут разыгрывать текст как актеры.
Особенности театрализованной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной и выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...