Мир вокруг нас
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Сборник стихов с вопросами по лексическим темам для детей 5 -7 лет по развитию связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир вокруг нас | 72.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас
РАСТЕНИЯ
Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы, способный создавать органические вещества из неорганических.
Растений много на земле,
Растут, цветут они везде.
Кусты раскидистые, мхи,
Деревья, травы и цветы
Нам кислород с тобой дают,
Взамен заботы нашей ждут.
Дикорастущие в лесах,
В степях, лугах и на горах
Растут и множатся растенья -
Они планеты всей спасенье.
А в парках, скверах и садах,
На клумбах, грядках и полях
Растут культурные растенья,
Так много - просто удивленье!
Живыми легкими планеты
Не зря растения зовут.
Чтоб сохранить богатство это,
Нас ждет с тобой великий труд!
ВОПРОСЫ
1. Чем растения отличаются от животных?
2. Что есть у всех растений?
3. Чем они отличаются друг от друга?
4. Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?
5. Как рост и развитие растений зависят от климата?
6. Что любому растению нужно для того, чтобы расти и развиваться?
7. Какую пользу растения приносят помимо того, что выделяют кислород?
8. Почему говорят, что человек за свою жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, луга, разных деревьев, кустов, трав, цветов.
ОВОЩИ
Овощи - огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.
Овощи на грядке
Играют с нами в прятки.
Под листочками сидят,
К нам в корзину не хотят.
Вот тяжелый кабачок
Лег лениво на бочок.
Вот капуста растолстела,
От росы вся запотела.
Помидоры раскраснелись
И на солнце засмотрелись.
А зеленый огурец,
Как удалый молодец.
Ровненько на грядках вновь
Под землей растет морковь.
Свекла, репа и чеснок
Запасают силы впрок.
Лук красиво зеленеет,
Под землею сам толстеет.
Целый огород друзей —
Вкусных разных овощей.
ВОПРОСЫ
1. Как по-другому можно назвать овощи?
2. Где растут овощи?
3. О каких овощах говорится в стихотворении?
4. Какие овощи вы знаете еще?
5. У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие пил землей?
6. У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей?
7. У каких овощей съедобны надземная и подземная части?
8. Что можно приготовить из овощей?
9. Как овощи хранят зимой?
10. Какой уход нужен за овощами на огороде?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: рассказать, из каких овощей можно приготовить щи, борщ, салат, солянку и т.д.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки огорода, грядок, разных овощей.
ФРУКТЫ
Фрукт - сочный съедобный плод какого-нибудь дерева.
Фрукты очень любят дети,
Нет их вкусней на белом свете.
По садочку мы пойдем,
Фрукты свежие найдем.
Соком не для красоты
Наливаются плоды.
Вишню в кружку соберем,
Спелых слив еще нарвем.
Вот под яблоней ковром
Яблоки лежат кругом,
Их в корзину соберем.
К ранней груше подойдем,
Желтые плоды сорвем.
С мамой заготовим сока
И варенье сварим к сроку.
Фрукты надо всем любить,
Чтоб здоровье сохранить.
ВОПРОСЫ
1. Что можно назвать фруктами?
2. Где растут фрукты?
3. О каких фруктах говорится в стихотворении?
4. Какие фрукты вы знаете еще?
5. Какие фрукты растут в садах нашего края?
6. Какие фрукты продаются в магазинах, на рынке, но не растут у нас?
7. Чем отличаются фрукты?
8. Почему есть фрукты полезно для здоровья?
9. Как хранят фрукты?
10. Что из них можно приготовить?
11. Почему варенье из фруктов полезнее сахара? (Много витаминов, полезных для организма.)
12. Какие фрукты вам больше нравятся?
13. Почему?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: рассказать о каком-либо фрукте: название, цвет, форма, запах, вкус, на чем растет, когда созревает.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки сада с разными плодовыми деревьями, а также картинки с отдельными фруктами, включая те, которые у нас не растут (банан, ананас, апельсин, лимон, виноград, киви и т.д.).
ЯГОДЫ
Ягода - небольшой сочный плод кустарников и трав.
В лес с корзиной мы пойдем,
Сочных ягод наберем.
В чаще прячется черника
И синеет голубика.
Под сосной во мху привольно
Раскраснелася брусника.
На поляне, посмотри-ка,
Ой, как много земляники!
Вот и заросли малины,
Не пройдем мы точно мимо.
Вдоль дороги ежевика
Так похожа на ежа,
Хоть она колючка-злючка,
Но на вкус так хороша.
Ягод много мы собрали,
По лесу ходить устали.
ВОПРОСЫ
1. Куда дети пошли за ягодами?
2. Какие ягоды собрали в лесу?
3. Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.)
4. Чем отличаются эти ягоды?
5. Чем похожи все ягоды?
6. Какие ягоды растут у вас на даче?
7. Почему ягоды всегда собирают долго?
8. Что можно приготовить из ягод?
9. Как хранят ягоды зимой?
10. Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква, на болоте.)
11. Почему можно сказать, что ягоды — сочные плоды?
12. Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ о любимых ягодах: форма, цвет, вкус, запах, на чем растет, где растет.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, лесных ягод.
ГРИБЫ
Гриб - низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами.
За грибами в лес пошли,
Много там грибов нашли.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На поляне две подружки -
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под елкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху - боровики,
Всей семьей, здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.
Все грибы мы рвать не станем,
Для других детей оставим.
ВОПРОСЫ
1. Где растут грибы? (В лесу, на лугах.)
2. Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
3. О каких грибах говорится в стихотворении?
4. Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?
5. Из каких частей состоит гриб?
6. Почему в засушливое лето грибов мало?
7. Грибы относятся к растениям или животным?
8. Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)
9. Что можно приготовить из грибов?
10. Как нужно собирать грибы?
11. Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?
12. Какие вы знаете грибы, ядовитые для человека?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: назвать грибы и разделить на съедобные и несъедобные.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки, где изображены разные грибы.
ДЕРЕВЬЯ
Дерево - многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол,
Ветви, веточки и листья.
Ветер в кроне их нашел.
А еще канаты-корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землей находят.
На земле деревьев много,
Всем дышать они помогут.
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
Дуб раскинул свои ветки,
И нестрашен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
Ива плачет у реки,
Опустила веточки.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
ВОПРОСЫ
1. Чем дерево отличается от куста?
2. Дерево - это растение или животное?
3. Какие деревья вы знаете?
4. Чем они отличаются?
5. Чем похожи?
6. Какие деревья растут на нашем участке?
7. На какие виды можно разделить деревья по листьям? (На хвойные и лиственные.)
8. Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые.)
9. Как узнать, сколько дереву лет?
10. Сколько лет может расти дерево? (Кедр - до 500 лет.)
11. Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко скрепляются почти по поверхности земли?
12. Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о любимом дереве, рассказать стихотворение.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев.
КУСТАРНИКИ
Кустарник - растение с древовидными ветвями, начинающимися почти от земли.
О кустарниках, друзья,
Рассказать так просто.
Нет могучего ствола,
Небольшого роста.
Ветки прямо из земли
Вырастают сразу.
Ну а как они цветут!
Так приятно глазу.
Распускается сирень
Ближе к лету, в майский день.
А за ней цветет шиповник -
Пчелок и шмелей поклонник.
Белые цветки жасмина
Пахнут вечером так сильно!
Угостит плодами всех
В августе лесной орех.
А смородина, крыжовник,
Черноплодная рябина
Нас порадуют плодами
Вместе с красною калиной.
ВОПРОСЫ
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие кустарники вы знаете?
3. Какие цветущие кустарники вы знаете?
4. У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?
5. Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?
6. Как кустарнику можно придать любую форму?
7. Какие кустарники растут на нашем участке?
8. Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: рассказать стихотворение о кустарнике.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки, на которых изображены разные кустарники: сирень, жасмин, акация, орешник, шиповник, смородина, крыжовник и др.
ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ
Луговые цветы - цветущие растения, растущие на лугу. (Луг - участок, покрытый травянистой растительностью.)
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Рвали там цветочки
И плели веночки.
Вот ромашка — белый цвет.
Соберем скорей букет.
К ней добавим василек,
Синий к белому цветок.
Колокольчик голубой
Тоже мы возьмем с собой.
И гвоздичку-невеличку,
И душистый зверобой.
Мы вплетем в один венок
Каждый луговой цветок,
Чтобы долго любоваться
Каждый тем веночком мог.
ВОПРОСЫ
1. Какие цветы называют луговыми?
2. О каких луговых цветах говорится в стихотворении?
3. Какие еще луговые цветы вы знаете?
4. Где еще растут цветы?
5. Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях?
6. Цветы относятся к растениям или животным? Почему?
7. Какие цветы ваши любимые?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: рассказать о каждом цветке, из которого вы бы сплели венок.
2. Педагогу: показать детям цветную картинку, где изображен луг с разнообразными цветами.
САДОВЫЕ ЦВЕТЫ
Садовые цветы - цветущие растения, растущие в саду, цветнике, парках, скверах; они посажены человеком, он за ними ухаживает, это культурные растения.
Сквер зеленый вдоль реки
Украшают цветники.
Там садовые цветы
Распускают лепестки.
Розы утром дивно пахнут,
Георгины ввысь растут,
Целый куст огромных маков
И пионы тут цветут.
Гладиолусы нарядно
Распустились не спеша.
И садовая ромашка
Тоже очень хороша.
Пахнут и цветут цветы,
Полюбуйся ими ты.
ВОПРОСЫ
1. Какие цветы можно назвать садовыми?
2. О каких садовых цветах говорится в стихотворении?
3. Какие садовые цветы вы знаете еще?
4. Какие цветы растут у вас на даче?
5. Какие цветы растут у нас на участке?
6. Как человек ухаживает за садовыми цветами?
7. Садовые цветы - культурные или дикорастущие? Почему?
8. Какие садовые цветы цветут раньше всех?
9. Какие садовые цветы цветут осенью?
10. Чем отличаются садовые цветы? Чем похожи?
11. Какие садовые цветы вам нравятся больше всего? Чем?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о цветущих растениях.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разнообразными садовыми цветами.
ЖИВОТНЫЕ
Животное - живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.
Животные - живые организмы.
Их очень много на большой Земле.
Они и в воздухе, в воде и под землею,
Они живут в лесах, морях, везде.
Летают птицы, бегают олени,
И комары кружатся над рекой,
Огромный крокодил тихонько дремлет,
Медведь залег в берлогу на покой.
Зеленые лягушки у болота,
И рыбки мирно плавают в пруду,
Слоны неторопливо к водопою
Бредут в саванне жаркой поутру.
Змея в траве застыла, затаилась,
Плетет искусно сетку паучок,
Орел кружит, добычу примечая,
И барсучок улегся на бочок.
Над всеми - человек.
Он самый умный!
И должен всё живое сохранить.
Для всех животныхна большой планете
Заботливым и добрым должен быть.
ВОПРОСЫ
1. Чем животные отличаются от растений?
2. О каких животных говорится в стихотворении?
3. Почему среди животных выделили птиц, рыб, насекомых и другие группы животных?
4. Чем похожи животные и человек?
5. Как называются животные, которых приручил человек?
6. Как называются животные, которых не приручил человек?
7. Сравните способ передвижения разных животных. (Летают, плавают, бегают, скачут, ползают.)
ЗАДАНИЯ
1. Детям: «превратиться» в какое-либо животное и рассказать о себе: внешний вид, место жительства, питание, передвижение, повадки, зависимость от среды обитания.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разнообразными животными, птицами, рыбами, насекомыми.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Домашнее животное - прирученное, не дикое.
Люди животных приручали,
И они домашними стали.
Человек им строит жилище,
Каждый день готовит пищу,
Чистит, моет, если надо - лечит
Лошадей, собаку и овечек,
Кошечку, корову, поросенка,
Козочку, крольчиху и теленка.
А за это люди получают
От животных шерсть и нежный пух,
Мясо, кожу, молоко парное,
Преданность, любовь и доброту.
ВОПРОСЫ
1. Каких животных называют домашними?
2. Как за ними ухаживает человек?
3. О каких домашних животных говорится в стихотворении?
4. Каких домашних животных вы знаете еще?
5. Какие домашние животные живут с человеком на юге России? На севере?
6. Какую пользу человеку приносят домашние животные?
7. Какие из домашних животных могут переносить или перевозить тяжелые грузы? (Лошадь, буйвол, слон, осел.)
8. Какие из домашних животных дают человеку и шерсть, и молоко, и мясо?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о своем домашнем животном или о тех, кого видели в деревне, на даче.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с домашними животными в естественной среде обитания.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Дикие животные - не прирученные человеком.
Дикие животные с людьми не живут,
Постоянной помощи они от них не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочные жилища
И лекарства-травы ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы -
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
А повсюду охранять.
ВОПРОСЫ
1. Каких животных называют дикими?
2. О каких диких животных говорится в стихотворении?
3. Где живут эти животные?
4. Каких диких животных вы знаете еще?
5. Какие дикие животные живут в лесу? В море? В степях? Горах? Жаркой саванне?
6. Почему дикие животные не дружат с человеком?
7. Каких животных можно назвать хищными? Травоядными?
8. Как хищные животные добывают себе пищу?
9. Что с ними будет, если они не будут охотиться на других животных?
10. Почему возникла необходимость охранять диких животных?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: сравнить внешний вид, повадки, жилища, способ выращивания потомства диких животных (по выбору).
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с дикими животными в естественной среде обитания.
ПТИЦЫ
Птица -покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.
Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапки, у каждой по клюву.
Есть крылья. Они им даны для полета.
Лишь страусам, курам летать неохота.
Есть птицы домашние, дикие птицы.
Одни строят гнезда поближе к водице,
Другие гнездятся высоко в ветвях,
У третьих домишко висит в камышах.
На горных вершинах, на скалах, в траве
И в жарких песках, на болотной воде -
Повсюду все птицы выводят птенцов,
Таская в гнездо им жучков, червячков.
Синицы, кукушки, орлы, воробьи,
Грачи, журавли, певуны - соловьи,
Орлы, попугаи, крикливые чайки,
И белые лебеди, и снегири -
Всех птиц невозможно сейчас нам назвать.
Хотите о птицах побольше узнать?
ВОПРОСЫ
1. Каких животных можно назвать птицами?
2. На каких два вида их можно разделить?
3. Где живут птицы?
4. Какие птицы названы в стихотворении?
5. Каких вы знаете еще?
6. Как называются птицы, улетающие на зиму в теплые края?
7. Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас?
8. Каких домашних птиц вы знаете?
9. Как человек ухаживает за домашними птицами?
10. Как называются птицы, которые живут на воде и могут плавать?
11. Что бы ты сделал, если бы мог летать, как птица?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о домашних птицах (зимующих, перелетных, лесных и т.д.).
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными птицами в небе, на ветках деревьев, в траве.
ИГРУШКИ
Игрушка - вещь, служащая для игры.
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
ВОПРОСЫ
1. Что такое игрушки?
2. Какие игрушки есть у нас в группе?
3. Какие игрушки есть у вас дома?
4. Назовите ваши любимые игрушки.
5. Можно ли игрушкой выполнять какую-то работу так же, как настоящим прибором, машиной, вещью? Почему?
6. Почему детям нужны игрушки?
7. Остались ли у ваших родителей их любимые с детства игрушки?
8. Как нужно относиться к игрушкам?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ об игрушках, используя картинку, или о любых других игрушках. Составить подробный рассказ об одной игрушке.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными игрушками.
ОДЕЖДА
Одежда - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело.
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Утепляет в морозы, защищает в жару,
От прохлады избавит она поутру.
Только, чтобы служила подольше одежда,
Содержать ее нужно и чистой и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
По сезонам одежду всегда выбирают.
Летом жарким, конечно же, шубу снимают.
А холодной зимой ходят в теплой одежде.
Не промокнуть в плаще есть весною надежда.
Куртка, брюки, пальто и плащи,
Платье, шуба человеку нужны.
Всё, что мы надеваем,одеждой зовется.
И название это запомнить придется.
ВОПРОСЫ
1. Что такое одежда?
2. О какой одежде говорится в стихотворении?
3. Какую одежду вы знаете еще?
4. Являются ли одеждой головные уборы? Обувь?
5. Для чего нужна одежда?
6. Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью?
7. Как хранят одежду?
8. Как ухаживают за одеждой?
9. Почему животные не носят одежду, а люди носят?
10. Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?
11. В какой одежде вам удобно ходить? Почему?
12. Какие элементы одежды вы знаете?
13. Чем украшают одежду? Какую? Как?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена.
2. Педагогу: показать детям цветные картинки разной одежды.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Головной убор - общее название вещей, служащих одеждой для головы.
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Ты ушанку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках - модницы всегда,
А у мальчиков - пилотки
И фуражки не спроста.
Моряками в бескозырках
Чувствуют себя они,
А в папахе - генералом,
Что пришел домой с войны.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде
Был к лицу и украшал.
ВОПРОСЫ
1. Что такое головной убор?
2. Какие головные уборы вы знаете?
3. Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону?
4. Назовите летние головные уборы.
5. Назовите зимние головные уборы.
6. Назовите головные уборы, которые носят весной и осенью.
7. Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.
2. Педагогу: показать детям картинки с разными головными уборами.
ОБУВЬ
Обувь - изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах.
Обувь носим на ногах.
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она.
Обувь всякая важна.
ВОПРОСЫ
1. Что такое обувь?
2. Что общего у всей обуви?
3. О какой обуви говорится в стихотворении?
4. Какую обувь вы знаете еще?
5. В какой обуви вам удобно ходить? Почему?
6. Из чего сделана обувь?
7. Как надо выбирать обувь по погоде? Сезону?
8. Как надо ухаживать за обувью?
9. Почему по лужам можно ходить только в резиновой обуви?
10. Для чего в зимние сапоги вшит мех?
11. Почему летние сандалии не меховые?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о своей любимой обуви: как называется, для чего предназначена; какого цвета, формы; какой каблук, подошва; какая есть отделка; как за ней ухаживать.
2. Педагогу: показать детям картинки с разной обувью на ногах детей по сезону.
ТРАНСПОРТ
Транспорт - тот или иной вид перевозочных средств; отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.
Автомобиль - самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям.
Машина - 1) механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой (паровая); 2) то же, что и автомобиль.
Различный транспорт перевозит
Людей и грузы каждый час
В горах, долинах, под землею,
И на морях, и в небесах.
Воздушный транспорт в небе служит,
Как птицы, с небом очень дружит.
Летают быстро самолеты
И, как стрекозы, вертолеты.
И даже в космос от Земли
Людей уносят корабли.
В глубинных водах водный транспорт
Людей и грузы перевозит.
Через моря и океаны,
По рекам далеко он ходит.
На лайнере в круиз поедут,
На барже - повезут песок,
А на огромном ледоколе
На льды доставят грузы в срок.
Наперекор лихим штормам
И днем и ночью как дозоры
Хранят границы своих стран
Подлодки, крейсеры, линкоры.
Подземный транспорт под землею
Работает в больших тоннелях.
Метро людей там перевозит,
Чтоб к месту прибыли скорее.
А на земле людей и грузы
Везут по рельсам поезда,
И по дорогам бесконечным
В машинах едет кто куда.
Автобусы, такси, маршрутки,
Трамваи. Всё не перечесть!
Для перевозки разных грузов
Свои машины тоже есть.
Все перевозочные средства
Для человека так важны.
Людей доставят к месту, грузы.
Они всегда и всем нужны.
ВОПРОСЫ
1. Что такое транспорт?
2. Какие виды транспорта вы знаете?
3. Какой воздушный транспорт вы знаете?
4. Почему его называют воздушным?
5. Почему воздушный транспорт самый удобный для перевозки людей и грузов?
6. Какой наземный транспорт вы знаете?
7. Почему он называется наземным?
8. На какие виды транспорта еще можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, специального назначения, железнодорожный.)
9. Какой подземный транспорт вы знаете?
10. Где он в основном используется? Почему?
11. Что людям необходимо сделать, чтобы подземный транспорт мог передвигаться?
12. Какой водный транспорт вы знаете?
13. Почему он называется водным?
14. На какие виды транспорта можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, специальный, подводный.)
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ о транспорте по картинке. (Можно составить рассказ об отдельном виде транспорта.)
2. Педагогу: показать детям картинки, где отдельно представлены различные виды транспорта (воздушный; водный; наземный; подземный).
ПОСУДА
Посуда - хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.
У мамы на кухне много посуды:
Здесь чайник, половник, сотейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.
До блеска начищены все сковородки,
Готова селедочница для селедки,
В молочник налито с утра молоко,
Оно было с вечера выпито всё.
Столовый сервиз приготовлен к обеду,
А чайный спокойно на полке стоит.
И в хлебнице хлеб под холщевой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.
Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло коровье в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.
В посуде еду и хранят, и готовят,
Хозяйки посуду чистят и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если на полках чистой лежит.
ВОПРОСЫ
1. Что такое посуда?
2. Какая бывает посуда по назначению?
3. Для чего используется кухонная посуда?
4. Для чего используется столовая посуда?
5. Для чего используется чайная посуда?
6. Какую кухонную посуду вы знаете?
7. Как ее использует ваша мама?
8. Какую столовую посуду вы знаете?
9. Почему при расстановке посуды на столе нужно придерживаться определенных правил?
10. Какую чайную посуду вы знаете?
11. Как называется комплект столовой или чайной посуды? (Сервиз.)
12. Что значит сервировать стол? (Накрыть стол скатертью, каждому положить салфетку, расставить на столе всю необходимую для еды посуду, ложки, вилки, ножи, хлеб, кушанья.)
13. Что такое сервировка? (Убранство стола - столовая посуда столовые приборы, столовое белье.)
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о сервировке стола к обеду.
2. Педагогу: показать детям картинки, где изображены кухня (столовая посуда стоит по месту назначения), плита, стол кухонный, стол обеденный, буфет.
МЕБЕЛЬ
Мебель - предметы комнатной обстановки.
Нужно комнату обставить,
Мебель по местам расставить.
Шкаф поставим у стены,
Полки книжные - в углы.
У окна диван поставим,
Кресла рядышком расставим.
Посредине - стол и стулья.
И усядемся в раздумье.
Где же разместить комод?
Этажерка здесь пройдет.
Тумбочки где разместить?
Может, что-нибудь сместить?
Мебель долго размещали.
К вечеру совсем устали.
ВОПРОСЫ
1. Что такое мебель?
2. Какую мебель вы знаете?
3. Какая мебель стоит в вашей квартире?
4. Для чего нужна мебель?
5. Чем отличаются разные стулья? Что у них общего? (Можно задать вопрос по любой мебели.)
6. Что делали жильцы комнаты в стихотворении?
7. Почему они устали?
8. Где они поставили шкаф? Диван? Кресла?
9. Почему мебель может не поместиться в комнате?
10. Какого ухода требует мебель?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о каком-нибудь предмете комнатной обстановки, выделив основные части, цвет, форму, качество, назначение, виды.
2.Педагогу: показать детям картинку, где изображена комната с различной мебелью.
ИНСТРУМЕНТЫ
Инструмент - орудие, преимущественно ручное (для производства каких-либо работ): слесарный, хирургический, музыкальный, столярный, малярный и т.д.
Чтобы выполнить работу,
Нам орудия нужны.
Инструментами зовутся
И считаются они.
Человек использует
Инструменты разные:
Столярные, токарные,
Малярные, слесарные.
Молотком тяжелым
Гвозди забивают,
А рубанком острым
Доски зачищают.
Для распилки бревен
Надобна пила,
А топор необходим,
Чтоб колоть дрова.
Дрелью сверлят очень быстро,
Щеткой красят потолки,
Шьет швея стальной иглой -
Инструмент всем нужен свой.
ВОПРОСЫ
1. Что такое инструменты?
2. Какие инструменты вы знаете?
3. Для чего они предназначены?
4. Почему молотком нельзя пилить дрова?
5. Почему пилой нельзя забивать гвозди?
6. Почему шилом можно проткнуть дырку?
7. Как нужно ухаживать за инструментами?
8. Где хранятся инструменты?
9. Почему для каждого вида работ нужны свои инструменты
10. Какими инструментами вы пользовались?
11. Что вы ими делали?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ о работе с одним ил несколькими инструментами.
2. Педагогу: показать детям картинки с различными инструментами (музыкальными; столярными - пила, топор, рубанок, дрель, молоток и т.д.), включая современные.
ПРОФЕССИЯ
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Лечит врач больных людей,
А ветеринар - зверей.
Строит здания строитель,
Чтобы было где нам жить.
Шьет портниха нам одежду,
Чтобы было что носить.
А учитель в школу ходит,
Чтобы деток там учить.
Повар жарит, варит, тушит,
Чтоб людей всех накормить.
А учитель в школу ходит,
Чтобы деток там учить.
Каждый делу верно служит
И с работой очень дружит.
ВОПРОСЫ
1. Что такое профессия?
2. Какие профессии вы знаете?
3. Почему все профессии важны?
4. О каких профессиях говорится в стихотворении?
5. Что делает повар? Врач? Ветеринар? Строитель? Портниха?
6. Какие профессии у ваших родителей?
7. Что они делают на работе?
8. Почему нужно уважать труд людей любой профессии?
9. Какой профессией вы бы хотели овладеть, когда окончите школу?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ о какой-нибудь профессии.
2. Педагогу: показать детям картинки, где изображены, напри-р, врач, швея, музыкант, строитель и т.д.
ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Школьные принадлежности - вещи, предметы, предназначенные для учебной деятельности; как составляющая часть набора, комплекта школьника.
Чтоб учиться в школе
Хорошо, прилежно,
Школьнику необходимы
Школьные принадлежности.
Нужен ранец иль портфель,
Чтоб удобно все сложить,
Чтоб учебники, тетради
По кармашкам разложить.
А еще пенал так важен
Для учебных мелочей.
В нем есть ластик, много ручек
И цветных карандашей.
Нужно уложить линейку,
Треугольник не забыть,
Яркий толстенький фломастер
Тоже над положить.
Принадлежности всем в школе
Обязательно нужны.
Для того, чтобы учиться,
Принадлежности важны.
ВОПРОСЫ
1. Что такое школьные принадлежности?
2. Какие вы знаете школьные принадлежности?
3. Для чего они нужны?
4. О каких школьных принадлежностях говорится в стихотворении;
5. Для чего школьнику нужен ранец или портфель?
6. Почему без пенала школьнику было бы неудобно заниматься на уроке?
7. Почему у каждой школьной принадлежности должно свое место в портфеле?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ о школьных принадлежностях.
2. Педагогу: показать детям картинку, где изображены школьные принадлежности.
ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
Измерительные приборы - прибор для измерения чего-нибудь, определения какой-нибудь мерой величины измеряемого.
Чтобы что-нибудь измерить,
Нужен нам прибор.
Он точно все укажет,
Чтоб не вышел спор.
Чтобы вес измерить,
Нам нужны весы.
Чтоб измерить время,
Всем нужны часы.
Чтоб длину отмерить,
Мы возьмем линейку,
Гибкий сантиметр
Или же рулетку.
Чтоб температуру
Нам определить,
Надо в магазине
Градусник купить.
Глубину приборы
Тоже измеряют.
Всё приборы чувствуют,
Всё приборы знают.
ВОПРОСЫ
1. Что такое измерительный прибор?
2. Что можно измерить прибором?
3. Какие измерительные приборы вы знаете?
4. Каким измерительным прибором можно измерить температуры тела и воздуха?
5. Какой измерительный прибор используется в магазинах?
6. Каким прибором можно измерить давление у человека? (Тонометром.)
7. Для чего нужны измерительные приборы людям?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить небольшой рассказ об измерительных приборах.
2. Педагогу: показать детям картинки с разными приборами (весы, часы, градусник, барометр и др.).
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
Электроприбор - бытовой электрический прибор, связанный с действием силы электричества.
Служат всюду людям электроприборы:
Утром папа бреется бритвой очень скоро,
Утюгом горячим мама платье гладит,
В холодильник сохранить все продукты ставит,
Пылесосом чистит пол и ковер от пыли,
Помогает пылесос ей не тратить силы.
А стиральная машина все белье перестирает,
Сколько мылить, выжимать - электроника все знает.
Кофеварка - кофе варит,
Миксер - лихо крем взбивает.
Вот стоит электропечь,
Пироги в ней можно печь.
Электроприборы работают скоро,
Ток по проводам бежит,
Им помочь быстрей спешит.
ВОПРОСЫ
1. Без чего электроприборы работать не могут?
2. Как электроприборы подключаются к электричеству?
3. Какие электроприборы вы знаете?
4. Для чего они созданы людьми?
5. Что будет, если в доме отключат электричество?
6. Почему прежде, чем гладить, утюг надо включить в розетку?
7. Почему детям с электричеством играть нельзя?
8. Почему электроприборы требуют осторожного обращения?
9. Какие электроприборы вы бы придумали, если бы были взрослыми?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о работе одного электроприбора.
2. Педагогу: показать детям картинки с электроприборами, где видны розетка, шнур, вилка.
ПРОДУКТЫ
Продукты - предметы питания, съестные припасы.
Крупа - цельное или дробленое зерно растений, употребляемое в пищу.
Бакалея - сухие съестные товары (чай, сахар, кофе, мука, круп, перец и т.п.).
Тара - материал для упаковки.
Кондитерские изделия - сладости (печенья, пирожные, конфеты и т.п.).
Хлебобулочные - относящиеся к хлебным изделиям.
Продуктовый магазин.
Много разных в нем витрин
И отделов очень много.
Магазин тот не один.
Продаются в нем продукты,
Чтоб могли питаться люди.
Мы про разные продукты
Говорить сегодня будем.
В отделе мясном продукты из мяса:
Сосиски, сардельки, шпикачки, колбасы,
Бифштексы и шницель, тушенка, котлеты.
Нам силы дают все продукты эти.
Продукты молочные - из молока.
Ты, знаешь их с детства наверняка.
Чтоб быстро расти, надо пить молоко,
Есть творог, сметану.
Не счесть нам всего!
Продуктов немало в молочном отделе,
Их продают, чтобы все здоровели.
Здесь фругурт и йогурт, сгущенка и сыр,
Густой варенец, простокваша, кефир.
Морепродукты - в рыбном отделе.
Мы б с удовольствием сразу их съели.
Есть рыба мороженая и парная,
Копченая, вяленая, заливная.
Есть крабы, кальмары и сельдь в маринаде.
Консервы из рыбы готовить не надо.
Всем рыба полезна - в ней кальций и фосфор,
Ее нужно есть для здоровья и роста.
Хлебные продукты едим мы каждый день.
В магазин за ними нам ходить не лень.
Булки и батоны, сушки, сухари,
Пироги и бублики.
Ешь, а не смотри!
Кондитерский - самый любимый
отдел!
Что здесь продается - мечтаний предел.
Конфет сколько хочешь, печенье, халва,
Печатные пряники и пастила,
Зефир, шоколадки и вафельный торт.
Без сладостей этих никто не уйдет.
Но в шкаф убери ты конфеты скорей.
От них могут зубы болеть у детей.
И без бакалеи нам не прожить -
Здесь разные крупы, чтоб кашу варить.
Есть манка и гречка, рис и пшено,
Перловка, овес, «Геркулес», толокно.
Есть кофе и чай, макароны, лапша,
Есть перец, лаврушка, соль и мука.
И все упаковано в разную тару,
Чтоб было удобно нести все товары.
Продукты не сможем мы все перечесть,
И их создают, чтоб могли мы поесть.
ВОПРОСЫ
1. Что такое продукты?
2. Для чего они созданы?
3. На какие группы можно разделить все продукты питания?
4. Где продаются продукты питания?
5. В каком виде они продаются?
6. Для чего используют упаковку (тару)?
7. Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Кондитерские изделия? Хлебобулочные изделия? Бакалейные товары?
8. Какие отделы есть еще в продуктовом магазине-супермаркете?
9. Почему разные продукты должны быть в разных отделах?
10. Как узнать, что продукт свежий?
11. Почему многие продукты надо хранить в холодильнике? Какие?
12. Почему человек должен питаться разнообразными продуктами питания?
13. Почему нельзя есть много сладостей?
14. Почему нельзя переедать жирного, сладкого, мучного?
15. Почему нужно соблюдать режим питания?
16. Почему нельзя есть много на ночь?
17. Какие продукты дети должны есть, чтобы быстро расти, быть здоровыми и сильными?
ЗАДАНИЯ
1. Детям: составить рассказ о том, как вместе с мамой ходили в продуктовый магазин и покупали продукты.
2. Педагогу: показать детям картинки, на которых изображен магазин с разными отделами и продуктами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"
Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....
Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы
Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...