Система работы по развитию диалогической речи посредством моделирования.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema-raboty-po-razvitiyu-dialogicheskoy-rechi-posredstvom-modelirovaniya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию диалогической речи посредством моделирования.
воспитатель: Журавлёва Светлана Лукьяновна.
Введение.
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и освоение выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения. В.А. Сохин в своих исследованиях доказывает, что процесс коммуникации осваивается так же, как и любой другой вид деятельности. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.: умение отвечать на вопросы, задавать их, вести беседу на интересующие их темы и т.д. Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей. А. М. Леушиной был собран значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина пришла к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).
Так как у детей дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление, метод моделирования в дошкольной педагогике рассматривается как наиболее эффективное средство развития многих сторон развития ребенка, в том числе связной речи, которая в свою очередь делится на диалогическую и монологическую. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картингами, предметами, схематическими изображениями.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Таким образом наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста, овладение диалогической речью. А развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками. Л.А Венгер считал, что использование приёмов моделирования в процессе обучения способствует развитию наглядно-образного мышления, что даёт широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества детей.
На основании этого была выстроена система работы по развитию диалогической речи детей пятого года жизни посредством моделирования.
Цели : Развитие диалогической речи и речевого общения посредством моделирования.
Были поставлены следующие задачи :
1. Разработать инструментарий по определению уровня развития диалогической речи детей 5 го года жизни.
2. Разработать систему по использованию моделирования в развитии диалогической речи
3. Определить формы работы с родителями по развитию диалогической речи детей.
4. Определить эффективность работы .
1. Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности диалогической речи детей пятого года жизни. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Период взлёта взаимообщения (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) пятый год жизни. Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180--210 слов в течение 30 минут игры.
У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают -- 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений. Дети пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. . В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками.
Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходима развивающая среда. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
В. В. Давыдов разрабатывая теорию учебной деятельности , выделяет моделирование как особое учебное действие. Обобщающая функция моделирования позволяет активизировать элементарное освоение детьми явлений языка и речи. Также в литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн. Они считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
1.2.. Влияние моделирования на развитие диалогической речи.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
У дошкольников среднего возраста развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, и целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.
В основе развития познавательных способностей дошкольников лежат действия наглядного моделирования. Моделирование рассматривается в дошкольной педагогике ,как деятельность воспитателя и детей по построению моделей и организуется на основе замещения реальных объектов схематическими изображениями. Цель моделирования - успешное усвоения детьми диалогической речи и речевого общения . В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Наглядное моделирование доступно детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Эффективность использования моделей для обучения дошкольников диалогической речи основана на способности детей к построению и использованию внутренних мыслительных процессов. Многие педагоги и психологи подчёркивают ,что в дошкольном возрасте необходимо развивать активные формы восприятия , к которым , безусловно относится и анализ модели. По определению С.Л. Рубинштейна, связной речью называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. По отношению к дошкольникам рассматривается развитие двух форм речи: диалогической и монологической.
Диалогическая речь протекает по форме вопрос - ответ в живом общении, постановка вопросов и ответы на них побуждает к неполным, односложным ответам. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, с его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы и для развития монологической речи. Эффективным методом развития диалогового общения выступают дидактические игры с парным взаимодействием и применением опорных схем - моделей. Одной из таких игр является составление словесных пазлов или «расчёсок» (так их называют дети по внешнему сходству ). Модели служат своеобразным зрительным планом для создания диалогов , направлять процесс связного выстраивания диалога.
II. Практическая часть
2. 1.Аналитический этап
Цель: Определить уровень развития диалогической речи детей пятого года жизни.
Для выявления уровня развития диалогической речи использовала методику , разработанную О.С. Ушаковой и Е М. Струниной. Предложила детям ряд заданий. Все задания оценивались по баллам: З балла за полный и правильный ответ данный ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок допустивший неточность и отвечающий по наводящим вопросам взрослого; 1 балл даётся ребёнку ,если он не соотносит ответы с вопросами взрослого , демонстрирует непонимание задания. Эти оценки помогли выявить уровни речевого развития : высокий , средний, низкий.
Для диагностики мной были отобраны следующие задания:
Задание № 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».
Цель: выявить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Методика. Для определения особенностей диалогического общения детям задавала вопросы.
Вопросы для разговора с детьми:
- какие игрушки у тебя есть дома?
- какая самая любимая?
- расскажи, какая она?
- какие игрушки нравятся в детском саду?
Задание № 2 Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).
Описание методики:
I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?
II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?
Задание № 3
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.
Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
- « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Во время эксперимента не вступала в беседу с ребёнком, а только отвечала на вопросы.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей задавать вопросы и логику построения вопросов для построения описательного рассказа
Описание методики: Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку и задать воспитателю вопросы , для составления описательного рассказа. Воспитатель наблюдает за активностью детей при составлении вопросов и определяет их умения задавать вопросы и логику их построения для описательного рассказа.
Результаты диагностики показали общую картину развития диалогической речи детей. Из 20 детей 8 имели средний уровень (40%), эти дети отвечают на вопросы распространенными предложениями , использовали формы речевого этикета (приветствие, просьба), но затруднялись в умении задавать вопросы в ходе разговора. Низкий уровень выявлен у 12 детей (60%) .Эти дети отвечали на вопросы односложно, редко использовали формы речевого этикета, затруднялись в умении задать вопросы воспитателю для составления описательного рассказа. Высокого уровня не выявлено.
Чтобы выяснить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка , родителям были предложена анкета.
Анкетирование показало из 24 опрошенных родителей 18(75%) человек имеют низкую степень информированности о работе, проводимой в группе , по речевому развитию детей. 6 человек(25%) считают, что эта работа должна проводиться в более старшем возрасте. 15 (62%) не проводят работу по совершенствованию речи ребёнка дома. Отсюда возникла необходимость провести работу с родителями по повышению их компетентности в этом вопросе
Система работы по развитию диалогической речи детей с использованием моделирования
2.2 Подготовительный этап
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы . Приступила к реализации поставленных задач. Основной целью этого этапа являлось определение содержания работы, с соблюдением системности.
Задачами этого этапа было:
1. Составить перспективный план по развитию диалогической речи с использованием моделей.
2. Изготовить модели различной конфигурации по развитию диалогической речи.
3. Включить родителей в создание ПРС.
В итоге был составлен перспективный план для работы с детьми на каждый месяц.
Стимулировать стремление использовать моделирования в ходе диалога помогла созданная предметно - развивающая среда в группе . Был подобран иллюстративный материал по тематике: «Магазин», «Больница», « Разговор по телефону», «Железная дорога» . Изготовлены дидактические игры « Радио», « Десять вопросов» , « Кто это?», карточки со значками – символами, модели диалогов с 3-4 диалоговыми действиями : « На приёме у врача», «Покупатель- продавец»; с 5-6 диалоговыми действиями : « Разговор по телефону «, «Парикмахер - клиент» ; с 7-8 диалоговыми действиями : «Ты проводник - я пассажир», « Знакомство в дороге».
Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в вопросах речевого развития детей в уголке была размещена информация: «Характеристика речи детей пятого года жизни», родителям предложены памятки по развитию диалогической речи «Становление диалогической речи детей зависит от нас », кроме того, проведена консультация «Пальчиковые игры и их влияние на развитие диалогической речи» , предложено описание словесных и пальчиковых игр и рекомендации по их использованию.
Совместно с педагогом по ИЗО деятельности Колоногой С.К. и педагогом - психологом Курясевой О.Г. с родителями и детьми были проведены игры на сближение взрослых и детей и по развитию речевой активности. В процессе совместной деятельности происходило активное общение родителей с детьми и педагогами.
2.3. Формирующий (основной) этап.
На этом этапе методом развития диалогового общения выступают дидактические игры с парным взаимодействием и применением опорных схем – моделей. Я использовала в работе одну из таких игр составление словесных пазлов (моделей) или «расчёсок» (так их назвали дети по внешнему сходству). В работе использовались готовые схемы – модели диалога. Формирование навыков наглядного моделирования происходило в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.
На начальных этапах моей работы с моделями , подкрепляла их наглядным материалом (картинками) по теме диалога.
Первым шагом в работе было знакомство детей с понятием диалога и со значками - символами . Дети получили представление в чем заключается понятие «диалог» познакомились с его структурой ( диалог – это смена высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией). При знакомстве со значками – символами дети побуждались к активному участию в обсуждении каждого значка , обращалось внимание детей на то , что один и тот же символ может обозначать несколько разных (родственных ) выражений. Это способствовало обогащению словаря детей, способствовало развитию умения варьировать словами при ведении диалога.
Дети познакомились с правилами работы с о схемами – моделями :
«Я говорю – ты молчишь! Ты говоришь – я молчу!»:
Говорить по очереди! Сказанное не повторять!
Употреблять в диалоге «вежливые слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями» (в рамках годовой задачи «Создание условий для развития диалогической речи посредством театрализованной деятельности»).
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанн...
Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе.
Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе....
Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе.
Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе....
буклет "Развитие диалогической речи посредством игр и упражнений"
Буклет будет полезен воспитателям логопедических групп...
Обобщение опыта по теме: « Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности»
Обобщение опыта по теме: « Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности»...
Практикум для педагогов дошкольного учреждения на тему: "Развитие диалогической речи посредством дидактических игр и упражнений"
Повышение компетентности педагогов в области развития речт детей....
Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...