НОД Тема:«Осень. Периоды осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Афонина Валентина Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема:«Осень. Периоды осени»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen._periody_oseni.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Г. КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень. Периоды осени»

провела:  Афонина Валентина Петровна

                                   должность: учитель-логопед

                   категория: высшая


  1. Коррекционно-образовательные цели.

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Расширение словосочетания «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи (подбор существительных-синонимов, однородных определений, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже).

  1. Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной и мелкой моторики.

  1. Воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, творческой активности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с осенними листьями, мольберт, наборное полотно, предметные картинки с изображением деревьев (лиственных и хвойных). Репродукции картин (И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»), картинка с изображением поздней осени. Контейнеры с фишками. Эспандеры, зеркала, магнитофон.

Ход занятия

  1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия). Дети входят в группу. На ковре рассыпаны разноцветные «живые» листья.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас погулять по опавшим листьям. Представьте, что мы пришли в лес. Вспомните, как шуршат, шелестят под ногами листочки, улыбнитесь лесу, улыбнитесь друг другу. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Через 1-2 минуты магнитофон выключается). Хорошо, а теперь садитесь на «лесную полянку» (дети садятся на ковер). Подышим свежим лесным воздухом.

2. Упражнения дыхательной гимнастики по схеме «Вдох-выдох» (по одному разу каждое упражнение).

- Не забывайте: спину держите прямо, руки на коленях, ноги «калачиком». При вдохе плечи не поднимать, при выдохе щеки не надувать (дети выполняют упражнения, следя за указкой).

Логопед:

3. Молодцы, вы правильно выполнили дыхательные упражнения (схема убирается).

- А сейчас внимательно послушайте загадку:

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Дети:

- Осень.

Логопед:

- Какие приметы осени вы узнали в этой загадке?

(Дети перечисляют приметы осени, которые запомнили из загадки).

- молодцы, вы хорошо отвечали и сегодня мы продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

4.  Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед: Назовите осенние месяцы по порядку.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.

А как вы думаете, в какой период осени собирают урожай овощей и фруктов?

Дети: Ранней осенью.

Логопед: Конечно, ранней осенью. А какой самый главный урожай собирают ранней осенью?

Дети: Урожай хлеба.

Логопед: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снегу – много хлеба.

Рожь поспела – берись за дело.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Саша, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение о ранней осени. (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

Ты хорошо подготовилась, правильно произносила звуки и трудные слова.

Антон ты хочешь загадать нам загадку, которую выучил к этому занятию? Мы тебя слушаем.

Ребенок:

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

5. Физ. минутка.

Логопед: Предлагаю вам встать в круг. Поиграем в игру «Осенний дождик» (проводится игра).  А сейчас садитесь за столы.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики (с эспандерами),  с  речевкой: «я сожму свое кольцо…».

Упражнения артикуляционной гимнастики:

- для губ – «улыбка», «колесо», «трубочка», «заборчик-окошечко».

- для языка – «маляр», «лопаточка», (подуть на кончик языка – холодный ветерок), массаж языка зубами (та-та-та), губами (пя-пя-пя), «лошадка», «чашечка» (звук Ш – теплый ветерок).

Логопед:

7. Вслед за ранней осенью наступает золотая осень. Это самый красивый период осени.

Продолжим прогулку по осеннему лесу.

(Дети встают из-за столов, подходят к логопеду, который берет в руки корзину с листьями и предлагает детям понюхать их).

Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами сыростью и прохладой.

Логопед: Выберите по одному листочку, подержите в руках. Расскажите, какие они на вид, на ощупь. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».

Дети: Осенние листья разноцветные, пестрые, яркие, резные, узорчатые, гладкие, прохладные, душистые…

Логопед: Сложите на столе ковер из осенних листьев.

(Дети выполняют задание).

Молодцы, вы дружно поработали и поэтому «ковер» у вас получился особенно красивым. Посмотрите на него и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк, он кажется золотым.

Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. Золотой осенью трава тоже начинает менять свою окраску и засыхать. Как можно сказать иначе (трава вянет, желтеет…). Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

- Кто видел птичьи стаи? Как сказать по другому? (клин, караван). Продолжим нашу прогулку по лесу. (Дети проходят к столу, где лежат предметные картинки с изображением деревьев).

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Чьи листья?». Вы должны будете взять по одной картинке, подумать, какое это дерево и как правильно назвать его листья. Например: «У клена листья кленовые». (Дети поочередно выставляют свои картинки на наборное полотно, отвечают по образцу полными предложениями).

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Пройдите за сотлы. (На столах контейнеры с фишками).

 - Кто знает, какое лиственное дерево дольше других стоит зеленым.

Дети: Это дерево – дуб.

8. Упражнение «Составь схему».

Логопед: Выложите из фишек звуковую схему слова «дубы» (звуковой анализ и синтез, деление на слоги, выделение ударного слога и ударного звука).

Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили это задание. И сейчас Соня прочитает нам стихи о золотой осени. (А.С. Пушкин «Осень» - Унылая пора, очей очарованье…).

Логопед: Очень хорошо, садись на свое место.

- Пройдет период золотой осени, деревья потеряют листву, станет холоднее, все перелетные птицы улетят, насекомые спрячутся, дожди будут идти чаще, а ветра будут холоднее. Как будет называться этот период осени? Кто догадался?

Дети: Это будет поздняя осень.

Логопед: Стихи о поздней осени прочитает нам Даша. (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»).

Логопед: Молодец, Даша. Спасибо.

9. Упражнение «Периоды осени».

(Логопед раскладывает на столе репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень» и картину В. Попова «Поздняя осень»).

 Логопед: Посмотрите на картины русских художников и определите, где изображена ранняя осень, где – золотая осень, а где – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

(Дети выполняют задание логопеда)

Логопед: Что ж, вы отлично выполнили задание. Действительно, на картине И. Шишкина «Рожь» изображена ранняя осень. Художник И. Левитан изобразил золотую осень. А картина В. Попова так и называется «Поздняя осень». Расскажите, что помогло вам правильно выполнить задание.

(Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание).

10. Итог занятия. (Оценка работы детей).

- Наше занятие в осеннем лесу подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам было интересно делать? (Затем логопед оценивает работу детей на занятии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Тема: «Осень (Труд взрослых в осенний период, подготовка к зиме)» (1-я неделя ноября)

Цель:    Дать детям понятия об осенних работах людей на огороде и в саду; развивать эстетическое восприятие окружающего; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к природе. ...

Домашнее задание (подготовительная группа). Тема: ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

Уточнить и закрепить знания ребенка об осени: вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку...

Памятки, консультации на тему: "Осенний период "

Памятки, консультации на тему: "Осенний период "...