Речевой онтогенез в современной психолингвистике
статья по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
Изучение проблем становления коммуникативной компетенции детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой онтогенез в современной психолингвистике
Детская речь в нашей стране изучается давно и успешно. Интерес учёных – гуманитариев к проблеме становления коммуникативной системы ребёнка возрастает год от года.
К настоящему времени в изучении речевого онтогенеза сделано очень многое. Однако ещё больше не сделано. Комплекс проблем становления коммуникативной компетенции сейчас предстаёт в виде целостного многогранного объекта изучения, большинство граней которого можно считать белыми пятнами современного языковедения. К числу таких неисследованных пространств следует отнести проблемы развития речевого мышления дошкольников и школьников, становление языковой личности ребёнка, проживающего в сельской местности, взаимосвязь речевого развития и социальных условий формирования личности, гендерный аспект эволюции коммуникативной компетенции, становление речи в условиях дизонтогенеза (речь слепых, глухих, умственно отсталых и т.д. ) и мн. др.[Седов 2004: 5].
Изучение речевого онтогенеза имеет и теоретическое, и сугубо практическое значение. Только узнав, как у человека появляется и формируется способность говорить и думать, – можно понять сущностные свойства его психики. [Седов 2008: 1]
Речевой онтогенез как предмет научных исследований очень похож на многогранный кристалл, каждая сторона которого есть самостоятельный аспект, отдельная научная проблема. Разные науки изучают разные плоскости процесса коммуникативного становления человека. [Седов 2008: 2].
Рост активного словаря наблюдается со второго года жизни ребёнка. Однако становление лексико – семантической системы ребёнка выражается не только в увеличении количества произносимых слов. На ранних этапах усвоения языка слово вплетено в ситуацию; оно связано с жестом, мимикой, интонацией, и только в этих условиях приобретает предметную соотнесённость. Долгое время слово сохраняет прочную связь с практической деятельностью ребёнка и несёт в себе диффузное, расширительное значение.
Однако довольно скоро ребёнок начинает понимать , что одно слово может обозначать несколько предметов – класс предметов или явлений. Так в становящееся языковое сознание начинает входить представление об обобщающей функции слова. Значения, которые малыш вкладывает в свои первые лексемы, развиваются одновременно с развитием его мышления. От конкретно – действенного ребёнок переходит к конкретно – образному мышлению. Вместе с этим он постигает обобщающее значение разных наименований [Седов 2008: 81].
Способ обобщения на основе случайного признака Л.С. Выготский назвал «коллекцией предметов». Расширение социального опыт, развитие мышления позволяет ему <ребёнку> перейти в первых номинациях к протопонятийным принципам формирования лексико – семантической системы [Седов 2008: 82].
Более высокий уровень абстракции предполагает усвоение словосочетаний с относительным значением. Значение слова в речи ребёнка развивается. Становление лексико – семантической системы идёт одновременно с развитием сознания, которое меняет своё смысловое и системное строение. Как справедливо отмечает Лурия, «на раннем этапе развития ребёнка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно – действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему практических наглядно – действенных связей. Только на завершающем этапе сознание приобретает вербально – логический характер, отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению, хотя и на этом этапе связи, характеризующие прежние этапы развития, в скрытом виде сохраняются» [Лурия 1979: 293].
В школьном возрасте продолжается развитие лексико – семантической системы языка ребёнка. Это находит выражение не только в увеличении объёма словаря, но и в качественном совершенствовании его системы. Развитие дискурсивного мышления, овладение вербально – логическими операциями вывода нового знания побуждают школьника к оперирования системой понятий, в которой конкретная лексема воспринимается в иерархических отношениях.
Состав словаря младшего школьника стремительно увеличивается. Однако многие из новых слов ребёнок употребляет не вполне осмысленно, механически. Подобное явление в науке получило название вербализм. Употребляя слова, передающие абстрактные или терминологические понятия, дети часто не чётко представляют себе их смысловое наполнение [Седов 2008: 84-85].
Как пишет А.Р. Лурия, «мы можем сделать вывод, что значение слова развивается даже и после того, как предметная отнесённость слова достигла своей устойчивости, и что оно меняет не только свою смысловую структуру, но и своё системное строение.
Этот факт означает вместе с тем, что наше сознание меняет своё смысловое и системное строение. На раннем этапе развития ребёнка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему практических наглядно – действенных связей. Только на завершающем этапе сознание приобретает отвлечённый вербально – логический характер, отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению, хотя и на этом этапе связи, характеризующие прежние этапы развития, в открытом виде сохраняются» [Лурия 1979: 192].
Речевая деятельность это не только демонстрация системы языка, но и проявление индивидуального опыта, индивидуальных знаний этой системы говорящим. Тем самым она представляет собой реализацию языковых способностей, языковых знаний, дара речи отдельной личности [Кубрякова 1986: 27].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....
Речевой онтогенез
В презентации отражено речевое развитие ребенка 0-7 лет. Рекомендую использовать на родительских собраниях....
«Проблемы речевого развития в современной практике работы дошкольных учреждений»
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важн...
Речевой онтогенез: понятие, этапы
Данная статья посвящена освещнию этапов речевого онтогенеза с момента рождения ребенка до наступления школьного периода. Материал может быть интересен студентам педагогических специальностей, пр...
Механизмы и закономерности формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза
В тезисах описаны основные механизмы, закономерности и периоды формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза у старших дошкольников....
Речевой онтогенез
Поможет родителям отследить речевое развитие детей...