Осень- прекрасное время года
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки осени, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumova_konspekt_po_razvitiyu_rechi_seminar.docx | 161.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Образовательная область “Речевое развитие”
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тема: Осень - прекрасное время года
Возрастная группа: старшая
Подготовила:
Воспитатель
Наумова Татьяна Николаевна
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
п. Тюльган – 2017 г.
Тема: Осень- прекрасное время года
Возрастная группа: старшая (5- 6 старшая)
Цель: закрепить умение в составлении описательных рассказов по мнемотаблице, развитие устной речи детей.
Задачи:
Развивающие: развивать связанную речь; развивать активный словарный запас; развивать любознательность, память и мышление детей; развивать зрительное восприятие; развитие общей моторики, творческого воображения и координации движения с речью.
Образовательные: Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ. Закреплять умение составлять развернутые предложения. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.
Работа над словарем: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Материалы и оборудование: магнитная доска, 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок, проектор, экран, плакат с деревом.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
- Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:
- Приемы организации практической деятельности детей:
- Приемы поддержания интереса у детей:
- Приемы оценки и самооценки.
Форма организации обучения детей:
- индивидуальная работа,
- подгрупповая работа.
Виды детской деятельности в занятии:
Игровая: разгадывание загадок, дидактическая игра ,сюжет игровой деятельности
Коммуникативная: беседа об осени
Здоровьесберегающая.
Планируемые результаты:
Личностные: умение поддерживать беседу об осени, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками, расширение словарного запаса, умение действовать самостоятельно.
Интеллектуальные: высказывает свою точку зрения.
Критерии оценки деятельности детей в занятии
- Активность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
- Сопереживание.
- Эмоциональность
- Проявление волевых усилий
- Самооценка
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Расширять знания о времени года «Осень» Принимать активное участие в образовательном процессе. | |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная «Подари свою улыбку» | Закреплять умение подчиняться правилам в играх, вызывать эмоционально - положительный отклик на игровое действие. Снятие напряжения. |
Речевое развитие | Отгадывание загадок, словарная работа по мнемотаблице, составление рассказа по схеме | Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Формировать умения делать выводы, умозаключения. |
Физическое развитие | Физминутка | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
Аннотация
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки осени, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.
План занятия
- Вводная часть: 3 мин.
- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;
- создание мотива для деятельности детей;
-определение цели.
- Основная часть: 20 мин
Проблемная ситуация
Работа с карточками
Физкультминутка
Составление рассказа об осени
Игра «Узнай по описанию»
Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации
3. Заключительная часть: 2 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия
Длительность занятия - 25 минут.
Ход занятия
Части занятия | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Психологический настрой на занятие, снятие напряжения. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. | - Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Воспитатель: Давайте встанем в круг и подарим, друг другу свою улыбку добрую и красивую ((улыбнемся соседу справа и слева, кто позади вас, посмотрите вокруг себя)! А Давайте поздороваемся с нашими гостями, и подарим наши улыбки им. Отлично! (дети выполняют упражнение в кругу) Вот на такой ноте мы начнём наше занятие. | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие |
2.Основная часть. Проблемная ситуация Работа с карточками Физкультминутка Составление рассказа об осени Игра «Узнай по описанию» Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации
| Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Да). Тогда давайте сядем на стульчики (спинку держим прямо), ноги вместе. Открываю! «Уважаемые ребята! В нашей стране Торопыжкиных совсем нет такого времени года как Осень. Я слышал что, Осень - прекрасное время года, а, правда это или нет, я не знаю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, рассказали, что такое осень. С нетерпением буду ждать вашего ответа». Веселый человечек «Торопыжка». Вот ребята как выглядит человечек Торопыжка (слайд 2). Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Торопыжке узнать, что такое осень. (Ответы детей) Воспитатель: А помогут ребята нам в этом вот эти удивительные карточки (воспитатель достает первую карточку с изображением солнца). Воспитатель: Первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).(слайд 3) Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю). Вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе? (ответы детей) (слайд 4) Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное, чаще идут дожди). Третья карточка - Что на ней изображено? (дерево, листья). Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей) (слайд 5) Воспитатель: (листья на деревьях желтеют, краснеют, и опадают). Воспитатель: (осенью дикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать) Пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны). Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов). Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы вспомнили и рассказали все об осени. Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема (слайд 9) Воспитатель: А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком, но не забывайте, что у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. (Далее дети составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему). (Спросить 1-3 ребенка). Воспитатель: Ребята пока вы рассказывали про осень, я все ваши рассказы записывала, и они мне очень понравились, и я думаю, Торопыжке они тоже очень понравятся. Воспитатель: Ребята давайте, и мы с вами подготовимся к зиме и сварим компот Физминутка: «Фрукты» Будем мы варить компот (маршировать на месте) Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много") Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и сахарный песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок) Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя) Угостим честной народ (хлопать в ладоши) Молодцы ребята. Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игру. «Узнай по описанию». (Показ слайдов или картин-схем детям). Ребенок загадывает загадку:
(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко) Молодцы отгадали (слайд 11).
(Это овощ. Он коричневого цвета, круглой формы, можно посолить, растет в земле, используется в вареном, печеном, жареном, сыром виде -картофель)(слайд 13) Молодцы отгадали. Воспитатель: Ребята, смотрите, дерево стоит, грустит, от того, что на нем нет (листьев) правильно, а давайте вместе с вами обрадуем дерево. - Как это можно сделать? А я предлагаю сделать это так, кому понравилось на нашем занятии все было понятно, интересно - возьмите красный листочки, у кого, что-то не получилось, возьмите желтые, а кому было грустно – возьмите коричневый. (Спросить детей, почему он взял желтый листочек). (Дети наклеивают свои листочки на дерево). Ребята смотрите, какое красивое радостное осеннее дерево у нас получилось. | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. | Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы. Ведь мы сегодня сделали полезное дело (Для кого? И что?) Ответы детей - Торопыжке рассказали про осень и сделали для него картину. - Ребята, почему нас это получилось? (Потому что мы были внимательными, рассудительными, активными, помогали друг другу) Воспитатель: Теперь я складываю ваши рассказы об осени и картину в конверт и отправляем по адресу в страну Торопыжкиных на ул. Лесную для Торопыжки (Воспитатель складывает все в конверт.) А теперь давайте пойдем на прогулку и отправим наше письмо Торопыжке. И будем ждать Торопыжку в гости! На этом наше занятие закончилось. Всем большое спасибо. | социально-коммуникативное развитие |
Длительность занятия: 25 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Зима-удивительное, прекрасное время года!"
Программное содержание: 1.Формировать у детей интерес к явлениям природы.2.Приучать к поэзии....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
"Прекрасное время года- "Зима"
Для Вас, Родители!!!Наступила прекрасное время года- Зима. Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше пров...
Лето - прекрасное время года
Проект «В гостях у лета». Данный проект позволяет в условиях летнего сезона расширить, обогатить, систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, в быту людей в летнее время. Форм...
Занятие в старшей группе детей на тему: "Весна - прекрасное время года".
Занятие в старшей группе детей на тему: "Весна - прекрасное время года"....
Презентация "Осень-прекрасное время года"
Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе....
Осень- прекрасное время года!!!!!!
Очень яркая презентация на тему Осени!...