Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Андреева Ольга Евгеньевна

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

 «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

- обучать составлению рассказа по картине

       2. Коррекционно – развивающие:

         - развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словарь по теме «Ранняя осень», развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение, активность и самостоятельность.

      3. Коррекционно – воспитательные:

        - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Картина М.Пишвановой, П.И.Чайковский «Четыре времени года», настольный театр, кукла би –ба –бо Осень

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Деятельность детей

1.Оргмомент

Звучит тихая приятная музыка, воспитатель из-за ширмы показывает куклу би-ба-бо «Осень»

Осень: Здравствуйте, ребята! Я – волшебница осень. Я очень хочу познакомиться с вами  и подружиться. Встань-те в круг, возьмитесь за руки и громко назовите приметы осени. Молод-цы, а сейчас прошепчи-те, какая бывает осень?

Дети приветствуют осень, перечисляют приметы и называют признаки осени.

2.Артикуляционно – мимическая разминка

Вы согласны отправи-ться со мной в сказку и подружиться со звука-ми и природой осени? Помогут в этом наши веселые язычки!

3.Игровая мотивация, постановка цели и задачи

На экране интерактив-ной доски появляется Злая тучка. Она расп-лескала воду на карти-ну и спрятала яркие осенние краски, чтобы вернуть их мы должны выполнить все задания Злой тучки.

Дети выражают согласие встретиться с трудностями.

4. Поляна загадок

Злая тучка:

  1. Птицы улетают,

Собралися в стаи. Листья улетают,

Ветер их уносит.

Все это бывает,

Если с нами … (осень).

  1. Что это за кочка

около пенечка?

Есть у кочки черный нос и в колючках спинка. На колючках листьев воз с дуба и осинки (еж)

  1. Рыжей молнией зверек

Промелькнул средь веток, Вдоль ствола и поперек.

Был зверек и нету          (белка)

Воспитатель: - Молодцы! Правильно отгадали загадки, но чтобы подружиться с тучкой мы должны исполнить для нее песню.

Дети отгадывают загадки.

Исполняют песню.

5.Картинная галерея

Воспитатель на интерактивной доске помещает картину и организует беседу.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему в начале занятия мы отгадали загадки об осени, о ежике, о белке?

- Кого вы видите на картине?

- Куда пришли дети?

- Почему вы думаете, что дети пришли в лес?

- Как нужно относиться к животным, которых вы встретите на прогулке в лесу? Можно ли их ловить, брать с собой домой?

- Что делает мальчик, изображенный в центре?

- Что делает мальчик, который стоит слева?

- Что делают девочки?

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Почему осень на картине можно назвать золотой?

- Какие деревья вы видите на картине, и какими стали листья на них?

Дети рассматривают картину

М. Пишвановой «Ранняя осень» и беседуют по ней.

6. Поляна вопросов и ответов. Коллективное составление плана рассказа.

Воспитатель предлагает детям подумать, сколько частей будет в рассказе, и задает следующие вопросы.

- Рассмотрите картину повнимательнее. С чего вы начнете рассказ?

- Как вы опишите осень? Что расскажете о деревьях?

- Какие слова подберете, чтобы рассказать о лесе, о воде, о небе?

- О чем будете рассказывать дальше?

- Что вы расскажете о мальчике, который стоит слева?

- Как вы будете рассказывать о девочках?

- Конец рассказа я предлагаю каждому из вас придумать самостоятельно.

Ответы детей.

7. Поляна говорунов.

Ребенок составляет рассказ полностью.

Ранняя осень.

Наступила золотая осень. Листья на березе стали желтыми, на рябине - оранжевыми, на клене – красными, на дубе – бурыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в легкие курточки и шапочки, потому что осенью становится прохладно. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдал за белкой. Девочки подняли с земли ветки дуба и клена. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

Детям очень понравилось в осеннем лесу.

8. Психогимнастика

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам показать зверят движениями, голосом, выражением лица.

- Покажите шуструю белочку.

- Покажите злого голодного волка, который пугает трусливых зайцев.

- Покажите , как сладко спит медведь.

- А как осторожно шагает по лесу ежик?

Дети выполняют мини – этюды.

9. Динамическая пауза

Воспитатель: - А теперь  давайте немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Дети бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

10. Островок  спасения

Воспитатель: - А вот вам и таблица, с ее помощью вы составите рассказ, а волшебница осень и тучка с удовольствием вас послушают

Дети с помощью мнемотаблицы составляют рассказ по картине.

11. Итог занятия.      Рефлексия.

Выполнив все задания, вы доказали, что стали настоящими друзьями волшебницы осени. Спасибо вам!

Что вам понравилось, запомнилось на занятии?

С каким героем вы хотели бы встретиться еще?

Какое у вас настроение?

Примите от наших героев эти осенние листочки на память!

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

Презентация «Использование моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов»

Систематическая  и планомерная работа  по использованию моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов помогает развива...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.Цель: учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице.Задачи:учить рассказывать о своих личных впечатлен...