Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Актуальный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АПО Пиджакова ОН56.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пиджакова Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4»

Управление образования администрации муниципального района

«Корочанский район»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                    Автор опыта:

                                                                         Пиджакова Оксана Николаевна,

                                                                         Воспитатель МБДОУ                                                                        

                                                                         «Детский сад №4»

Короча

2018

Содержание:

Условия возникновения и становления опыта...........................................3

Технология опыта........................................................................................8

Результативность опыта.............................................................................11

Библиографический список........................................................................14

Приложение к опыту..................................................................................15

Условия возникновения и становления опыта

Развитие речи ребёнка, овладение им родным языком - это самое необходимое приобретение в дошкольном детстве, общая основа для развития детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие является одним из основных механизмов в развитии ребенка. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

        В дошкольном возрасте происходит налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребёнка с взрослым, эмоциональное участие в совместной деятельности со сверстниками. Здесь же происходит развитие понимания языковых средств (слова, фразы), ребенок включается в общение через движение, действия, эмоции и смысл, речь становится связной, последовательной. Большинство дошкольников не умеют строить описание и повествование, не могут связывать предложения.  Это приводит к тому, что дети не умеют общаться друг с другом, с окружающим миром, не имеют творческой инициативы. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в развитии, в которых воспитанник может в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении детей к театрализованной деятельности.                   Почему автором опыта выбрана именно театрализованная деятельность? Дошкольники с  удовольствием участвуют в обыгрывании знакомых произведений, перевоплощаясь в понравившийся образ, добровольно принимая черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети смеются, когда смеются герои, радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Театрализованная деятельность помогает раскрыться творческому потенциалу каждого ребёнка. Он знакомится с окружающим миром, учится воплощать интересные идеи, у них развивается творческое воображение, мышление, речь. Театрализованная деятельность помогает маленькому человеку преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.  Воспитанники лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Детей не нужно заставлять играть, они любят это делать. Играя вместе с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

        Актуальность  данной темы обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи.  Дошкольное детство – это особенный период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности.  Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направленность, которая заключена в сказке,  которая заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, правильно ли поступает герой произведения. Любимые герои становятся образцами для подражания. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, так как стимулирует активную речь детей, расширяет словарный запас. В театрализованной игре происходит формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения.

        В дошкольных образовательных учреждениях  можно, и необходимо,  уделять внимание всем видам театра, так как это помогает приобщать ребенка к духовным ценностям, формировать правильную модель поведения в современной жизни, знакомить детей с литературой, музыкой, правилами этикета, традициями.  Способствует развитию игрового поведения, способности творчества в любой ситуации, даёт представление о видах театра на элементарном уровне, способствует развитию навыков публичного выступления.

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении посредством театрализованной деятельности как основного инструмента всестороннего развития.

Длительность работы над опытом охватывает период с сентября 2015года по май 2017года. Работа была разделена на несколько этапов.

I этап - начальный (констатирующий);

II этап - основной (формирующий);

III этап - заключительный (контрольный);        

На начальном этапе предполагалось обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития речи воспитанников. Изучалась психолого-педагогическая и методическая литература, подбирались методики для развития  речи у дошкольников.

На формирующем  этапе проведена апробация внедрения театрализованной деятельности в условиях дошкольного образования.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

Диапазон представленного опыта является систематизацией и обобщением накопленного опыта по созданию целостной системы работы, направленной на  достижение положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Теоретическая база опыта

        Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Е.И.Тихеева, С.Л.Рубинштейн, О.И.Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития.

        С.Л.Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Р.С.Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».

А.А.Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».  Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

        Физиологической основой развития речи является учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

        Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь». Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность. Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

        Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С.Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления».

        С.Л.Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием….. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». Именно в тот момент, когда ребёнок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

        В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

        Хочется отметить, что вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них своё понимание проблемы обучения, своё отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.

        Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что младший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в раннем детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

        Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M.Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания психологов и педагогов.

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В опыте систематизирована работа с детьми по развитию речи, подобраны литературные произведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его  в повседневной практике работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации  образовательной деятельности позволит повысить интерес ребенка к устному народному творчеству, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.

Технология опыта

        Целью моего опыта  является создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством    театрализованной деятельности.  

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Создать условия по развитию творческой самостоятельности, ответственности, инициативности ребёнка:

 - воспитание общительного, творческого, эмоционального  ребенка, владеющего словом, понимающего партнера;

 - совершенствование игровых навыков детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций и систематизацию накопленного материала, включая такие составляющие, как дидактические игры, театральные игры, подбор иллюстративного материала к сказкам.

2.Уделить внимание для развития положительного отношения к себе, к окружающим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей:  воспитание и развитие памяти, мышления, внимания, воображения, вера в предлагаемые обстоятельства в каждом ребёнке;

совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской речи, общению и речевой выразительности.

        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов:

- организованная образовательная деятельность;

- целевые прогулки и наблюдения;

- беседа;

- праздники и вечера развлечений;

- дидактические игры;

- работы детей с родителями;

- рассказ, показ;

- самостоятельная деятельность;

- создание игровых ситуаций;

- рассматривание иллюстраций.

        Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает совместную театрализованную деятельность и детей и педагога, а также формирует самостоятельное творчество воспитанника. Предметно-развивающая среда группы организована в виде хорошо разграниченных зон («центров») таким образом, чтобы можно было обеспечить возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, организовывающим все основные виды детской активности, а также возможности для уединения. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей. Такая возможность обеспечена наличием предметов, которые легко переносятся и переставляются, периодически сменяемого игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

         В группе функционирует «театральный уголок»,  в котором находятся различные виды театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, пальчиковый), маски-шапочки, элементы костюмов, картинки, иллюстрации к сказкам; ширма, фланелеграф, атрибуты (ленты, платочки, шапки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Какая это сказка?», «Назови героев сказок»). Создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр (приложение №1).

        Также, кроме всех прочих, функционирует «уголок речевого развития». В данном уголке расположены дидактические и наглядные  материалы, картотека коммуникативных и речевых игр, предметные и сюжетные картинки, книги, журналы, игры «Придумай слово», «Рассказы по картинкам», демонстрационный материал  «Зима-весна», «Осень-зима», «Весна-лето» и др.     После чтения сказок, дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Наши дети используют персонажей кукольного театра, самостоятельно организуют ролевые игры, в которых перевоплощаются в разных сказочных героев. 

          В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использовала  разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Метод обучения по образцу (имитационный):

-обучение произношению, интонациям;

-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;

-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);

-пересказ литературного произведения.

Метод коммуникативный:

-беседы (о поведении героев сказок);

-создание речевых ситуаций;

Метод проблемный:

-вопросы, творческие задания;

-упражнения, дидактические игры.

Используются следующие виды деятельности для формирования читательского интереса:

-рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;

-показ книги (перед началом чтения), чтение сказок, заучивание стихотворений;

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);

-упражнения на воображение, имитация движений;

- хороводные игры;

-подвижные игры с героями (использование масок-героев);

-обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;

-показ театрализованных представлений (сказки "Репка", "Колобок", "Теремок" (приложение№2).

        Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, педагог должен использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо:

1.Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт с взрослыми и родственниками.

        Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами  и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно,  развивает речь. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает, чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить).

        Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи. Дети знакомятся с видами театров: настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, конусный, театр игрушки), стендовый (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка), театр на руке (пальчиковый, варежковый, перчаточный), верховые куклы (би-ба-бо, тростевые, на ложках), напольные (конусные, марионетки), театр живой куклы (театр масок, ростовые, люди-куклы).

          В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни автор часто использует сказки для развития речи детей.

        Знакомясь с художественной литературой, дети применяют грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, активно пользуются средствами художественной выразительности языка.

        Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители учатся поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере    возможности стараются присутствовать на детских утренниках.  Отмечают достижения и помогают определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагают ребёнку исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

         Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.         Воспитатель может предложить родным и близким ребёнка ответить на ряд вопросов:

- Каковы отношения ребёнка с другими членами семьи? Кому он отдаёт предпочтение? Кто занимается воспитанием ребёнка?

- Легко ли он контактирует с другими детьми и с взрослыми? Избирателен ли в общении? Каковы, по мнению родителей, его взаимоотношения с другими детьми? Является ли он лидером?

- Использует ли он речевые средства при общении – возгласы, интонацию, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? Есть ли в диалоге реплики?

- Какие книги и с какого возраста читают ребёнку? Как долго он может слушать чтение? Что его больше интересует – иллюстрации, содержание или то и другое? Есть ли любимые фильмы, пластинки?

- Любит ли ребёнок дома рисовать, лепить, играть с конструктором? Сопровождает ли эту деятельность речевыми средствами? Играет ли самостоятельно?  Сопровождаются ли эмоциональные проявления речевыми средствами?

- Каков характер ребёнка – доброжелательный, послушный, ласковый; вспыльчивый, капризный, агрессивный? Как он ведёт себя дома?

С родителями были использованы различные формы взаимодействия: анкетирование «Ваше отношение к театрализованной деятельности», «Речевое развитие ребёнка», оформлены папки-передвижки «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребёнку?»,  проведены консультации «О роли родителей в развитии речи ребёнка», «Роль художественной литературы для развития речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре», были розданы памятки «Играйте вместе с детьми», «Развитие читательского интереса» (приложение№3).

Результативность опыта

              Критерием результативности опыта является уровень развития речи детей. Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых было выявлено развитие  речи детей, была подготовлена и проведена работа по развитию речи  посредством театрализованной деятельности. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем их жизнь интересной, содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, дети, в свою очередь, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, проявляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, активна речевая деятельность, проявляется интерес к чтению. В любых видах деятельности дети проявляют положительные  качества характера, такие как, находчивость, смелость, взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности. Дети любят творческие задания, с удовольствием рассматривают художественную литературу, просят взрослых почитать новую книгу, участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Несмотря на многообразие и индивидуальные особенности психического развития детей дошкольного возраста существуют определенные закономерности их речевого развития. Знание этих закономерностей необходимы воспитателю для проведения диагностики в начале учебного года с целью правильного планирования работы по развитию речи и разработки дифференцированных приемов воспитания. При этом важным критерием оценки эффективности проведённой работы является сравнительная диагностика речевого развития детей в конце учебного года (проводится с тем же диагностическим материалом). Полученные данные с высокой степенью достоверности  отражают развитие речи ребёнка в течение учебного года.

Существуют различные критерии мониторинга детской речи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

  • понимание речи (пассивный словарный запас);
  • уровень активного словаря;
  • уровень речевого подражания;
  • возможности объединения слов в одном высказывании (предложении);
  • уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

МБДОУ «Детский сад №4» работает по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. В соответствии с данной программой диагностическое обследование речевого развития проводится по следующим основным направлениям: формирование словаря (активного и пассивного); звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь. Дополнительно проводился мониторинг по основным программным направлениям развития речевого творчества, игровой деятельности: сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры.

Эффективность проделанной за учебный год работы оценивалась  с помощью сравнительного анализа данных мониторинга на начало и  конец года. Использование одних и тех же методик и материалов позволило получить объективные данные,  наглядно характеризующие развитие речи детей в течение учебного года. Динамику развития коммуникативных навыков можно увидеть на диаграмме:

        

Рис.1

Рис.2

        По результатам мониторинга на начало учебного года видно преобладание среднего уровня, что свидетельствует о неустойчивости того или иного навыка в деятельности ребенка.

        На данных диаграммах (Рис. 1,2) видно, что речевая активность детей  возросла в среднем на 19%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития за три года составило:

- звуковая культура речи – 12%;

- словарный запас – 12,5%;

- связная речь – 18%.

        Улучшение по основным программным направлениям игровой деятельности следующее:

-  сюжетно-ролевые игры – 48%;

- театрализованные игры – 52%;

- дидактические игры – 68%.

        Полученные данные позволили сделать вывод, что правильно построенная систематизированная деятельность  значительно способствует речевому развитию детей. Выяснили, что театрализованная деятельность  является для ребенка особым видом деятельности. Ожидаемые результаты достигнуты:

- у воспитанников и взрослых появились общие темы для общения, близкие отношения не только дома, но и в стенах детского сада,

- дети  стали владеть активной и пассивной речью, могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; знают названия окружающих предметов и игрушек;

- у детей появился более глубокий интерес к играм, не только к пониманию действий героев, но и понимания правильности поступков.

- пополнился словарный запас детей. Дети стали чаще и с удовольствием повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из знакомых сказок, договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы, рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя, узнавать и называть сказку, прослушав отрывок из нее.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. На  театрализованных занятиях можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа, который будет способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, научится извлекать из текстов полезную интересную информацию.

Библиографический список.

1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста  /Сост. М.М. Алексеева. – М., Академия, 1999.

4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников /Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974

5. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2007.-80с.

6. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4

7. Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И.  Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.

9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

"Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Воспитатель: Сатварённая Е.И. Средняя группа.    Актуальность:• В последние годы, к сожалению, от...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а это деятельность помогает развитию речи детей....