Пальчиковые игры по мотивам сказок.
картотека по развитию речи на тему
Сказки (Теремок, Колобок, Курочка ряба, Репка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_po_motivam_skazok.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры по мотивам сказок.
«Учите: слушая – слышать,
чувствуя – понимать, играя – познавать мир звуков»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают ( теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием « пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты ; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры , детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишьем, далее, с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия .
Персонажи:
Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка),
Внучка ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
Жучка ( пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собаки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ).
Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи « ушки» ).
Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу – это «ушки» ).
Колобок (пальчиковая игра « Шарик»: соединить кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик» . Пальцы должны быть слегка согнуты.
Заяц ( пальчиковая игра « Заяц»: сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это « заячьи ушки».
Лиса ( пальчиковая игра « Лиса»: соедините ладони так. Чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это лисьи « уши» согните указательные пальцы и мизинцы это будет лисья «мордочка»).
Медведь (Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу)
Волк (пальчиковая игра « Волк» : соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи « уши». Согните указательные пальцы – это волчий « лоб». Остальные пальцы – это « морда» ).
Петушок - большой и указательный пальцы сомкнули – это глазик, остальные растопырили
Курочка» - большой и указательный пальцы сомкнули, остальные пальчики – полусогнуты
Яичко Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки.
Лягушка Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Репка
Текст | Движения |
В огороде дед, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка , и крепка Выросла репка всем на удивление .Большая –пребольшая, всем хватит угощения . Дед репку тянет потянет вытянуть не может Бабку дед позвал тогда Но и бабка не смогла Тут внучка прибежала Репку вытянуть помочь обещала Жучка – собачка, с кошкой Муркой Тоже деду помочь хотели Но репку вытянуть не сумели Маленькая серая мышка Вот такая трусишка Деду помогла И репку вытянуть смогла | Жест «Дед» Репка (обвести руками большой круг в воздухе)
«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них; «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши; Репка (обвести руками большой круг в воздухе) Жест «Дед» и покачать головой из стороны в сторону Жест «Бабка» Жест «Дед» и покачать головой из стороны в сторону Жест «Внучка» ,«Волны» -шевелить указательным и средним пальцами без напряжения. Жест «Жучка» Жест «Кошка» Жест «Дед» Жест «Мышка» Жест «Дед» Репка (обвести руками большой круг в воздухе) и показать большой палец. |
Курочка Ряба
Текст | Движения |
Жили были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, Да не простое ,а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, - Яичко упало и разбилось! Дед плачет, Баба плачет, А курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. | Жест «Дед», жест «Бабка» Жест «Курочка» Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. Левая рука охватывает «яичко» поверху, разведя пальцы. Жест «Дед», «Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой; Руки разводят в стороны жест «Бабка» «Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой; Руки разводят в стороны Жест «Мышка» «Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ; Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. Ударяем об коленки и выпрямляем ладонь. Жест «Дед» (Обе ладони закрывают лицо.) Жест «Бабка» (Обе ладони закрывают лицо.) Жест «Курочка» Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. |
Колобок
Текст | Движения |
Бабка с дедом дружно жили Колобок слепить решили По амбару помели По сусекам поскребли Получился колобок Вот какой румяный бок Выкатился за порог И никто догнать не смог Повстречал в лесу зайчонка, И зубастого волчонка, Мишку косолапого А лисичка Колобка Хвать! Взяла и сцапала! | Жест «Дед», жест «Бабка» Жест «Колобок» ( двумя руками сделать вид что метешь веником) (поскребите двумя руками стол) Жест «Колобок» (вращать руками) ( продолжать вращать руками) Жест «Заяц» Жест «Волк»("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на руках) Жест«Медведь» Жест «Лисичка» Пальцы обеих рук быстро соединить в замок |
Теремок
На полянке теремок дверь закрыта на замок Как по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну, а мышке в ответ - тишина. Поселилась тогда в домике она. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит: Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, в доме живу, Пирожки с малиной жую. А ты кто? Лягушка:Я Лягушка, Я Лягушка, Я умею петь частушки! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю Зайка бежит, у дверей остановился и стучит: Зайка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто? Зайка: Я Серый Зайка – На дудочке играй-ка! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю Лисичка бежит, у дверей остановилась и стучит: Лисичка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. Зайка: Я Серый Зайка- На дудочке играй-ка! А ты кто? Я красавица Лисичка, Всем свяжу я рукавички! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, поля Мишка идет, у дверей остановился и стучит. Мишка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери Мишку испугались И в испуге разбежались! | (ладошки соединяем домиком) (пальцы сомкнуты в "замок") «бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест «Мышка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, прижимают к губам указательный палец, оказывают руками «крышу теремка» шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», «лепят ладошками пирожки», жест «Лягушка», показывают руками «крышу теремка», жест «Зайка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», жест «Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, показывают руками «крышу теремка», мягкие движения кистями рук, жест «Лисичка» стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», жест«Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, Жест «Лисичка» Имитируют вязание на спицах показывают руками «крышу теремка», Жест «Медведь» стучат кулачком правой руки о ладошку левой, сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данны...
Авторские пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок для компенсирующей группы
Материал для развития мелкой моторики и координации речи с движением....
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. ...
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок
Пальчиковые игры...
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок....
Пальчиковые игры по мотивам сказок
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнас...
«Пальчиковые игры по мотивам Сказок» для младших дошкольников.
Пальчиковые игры, умение соотносить движения с текстом помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и развивают речь, образное мышление, а также закрепляют знание содержания сказок....