Конспект занятия с элементами ТРИЗ ,,В гостях у сказки".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

полуэктова нина михайловна

Развивать интерес к устному народному творчеству через творческое рассказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием

технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической

цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет.

Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать

графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого

главного — характера.

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный,

весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый —

больной и другие.

6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по

предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать

очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок. Знакомство с символами (ТРИЗ)-

карточки поэтапного составления волшебной сказки. Рассматривание иллюстраций

«Герои сказок». Загадывание и отгадывание загадок. Формирование знаний детей о

структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о

сказках.  Подбор музыкального сопровождения. Драматизация сказок. Знакомство с

художниками — иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным,

Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные

игры:  «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы:

Двухсторонний мольберт;  указка; цветы – ориентиры; голоса сказочных героев;  

схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»;

силуэты сказочных героев «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»;

музыкальная колонка;  две физкультурные дуги и мостик.

Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле-

ориентир (цветок ).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

«Минутка Доброты». Дети произносят слова и при этом гладят по головке правой

рукой соседа: «Ты хороший, красивый и т.д.»

В: Мне так стало хорошо, как в сказке!!!

В: Ребята,  а вы любите сказки? Почему?

В: «В мире много сказок Грустных и смешных,

Но прожить на свете Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди.

В: Ребята, я предлагаю всем вместе отправиться  в гости к сказкам.  

«Если сказку назовёшь,

То цветок с собой возьмёшь».

В: Назовите свою любимую сказку.

Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —

ориентир.

В : Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

«Все цветочки покачались в стране сказок оказались».

Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас

мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и  называйте.

Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка,

Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза,

Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Ребята, а теперь волшебник приготовил нам новое испытание. Нужно отгадать

загадку про сказку. (презентация загадок)

Физминутка :

В: я предлагаю превратиться вам в репку.

-В огороде дедка репку посадил

-И водой из лейки репку он полил

-Расти, расти репка и сладка и крепка

-Большая – пребольшая, всем хватит угощения.

В: Молодцы! Но волшебник продолжает показывать фокусы.

На доске плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Д : «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна —

лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка»,

«Заяц - хваста».

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.

Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.

Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.

Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему

веленью».

Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.

(Воспитатель снимает плакат с доски).

В: » Все мы сказки разгадали

И героев всех нашли.

Нужно дальше нам идти.

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

В: «По тропинке мы пойдём через мостик перейдём».

(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними.)

В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам

найти своё место.

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

-Старый — молодой,

-Сильный — слабый,

-Здоровый — больной,

-Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

Дети перейдя мостик, находят по ориентирам своё место, где лежат «тени»

сказочных героев.

В: Волшебник спрятал героев.

« Если мы их разгадаем  от волшебства мы их избавим».

В середине стола лежит блюдечко с яблочком, к кому яблочко прикатилось, тот и

разгадывает.

В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз:

В: Ребята, вы наверное сильно устали , утратили энергию. Я предлагаю вам

зарядиться положительной энергией с помощью йоги. Нужно принять позу «лотоса»

и делать упражнения, которые я вам буду сейчас говорить.

Мы пришли в чудесный лес. -(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.-(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,-(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.-(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой и  скорей бегом домой.

Дети вновь находят на стульчиках свои ориентиры и присаживаются.

В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам

портреты, но необычные, портреты — линии.

В: Какая это линия?

Д : Это волнистая линия.

В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой

линией?

Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

В : Перечислите героев сказок с таким характером.( Золушка, Белоснежка, Царевна

Лягушка, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Добрая фея,

Краснозорька, Ховрошечка, Сестрица-Алёнушка и т.д.)

(на доске вывешивает портрет Золушки рядом с волнистой линией).

(На доске ломаная линия.).

В: На что похожа эта линия?

Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

В: Каким характером обладают персонажи этой линии?

Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

В: Перечислите их (Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Соловей-

разбойник, Леший, Колдун).

(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

(На доске вывешивается прямая линия)

В: Какие сказочные герои могут подойти к прямой линии? (Иван — крестьянский

сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей)

Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

(На доске вывешивается линия дугой)

В: На что похожа эта линия (На улыбку)

В: Какие персонажи с таким характером вам известны? 9 Емеля, Буратино, Питер

Пен, Карлсон)

В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. Я предлагаю нам всем заглянуть в

гости к гномику.

Физминутка «Гномик»

Ребята, кто сочиняет сказки? Хотите попробовать сами сочинить сказку?

В: А давайте мы с вами сочиним свою сказку.

«Будем яблочко наливное друг другу передавать, будем сказку сочинять».

(На мольберте- план-схема сказок.)

В :  Всего пять шагов. Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней

должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные

герои и добро победить зло.

(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт

вопросы.)

В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

Вам понравилось быть в гостях у сказок?

Д: Да.

В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?

(Дети отвечают.)

В: «Верить в сказку- это счастье, и тому, кто верит,

Сказка обязательно отворит все двери».

Дети читают стихи:  

Для чего нужны нам сказки, что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?

В сказке радость побеждает, сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают, начинают говорить.

В сказке всё бывает честно: и начало , и конец,

Смелый принц ведёт принцессу непременно под венец.

Белоснежка и русалка, старый карлик, добрый гном.

Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.

Прочитайте сказку детям, научите их любить.

Может быть на этом свете станет легче людям жить!

 

Флешмоб «Буратино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами ТРИЗ на тему "Зимняя сказка"

Данный конспект представляет собой занятие, на котором дети под руководством педагога составляют свою собственную сказку....

Конспект нод в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки».

В ходе НОД уточняются и обогащатся знания детей о русских народных и авторских сказках. Дети  учатся узнавать сказочных героев, сочинять сказку, использовать выразительные средства и графическую ...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам»

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ  «В гости к сказкам»Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.Зада...

Конспект ООД с детьми подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказываниюс использованием технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.2. Учить ...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»...

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки» с элементами ТРИЗ

Основы ТРИЗ были заложены в СССР еще в 40-50-х годах ХХ века. С тех пор она превратилась в универсальную науку. Используя данную методику в развитии речи, решается задача обучения составлению детьми т...