Материалы для родителей
консультация по развитию речи на тему
Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В психологической литературе, авторы: Сохин Ф.А., Тихеева Е.И., Миронова С.А и др. выделяют следующие типичные проблемы развития речи дошкольника:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
-бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее;
-плохая дикция.
Главными задачами дошкольного обучения, направленного на развитие речи являются:
- обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
-развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Рекомендации, способствующие развитию речи:
- чтение детям вслух сказок;
- пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного мультфильма;
- ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;
- построение рассказа по картинке, заданному плану, заданной теме;
- упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений ;
- упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;
- упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;
- разучивание стихов.
Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи) рекомендуется родителям этих детей использовать некоторые развивающие игры: «Окончи слово», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Найди, оберни, назови».
Также разработано много специальных комплексов упражнений, которые способствуют подготовке артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. Например:
- для свистящих звуков «с-з-ц» - «Лопаточка», «Чистим зубки», «Дразнилочка», «Шарики»;
- для шипящих звуков «ш-ж-ч» - «Вкусное варенье», «Чашечка», «Столбик»;
- для сонорных звуков «л,р» - «Лошадка», «Качели», «Пароходик», «Индюшата».
Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание. Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Рекомендуется перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения на речевое дыхание: «Ветряная мельница», «Снегопад», «Одуванчик».
Среди множества игровых упражнений выделяются:
- игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря («Ателье», «Составь букет», «Найди части к целому» и т.д.)
- игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи ( «Магазин», «Поезд», «Составь пары из картинок» и т.д.)
- игры и упражнения по формированию грамматического строя речи ( «Один и много», «Что за зверь?», «Чего не стало?» и т.д.).
Таким образом, на формирование речи в дошкольном возрасте значительное влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"
Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...
Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".
На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....
Материалы для родителей "Призадумайся мама"
Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....
"Материалы для родителей"
В уголок для родителей информация по ПДД...
Материалы для родителей. Методические разработки.
Перспективное планирование работы по взаимодействию с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возр...
Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"
В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...